Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 4 Департамента здравоохранения города Москвы": М,А, Баязитова,
при участии представителя ООО "Рельеф": И.В. Балякина,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 4 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов в ГБУЗ "ГКБ N4 ДЗМ" в 2017 году (Закупка N 0373200025517000092) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.08.2017 N МГ/38206/17 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. 2.2.3 технического задания следующего требования "При оказании услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования: исполнитель обеспечивает укомплектованность штата работников, исходя из условий выполнения объёма работ", поскольку указанное требование, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием о наличии у исполнителя контракта собственных трудовых ресурсов, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя Заказчика указанное требование не является требованием о том, что персонал, оказывающий услуги по содержанию помещений должен находиться в штате победителя электронного аукциона.
При этом, ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права не распространяется на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в документации о закупке указанного требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Смазка Литол" установлены требования к характеристикам "Температура каплепадения", "Пенетрация при 25 °С с перемешиванием", "Вязкость при минус 20 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1", "Предел прочности при 80°С", "Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10с-1 и при 50°С и среднем градиенте скорости деформации 100с-1", "Интервал рабочих температур", "Предел прочности при 20°С", "температура вспышки в закрытом и открытом тигле", "температура воспламенения", "Коллоидная стабильность, выделенное масло", "Испаряемость при 120 °С", "Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH", "Массовая доля механических примесей", "Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при (20_5)°С: нагрузка сваривания", "Изменение твердости при набухании резины марки 26- 44", "Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при (20_5)°С: критическая нагрузка", "Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при (20_5)°С: индекс задира", "Изменение объема при набухании резины марки 26- 44";
- в п. "Провода силовые, тип 2" установлены требования к характеристикам "Прочность изоляции при разрыве до старения", "Предел прочности при растяжении изоляции", "Потеря массы", "Максимальная влажность воздуха при температуре до 35 °С", "Допустимый температурный нагрев медных жил", "При температуре +20 градусов сопротивление изоляции проводов, пересчитанное на 1 км длины, на период эксплуатации", "Сопротивление изоляции проводов", "Электрическое сопротивление постоянному току 1 км жилы при 5°С и 20°С";
- в п. "Линолеум" установлены требования к характеристикам "Истираемость", "Абсолютная остаточная деформация", "Группа горючести", "Продолжительность самостоятельного горения", "Группа воспламеняемости", "Группа дымообразующей способности", "Группа распространения пламени по поверхности для покрытия полов", "Степень повреждения по длине и по массе при горении", "Температура дымовых газов", "Величина критической поверхностной плотности теплового потока", "Класс пожарной опасности", "Величина теплового потока поверхностной плотности критической";
- в п. "Масло для вертикальных направляющих" установлены требования к характеристикам "Кинематическая вязкость при 40°С", "Температура застывания", "Плотность", "Содержание механических примесей", "Зольность", "Температура вспышки в открытом тигле", "Индекс задира (Из)", "Критическая нагрузка (Рк)", "нагрузка сваривания (Рс)";
- в п. "Самонарезающие винты с полукруглой головкой и заостренны м концом для металла и пластмассы класса" установлены требования к характеристикам "Диаметр головки", "Ширина шлица максимальная", "Номер крестообразного шлица", "Радиус под головкой R", "Максимальное значение b крестообразного шлица", "Радиус сферы головки R1", "Тип крестообразного шлица", "Номинальная ширина шлица", "Диаметр винта под головкой", "Допуск соосности головки относительно стержня (2IТ14)", "Диаметр крестообразного шлица", "Недовод резьбы". "Внутренний диаметр резьбы d1", "Ширина площадки b резьбы винтов", "Условное обозначение марки материала (группы)", "Цифровое обозначение покрытия винтов", "Твердость винтов", "Глубина крестообразного, прямого шлица", "Глубина слоя химико-термической обработки";
