Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Ведущего специалиста - эксперта правового отдела Михалевой Н.А.,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет": Мульдаровой Е.В., Тереховой О.В.,
ООО "Многопрофильный учебный центр "ЛИК": Беловой Ю.Б.,
рассмотрев жалобу ООО "Многопрофильный учебный центр "ЛИК" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг на обучение по охране труда и пожарно-техническому минимуму для нужд ФГБОУ ВО МГППУ (Закупка N 0373200006017000035) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном допуске второй части заявки ИП Терентьев Александр Евгеньевич на участие в вышеуказанном аукционе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.07.2017 NМГ/36053/17 документы и сведения.
1. Согласно протоколу подведения итогов аукциона N 0373200006017000035 от 13.07.2017 заявка Заявителя признана соответствующей аукционной документации, при этом согласно доводам жалобы Заявителя, участник ИП Терентьев Александр Евгеньевич не имеет документов, которые предусмотрены п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, а именно: не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности с включенным в приложение подвидом "дополнительное профессиональное образование", выданной в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в информационной карты аукционной документации "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона" установлено следующее требование: "лицензия на осуществление образовательной деятельности с включенным в приложение подвидом "дополнительное профессиональное образование", выданная в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе второй части заявки ИП Терентьев Александр Евгеньевич не представлена копия лицензии на осуществление образовательной деятельности с включенным в приложение подвидом "дополнительное профессиональное образование", выданная в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании) устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. С учетом того, что ИП Терентьев Александр Евгеньевич оказывает образовательные услуги непосредственно наличие у него лицензии не требуется.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ст. 32 Федерального закона "Об образовании" индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, предметом закупки является осуществление дополнительного профессионального образования, право осуществления которого индивидуальными предпринимателями прямо законом не предусмотрено. В связи с чем, довод Заказчика о возможности непредоставления индивидуальными предпринимателями лицензии подлежит отклонению, поскольку такое право предусмотрено в отношении образовательной деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, которая прямо разрешена Законом об образовании. Дополнительное профессиональное образование, в свою очередь, отсутствует в ст. 32 Закона об образовании.
Комиссией Управления установлено, что в составе второй части заявки ИП Терентьев Александр Евгеньевич отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности с включенным в приложение подвидом "дополнительное профессиональное образование, что не соответствует требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика в части признания второй части заявки ИП Терентьев Александр Евгеньевич соответствующей требованиям аукционной документации, является неправомерным, а также нарушает положения ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно допущена вторая часть заявки ИП Терентьев Александр Евгеньевич, поскольку Терентьев Александр Евгеньевич находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (реестровый номер РНП 41830-17).
На основании ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанным Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Комиссией Управления установлено, что в Информационной карте аукционной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Комиссией Управления установлено, что в реестре недобросовестных поставщиков под реестровыми номерами РНП 41830-17 содержится информация об АНО ДПО "Институт государственного управления" (ИНН 7719290598), учредителем которого является Терентьев Александр Евгеньевич.
Ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает нормы в части регулирования предпринимательской деятельности гражданина. Так, согласно ч.1 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, поскольку индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, условием соответствия требованиям аукционной документации (при условии наличия такого требования) является отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков информации именно об участнике закупки, а в случае, если участником является юридическое лицо, также о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, и о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа соответствующего юридического лица - участника закупки.
Ввиду вышеизложенного, основанием для признания заявки предпринимателя, не соответствующей требованиям аукционной документации, могло являться только наличие в реестре недобросовестных поставщиков сведений о самом участнике закупки - ИП Терентьев Александр Евгеньевич, в то время как факт наличия в реестре недобросовестных поставщиков сведений об АНО ДПО "Институт государственного управления" и Терентьеве Александре Евгеньевиче, в силу положений действующего законодательства, не может учитываться в качестве основания для отказа в участии в закупке его учредителю. ИП Терентьев Александр Евгеньевич и АНО ДПО "Институт государственного управления", учредителем которого является физическое лицо Терентьев Александр Евгеньевич, являются различными хозяйствующими субъектами, каждый их которых самостоятельно осуществляет свою деятельность.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение аукционной комиссии Заказчика в части допуска заявки ИП Терентьев Александр Евгеньевич является правомерным, поскольку в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ИП Терентьев Александр Евгеньевич.
Одновременно Комиссия Управления сообщает, что приведенный Заявителем довод об отсутствии ИП Терентьев Александр Евгеньевич в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, что также подтверждается информацией, полученной путем запроса на сайте Министерств труда и социальной защиты Российской Федерации (МИНТРУД), по мнению Заявителя нарушает ст.217 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N197-ФЗ оставляются в настоящем случае Комиссией Управления без рассмотрения ввиду отсутствия у названной Комиссии правомочий по рассмотрению и правовой оценке указанных доводов. Полномочия Комиссии Управления, рассматривающей настоящий спор, ограничены проверкой законности действий Заказчика на предмет их соответствия требований Закона о контрактной системе.
В то же самое время, в случае наличия у Заявителя сомнений в части соответствия действий Заказчика положениям Трудового кодекса Российской Федерации последний не лишен возможности обратиться в соответствующий орган органы, в компетенции которых находится контроль за соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что доводы жалобы в части, относящейся к ее компетенции, являются обоснованными в части неправомерного признания заявки ИП Терентьев Александр Евгеньевич соответствующей требованиям аукционной документации при непредоставлении ИП Терентьев Александр Евгеньевич лицензии на осуществление образовательной деятельности с включенным в приложение подвидом "дополнительное профессиональное образование", согласно требвоаниям аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Многопрофильный учебный центр "ЛИК" на действия аукционной комиссии ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" обоснованной в части неправомерного признания заявки ИП Терентьев Александр Евгеньевич соответствующей требованиям аукционной документации при отсутствии у ИП Терентьев Александр Евгеньевич лицензии на осуществление образовательной деятельности с включенным в приложение подвидом "дополнительное профессиональное образование.
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Н.А. Михалева
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2017 г. N 2-57-8591/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2017