Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей
заявителя - Смирнова А.О., доверенность от 01.08.2017;
заказчика - не явился, извещен;
уполномоченного органа - Тоне Е.В., доверенность от 08.08.2017,
рассмотрев жалобу ООО "КуйбышевГидроПроект" на действия конкурсной комиссии - Муниципального казённого учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по объекту "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове" (извещение N 0861300007017000070).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "КуйбышевГидроПроект" (далее - Заявитель, Общество) на действия конкурсной комиссии - Муниципального казённого учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (далее - Уполномоченный орган, Конкурсная Комиссия) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по объекту "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове" (извещение N 0861300007017000070) (далее - конкурс).
В поступившей жалобе Заявитель указывает, что обществом подана заявка на участие в открытом конкурсе, однако согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.07.2017 по окончании срока подачи заявок было подано 6 (шесть) заявок, одна соответствует требования, 5 заявок отклонено. Заявка ООО "КуйбышевГидроПроект" отклонена со следующей формулировкой: "Документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация. Декларация соответствия участника закупки не отвечает требования части 7 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Еще три заявки отклонены по тем же основаниям. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе предоставляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса. Так Обществом декларация была заполнена в полном соответствии с Формой N 4). Следовательно, у Конкурсной комиссии не было оснований для ее отклонения. Кроме того, требования об отсутствии судимости в Законе о контрактной системе, тексте конкурсной документации и в Форме N 4 имеют разную текстовку, что привело к тому, что участники закупки были введены в заблуждение, это подтверждается тем, что четыре из шести участников закупки были отклонены по основанию "Декларация соответствия участника закупки не отвечает требованиям пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на заседание Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе, считает, что Конкурсная комиссия необоснованно отказала на участие в открытом конкурсе, так как декларация соответствовала Форме N 4.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии с доводами Заявителя не согласился, в письменных и устных возражениях пояснил, что в разделе 3 конкурсной документации "Инструкция по подготовке заявки на участие в конкурсе" в подпункте 7 пункта 3.4.2 повторно обращается внимание участника на содержание документов и говориться, что декларация о соответствии участника открытого настоящего конкурса требованиям, установленным в пункте 1.6.4 настоящего раздела (Форма N 4), в пункте 3.6.3 того раздела документации, указывается, что в форме "Декларация соответствия" (Форма N 4), участник закупки декларирует свое соответствие требованиям пункта 1.6.4. Таким образом, довод заявителя о том, что участники закупки были введены в заблуждение, необоснован. Кроме того, Форма N 4 является рекомендуемым образцом, при этом в конкурсной документации присутствует инструкция, позволяющая правильно оформить рекомендуемые формы документации и заявку на участие.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, заслушав представителей сторон, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, пришла к следующим выводам.
19.06.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об открытом конкурсе, в том числе конкурсная документация утвержденная Заказчиком.
05.07.2017 в 18: 37, 10.07.2017 в 18:19 в извещение о проведении открытого конкурса, а также в конкурсную документацию внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 639 420 руб. 00 коп.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 24.07.2017 N ПВК1 по окончанию срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано 6 (шесть) заявок.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.07.2017 N ПРО1 следует, что участники под номерами N 1, N3, N 4, N 6 отклонены по следующей причине: "Документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация Декларация соответствия участника закупки не отвечает требованиям часть 7 пункта 1 статьи 31 Закона о контрактной системе". Заявка участника под номером N 2, отклонена по причине того, что Документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информацию. В составе заявки приведено Обеспечение заявки (Платежное поручение в размере 431 971,00), данные денежные средства на счет заказчика не поступали.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Открытый конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе указано, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В пункте 1.6.4 конкурсной документации указано, что участник закупки должен соответствовать следующим требованиям:
а) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
б) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;
в) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной и которые признаны безнадёжными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
г) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - юридическом лице, в том числе сведений об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
д) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
е) участник закупки не является офшорной компанией;
Согласно подпункту 7 пункта 3.4.2 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать декларацию о соответствии участника открытого настоящего конкурса требованиям, установленным в пункте 1.6.4 настоящего раздела (Форма N 4).
Из пункта 3.6.3 конкурсной документации следует, что в Форме "Декларация соответствия" (Форма N 4) участник закупки декларирует свое соответствие требованиям пункта 1.6.4 настоящего раздела.
Согласно Форме N 4 Декларация соответствия выглядит следующим образом.
Форма N 4
На фирменном бланке участника закупки (при его наличии)
ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ
Настоящим сообщаем, что соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, установленным законодательством и указанным в настоящей конкурсной документации:
- в отношении не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- деятельность не приостановлена в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- у отсутствуют недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (или задолженность не превышает 25 % балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчётности за 2014 год) (выбрать нужное)
Либо
- обжаловал наличие задолженности по платежам в в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день подачи заявки на участие в конкурсе не принято;
- сведения об (в том числе информация об учредителях, генеральном директоре) отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- у генерального директора и главного бухгалтера отсутствует судимость за преступления в сфере экономики, в отношении них не применялись наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;
- конфликт интересов между заказчиком и отсутствует;
- не является офшорной компанией
Гарантируем подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Подтверждаем право заказчика (комиссии) запрашивать в государственных органах и иных организациях информацию, подтверждающую представленные сведения
|
|
|
|
|
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что Форма N 4 имеет противоречивые требования с пунктом 1.6.4 конкурсной документации, что привело к ограничению количества участников на участие в открытом конкурсе. Таким образом, участники открытого конкурса, руководствующиеся частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе декларировали свое соответствие по Форме N 4.
Следовательно, заявка Заявителя соответствующая требованиям установленным конкурсной документации, а именно по Форме N 4 должна была быть расценена конкурсной комиссией, как соответствующей требованиям.
Таким образом, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено, что конкурсная комиссия в нарушение требований части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе незаконно отказала в допуске на участие в открытом конкурсе Обществу с ограниченной ответственность "Куйбышев Гидропроект".
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
При анализе заявок участников открытого конкурса под номерами N 2, N 6, Комиссия установила, что такие участники не соответствуют требованиям конкурсной документации, а именно Форме N 4. Декларации соответствия таких участников имеют иную информацию, предусмотренную утвержденной Формой N 4.
В связи с тем, что заявка участника открытого конкурса под номером N 2 отклонена по причине того, что в составе заявки приведено Обеспечение заявки (Платежное поручение в размере 431971,00), данные денежные средства на счет заказчика не поступали, то Заявка участника (победителя) под номером N 6 должна была быть отклонена конкурсной комиссией, поскольку последняя не соответствовала Форме N 4.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии имеются нарушения части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Поскольку как установлено Комиссией, что требования пункта 1.6.4 конкурсной документации и Форма N 4 утвержденная Заказчиком имеют противоречивые требования, Комиссией антимонопольного органа установлено, что Заказчик нарушил положения пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участником закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В части 1.1 вышеназванной нормы Закон о контрактнйо системе указано, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных требований, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено, что Заказчиком в пункте 1.6.4 Конкурсной документации не установлены единые требования к участникам закупки установленные в пунктах 7.1, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, Заказчик при утверждении конкурсной документации нарушил требования пунктов 7.1, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КуйбышевГидроПроект" на действия конкурсной комиссии - Муниципального казённого учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по объекту "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове" (извещение N 0861300007017000070) - обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области нарушившей требования части 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать Заказчика - Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области нарушившим положения пунктов 7.1, 8, 9, части 1 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать Заказчику - Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, Уполномоченному органу - Муниципального казенному учреждению "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пунктах 2, 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии В.А. Гришечкина
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 августа 2017 г. N 230/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2017