- в п. "Канифоль" установлены требования к характеристикам "Массовая доля воды", "Массовая доля золы", "Массовая доля механических примесей", "Температура размягчения", "Кислотное число", "Массовая доля неомыляемых веществ", "Температура самовоспламенения";
- в п. "Олифа" установлены требования к характеристикам "Цвет по йодометрической шкале", "Температура вспышки в закрытом тигле", "Отстой по объему";
- в п. "Припои" установлены требования к характеристикам "Относительное удлинение", "Временное сопротивление разрыву", "Плотность", "Температура плавления: ликвидус", "Температура плавления: солидус", "Интервал кристаллизации", "Предельное отклонение по размеру сторон и диаметру";
- в п. "Масло индустриальное" установлены требования к характеристикам "Кинематическая вязкость при 40 °С", "Кислотное число", "Зольность", "Плотность при 20 °С", "Температура застывания", "Температура вспышки", "Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла", "Стабильность против окисления: приращение смол", "Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе рабочей зоны";
- в п. "Спирт этиловый технический" установлены требования к характеристикам "Массовая концентрация сивушного масла", "Концентрация этилового спирта", "Объемная доля этилового спирта", "Массовая концентрация альдегидов", "Массовая концентрация сложных эфиров, в пересчете на уксусноэтиловый эфир", "Массовая концентрация кислот в пересчете на уксусную кислоту", "Массовая концентрация сухого остатка, фурфурола", "Концентрация метилового спирта", "Нижний, верхний температурные пределы воспламенения насыщенных паров спирта в воздухе", "Предельно допустимая концентрация паров этилового спирта в воздухе производственных помещений (ПДК)", "Область воспламенения", "Исходное сырье для выработки спирта";
- в п. "Краски масляные" установлены требования к характеристикам "Массовая доля пленкообразующего вещества", "Массовая доля летучих веществ", "Плотность пленки, полученной после высыхания краски, разведенной олифой до малярной консистенции", "Твердость пленки по маятниковому прибору: тип ТМЛ (маятник Б), тип М-3", "Плотность краски", "Степень перетира";
- в п. "Провода силовые с медными жилами" установлены требования к характеристикам "Электрическое сопротивление постоянному току 1 км жилы при 10°С, при 20°С", "Электрическое сопротивление изоляции на длине 1 км при 70°С и 90°С", "Значение электрического сопротивления изоляции при температуре 20°С пересчитанное на длину 1 км", "Прочность изоляции при разрыве до старения";
- в п. "Лампы люминесце нтные ртутные низкого давления общего применения" установлены требования к характеристикам "Высота корпуса цоколя", "Полная высота штырьков цоколя", "Межцентровое расстояние штырьков цоколя", "Диаметр корпуса цоколя", "Диаметр штырьков цоколя", "Полная длина лампы, измеренная между концами штырьков обоих цоколей", "Коэффициент мощности", "Напряжение холостого хода: Эффективное на стартере", "Эффективное напряжение на стартере при работающей лампе", "Напряжение холостого хода: Пиковое на лампе", "Эквивалентное сопротивление последовательно соединенных катодов", "Минимальный ток предварительного подогрева", "Отношение напряжения к току";
- в п. "Лента изоляционная прорезиненная" установлены требования к характеристикам "Количество сторон ленты с нанесенной резиновой смесью", "Предельное отклонение по массе", "Электрическая прочность", "Разрывная нагрузка", "Скорость расклеивания ленты до старения и после старения", "Масса 1 м2 ленты";
- в п. "Провода силовые повышенной гибкости" установлены требования к характеристикам "Максимальная влажность воздуха при температуре до 35°С", "Монтажный размер радиуса изгиба", "Допустимый температурный нагрев медных жил", "Предел прочности при растяжении изоляции", "Электрическое сопротивление 1 км жилы при температуре 20 °С", "Электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины и измеренное в воде при температуре 70 °С".
