Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СМУ 12" на действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством" г. Назарово (далее - заказчик), уполномоченного органа - Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципальных контрактов" г. Назарово (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт участка напорного коллектора от КНС N1", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819300027017000090, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ 12" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт участка напорного коллектора от КНС N1" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал директор ООО "СМУ 12" Карташов С.А. (решение N01 от 25.02.2017).
Заказчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направил. В адрес Красноярского поступили письменные пояснения заказчика.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске на определенные виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Заказчик в описании объекта закупки установил требования к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе. Значения, содержащиеся в пункте "Бруски обрезные хвойных пород" описания объекта закупки, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 18288-87, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе. Аукционная документация содержит Приложение N 3 к информационной карте, в котором указано, что при подготовке заявок на участие в электронном аукционе необходимо учитывать требования ГОСТов, без указания какому (каким) ГОСТам должен соответствовать какой товар.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт участка напорного коллектора от КНС N1", номер извещения 0819300027017000090.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом при анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что согласно пунктам 4.1. "Требования к участникам размещения заказа" и 4.7. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации к участнику предъявляются требования о наличии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске на определенные виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с предметом аукциона:
17. Устройство наружных сетей канализации.
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных;
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей.
Или
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
В соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон ст. 6 Закона N372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемыми организациями в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также - СРО) свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ с 1 июля 2017 года работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При анализе извещения о проведении электронного аукциона Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что 20.07.2017 заказчиком опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
Таким образом, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске на определенные виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Довод подателя жалобы является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России установила, согласно Приложению N3 к информационной карте "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)" заказчиком установлены следующие требования к применяемым товарам:
N пп |
Наименование ресурса |
Показатели товара (максимальные или минимальные значения таких показателей, либо показатели, значения которых не могут изменяться) |
9 |
Проволока горячекатаная в мотках |
Диаметр не менее 6,0 мм и не более 6,5 мм. Марка стали должна быть Ст2пс или Ст1пс или Ст3пс. Химический состав стали по анализу ковшевой пробы: углерода не менее 0,06% и не более 0,22%; марганца не менее 0,25% и не более 0,65%; кремния не менее 0,05% и не более 0,15%. Массовая доля серы: не более 0,05%. Массовая доля фосфора: не более 0,04%. Массовая доля азота в стали, выплавленной в электропечах или мартеновской и конвертерной (выбрать одно): не более 0,012% |
Комиссией Красноярского УФАС России принята во внимание позиция, изложенная в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, в соответствии с которой при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, требование заказчика об описании в заявке химического состава стали для проволоки горячекатаной в мотках, влечет за собой ограничение количества участников закупки, нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.
Кроме того, проанализировав Приложение N3 к информационной карте "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)", Комиссия установила, что заказчик предъявляет, в том числе, требования к применяемым товарам, например:
N пп |
Наименование ресурса |
Показатели товара (максимальные или минимальные значения таких показателей, либо показатели, значения которых не могут изменяться) |
4 |
Раствор готовый кладочный цементный |
Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %. Марка по подвижности должна быть: Пк1 или Пк2 или Пк3 или Пк4. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Норма подвижности по погружению конуса должна быть не менее 1 и не более 14 см. Влажность сухих растворных смесей не должна превышать 0,1% по массе. Раствор должен быть: тяжелый или легкий. Марка по прочности должна быть: М50 или М100. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть в диапазоне значений 1400-1600 кг/м3. Морозостойкость раствора, должна быть более F25. В качестве вяжущего должна применятся негашёная известь без добавок и сорт должен быть: 1 или 2. В зависимости от содержания в ней оксидов кальция и магния известь должна быть: магнезиальная или доломитовая или кальциевая. Активные СаО + МgO, не должны быть менее 75% Время гашение извести должно быть менее 35 мин. Негашеная известь по времени гашения должна быть или быстрогасящаяся или среднегасящаяся или медленногасящаяся. Непогасившиеся зерна, должны быть не более15%. Активный МgO, не более 40%. В качестве цемента должен применяться портландцемент марки, менее 600 и более 300. Вид цемента ПЦ-Д5 или ПЦ-Д0 или ПЦ-Д20. Предел прочности, МПа (кгс/см2) при изгибе в возрасте, сут 28 должен быть менее: 6,4 (65) МПа (кгс/см2) Предел прочности, МПа (кгс/см2) при сжатии в возрасте, 28 сут должно быть менее: 58,8 (600) МПа (кгс/см2) В качестве заполнителя применяется песок природный и класс должен быть: 1 или 2. Группа песка по крупности: мелкий или средний или крупный. Содержание зёрен крупностью: свыше 5 мм, не более 20%; менее 0,16 мм, не более 15%; свыше 10 мм, не более 5%. Содержание в песке пылеватых и глинистых частиц должно быть не более 5%. Содержание глины в комках, не более 0,5%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов более 370 Бк/кг и менее 740 Бк/кг. Модуль крупности, Мк в пределах не менее 1,5 и не более 3,5. Полный остаток песка на сите с сеткой N 063 должен быть в пределах не более 65% и не менее10%. |
Комиссия отмечает, что, исходя из требований ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 28013-98), распространяющего свое действие на раствор готовый кладочный цементный марки 50, 100, конкретные значения показателей характеристик, например, "водоудерживающая способность растворных смесей", "содержание золы-уноса", "марка по морозостойкости", "наибольшая крупность зерен заполнителя", "удельная эффективную активность естественных радионуклидов" известны производителю в результате проведения приемочного контроля по всем нормируемым показателям, однако согласно пункту 4.15.3 ГОСТ 28013-98 указанные показатели характеристик не являются обязательным содержанием документа о качестве рассматриваемого товара, следовательно, могут быть указаны при необходимости. Таким образом, указанные показатели характеристик подлежат признанию показателями, которые становятся известными в результате проведенных испытаний определенной партии товара, после его производства.
