Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ "Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона при Российской академии художеств" (далее - Заказчик):
ООО "Техно-Дом" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 19055-ЭП/17 от 04.08.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в Федеральном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона при Российской академии художеств" в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100004117000011. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 299 184,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
20.07.2017 Комиссией УФАС рассмотрена жалоба ООО "СтройСервисПроект" (вх. N 17178-ЭП/17 от 13.07.2017), по результатам рассмотрения которой Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки выдано предписание по делу N 44-2913/17, согласно которому предписано, в том числе следующее:
"- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372100004117000011;
- заново сформировать протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372100004117000011 в соответствии с законодательством о контрактной системе.".
Согласно официальному сайту единой информационной системы 03.08.2017 Заказчиком опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2017 NИО1.
В соответствии с извещением о проведении аукциона дата окончания срока подачи заявок: 10.07.2017.
Согласно доводам Заказчика извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) опубликовано на основании ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе в связи с изменением финансирования (отсутствие субсидирования).
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
В обоснование своей позиции Заказчиком на заседание Комиссии УФАС представлено положительное заключение экспертизы ФГУП "Государственный Республиканский Центр экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры "Росгосэкспертиза", согласно которому сметная стоимость необходимых для выполнения работ составляет 3 066,86 тыс. рублей. При этом начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную в заключении сумму.
Вместе с тем, Комиссия УФАС установила, что дата принятия заключения ФГУП "Государственный Республиканский Центр экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры "Росгосэкспертиза" - 30 июня 2016 г.
Исходя из представленных Заказчиком документов, следует, что Заказчику были известны обстоятельства формирования начальной (максимальной) цены контракта, что исключает наличие чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях характера события.
Иные документы, подтверждающие позицию Заказчика о наличии обстоятельств непреодолимой силы, на заседание Комиссии УФАС Заказчиком не представлены.
Таким образом, при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с требованиями ст. 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок.
На основании изложенного, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протокола об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2017 NИО1.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 36, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техно-Дом" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 августа 2017 г. N 44-3193/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2017