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Так, например, в соответствии с ГОСТ 21150-87 "Смазка Литол-24. Технические условия" значения температуры каплепадения, вязкость, редел прочности, коллоидную стабильность, испаряемость, массовые доли свободной щелочи в пересчете на NaOH и механических примесей, определяют при осуществлении приемосдаточных исследований конкретных партий товаров, значения смазывающих свойств на четырехшариковой машине, изменения твердости определяют при периодическом контроле не реже чем на одной партии раз в 3 или месяцев в зависимости от марки смазки, значение характеристики "Пенетрация при 25 °С с перемешиванием" определяют только при поставке смазки Литол-24 на экспорт и по требованию потребителя.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 7251-77 "Линолеум поливинилхлоридный на тканевой и нетканевой подоснове. Технические условия" истираемость, абсолютную остаточную деформацию линолеума определяют при приемосдаточных исследований конкретных партий товаров, а также в соответствии с п. 2 ГОСТ 17769-83 "Изделия крепежные. Правила приемки" внешний вид, геометрические параметры, механические свойства и качество покрытия изделий контролируют при приемке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следующих положений:
- инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе предусмотрено следующее положение: "При перечислении требуемых значений показателя с использованием символа "\" (косая черта влево), участнику закупки требуется указать все значения, требуемые заказчиком", что, по мнению Заявителя, с учетом того, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, в том числе следующее положение: "символ " , " (запятая) следует читать как " и ", за исключением случаев когда символ обозначает десятичную запятую для десятичной дроби значения показателя" является избыточным положением поскольку Заказчиком в аукционной документации установлены аналогичные правила чтения различных символов в разных частях инструкции по заполнению заявки, что может вводить участников закупки в заблуждение ввиду расширенного количества правил чтения символов и слов, применяемых при описании товаров;
- Заявитель обжалует установление Заказчиком следующего положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "В случае, если значение какого-либо параметра не нормируется соответствующим нормативно-техническим документом для выбранной марки/сорта/типа/вида и пр., в предлагаемом значении такого параметра следует указать "не нормируется", "не применяется", "отсутствует" или "не определяется", в противном случае предложение участника закупки будет расценено как не достоверное", поскольку указанное положение препятствует формированию участниками закупки предложения в отношении которых может быть представлено конкретное значение характеристики, а также препятствует формированию предложения при отсутствии в допустимых значениях показателя значения "не нормируется", "не применяется", "отсутствует" или "не определяется";
- аукционной документацией установлены следующие правила чтения символов, применяемых при описании товаров: "Если указание требуемых значений показателя осуществляется с использованием символа "(_)" (многоточие в круглых скобках) и сопровождается знаком "*" (звездочка), то требуемое значение показателя является диапазонным и участником закупки должен быть указан верхний и нижний предел с указанием значений по форме: "верхний предел", "нижний предел", при этом граничные показатели не включаются в предлагаемое значение", "При перечислении требуемых значений показателя с использованием символа "[_]" (многоточие в квадратных скобках), участником закупки должен быть указать диапазон значений, в котором граничные показатели включаются в предлагаемое значение", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями к описанию Заказчиками характеристик товаров с использованием одного символа - "_";
- в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следующего положения: "Если требуемое значение показателя отмечено знаком " 1", то значение и формат отображения данного показателя является неизменным, при этом отменяются все указанные в настоящей инструкции правила чтения отдельных знаков, слов или символов", поскольку указанный символ не применяется при описании характеристик товаров, применяемых при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что символ " 1" применяется Заказчиком, в том числе, при описании характеристики "Род контакта: (замыкающий и размыкающий)1 или переключающий" товара "Реле РПУ-2", характеристики "Тип контактов (2з+2р)1" товара "Реле промежуточное, тип 1", характеристики "Цвет изоляции основных жил и расцветка изоляции жилы заземления проводов и шнуров: (Зелено-желтый, голубой, коричневый)1; (Голубой, черный, коричневый)1; (Голубой, коричневый)1" товара "Провод сетевой ШВВП", характеристики "Величина напряжения (до 450/750)1; (до 1000)1" товара "Выключатели путевые ВП 65-2112".
Вместе с тем, указанные характеристики товаров описаны с использованием Заказчиком строчечного символа "1", при этом представитель Заказчика затруднился пояснить при описании каких характеристик товаров применяется символ "1" в верхнем регистре текста, а также затруднился обосновать необходимость формирования инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе вышеуказанным образом.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 4 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 августа 2017 г. N 2-57-9175/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2017