Кроме того, анализ Приложение N3 к информационной карте "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)" позволил Комиссии установить, что по иным товарным позициям заказчиком также предъявляются требования предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе, следует из стандартов качества, которым такие товары должны соответствовать). Доводов подтверждающих обратное, со стороны заказчика представлено не было. Данная позиция также согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Таким образом, требование заказчика об описании в заявке показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России установила, согласно Приложению N3 к информационной карте "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)" заказчиком установлены следующие требования к применяемым товарам:
N пп |
Наименование ресурса |
Показатели товара (максимальные или минимальные значения таких показателей, либо показатели, значения которых не могут изменяться) |
7 |
Бруски обрезные хвойных пород |
Длина не менее 4 и не более 6,5 м, ширина не менее 75 и не более 150 мм, толщина не менее 40 и не более 75 мм, сорт должен быть I или II или III. |
При этом товар "бруски обрезные хвойных пород" должен соответствовать требованиям ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия". В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТа 8486-86 термины и определения изложены в ГОСТ 18288-87 "Межгосударственный стандарт. Производство лесопильное. Термины и определения".
Согласно таблице 1 "Стандартизованные термины с определениями" ГОСТа 18288-87 брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины (пункт 20 Таблицы 1), доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины (пункт 21 Таблицы 1).
Также ГОСТом 18288-87 определены следующие термины: толщина пиломатериала - размер пиломатериала, определяемый расстоянием между пластями в установленном для измерения месте в направлении, перпендикулярном пластям; ширина пиломатериала - размер пиломатериала, определяемый расстоянием между его кромками в установленном для измерения месте в направлении, перпендикулярном его продольной оси. При этом пласть пиломатериала - это любая из двух противоположных более широких продольных поверхностей пиломатериала.
Таким образом, толщина пиломатериала определяется расстоянием между двух противоположных более широких продольных поверхностей пиломатериала в направлении, перпендикулярном пластям.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что исходя из определения бруска и его размеров, участник закупки в заявке должен указать характеристики товара "бруски обрезные хвойных пород", соответствующие требованиям аукционной документации и ГОСТа 18288-87 и не может указать брусок толщиной 40 мм и шириной 150 мм, как указывает податель жалобы, ввиду того, что такой пиломатериал будет являться доской и не будет соответствовать требованиям аукционной документации и ГОСТа 18288-87. Довод жалобы является необоснованным.
Довод ООО "СМУ 12" о том, что аукционная документация содержит Приложение N 3 к информационной карте, в котором указано, что при подготовке заявок на участие в электронном аукционе необходимо учитывать требования ГОСТов, без указания какому (каким) ГОСТам должен соответствовать какой товар, Красноярского УФАС России признаются необоснованными ввиду следующего.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что Приложением N3 к информационной карте "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)" определено, что при подготовке заявок на участие в электронном аукционе необходимо учитывать требования ГОСТов в составе аукционной документации, в действующей на территории РФ в период проведения закупки редакции: ГОСТ 18599-2001,ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 10178-85,ГОСТ 8267-93, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 380-2005.
При этом, Комиссия отмечает, что требования к описанию объекта закупки, установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований к описанию объекта закупки (в том числе правил и ограничений или требований к форме его описания) законодательством о контрактной системе не предусмотрено, ровно как не предусмотрено устанавливать обязательное требование о дополнительном указании к номерам ГОСТов их полного наименования, а также указания какому ГОСТу должен соответствовать какой товар. Комиссия отмечает, что указание на соответствие поставляемых товаров ГОСТам в той форме, которая использована заказчиком в документации к электронному аукциону, не влияет на объективность описания объекта закупки, поскольку у участников закупки имеется возможность по номерам ГОСТов ознакомиться с их требованиями.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СМУ 12" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 33, 64, 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 августа 2017 г. N 1230
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2017