Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителя МБУК "ДК "Звёздный": С.И. Грыу,
в отсутствие представителей ООО "КАПИТАЛСТРОЙ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/38059/17 от 01.08.2017),
рассмотрев жалобу ООО "КАПИТАЛСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия МБУК "ДК "Звёздный" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по выполнению ремонта кровли "ДК "Звёздный" (Закупка N 0348300514417000002) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.08.2017 N МГ/38534/17 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. 2 "Праймер битумный" установлено требование "температура применения: от -20 градусов цельсия", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки ("показатели, которые всегда принимают диапазонные значения (температура, фракция) должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика и нормативно-технической документации, при этом указываются верхняя и нижняя границы диапазона, которые должны являться включительными значениями") является неправомерным требованием, поскольку Заказчиком не установлено требование к максимальному значению характеристики в отношении которого участникам закупки необходимо представить верхнее значение диапазона;
- в п. 3 "битумы нефтяные" установлено требование "предельно допустимая концентрация паров нефтяных битумов в воздухе рабочей зоны: более 200 мг/м3", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные. Технические условия", согласно которому предельно допустимая концентрация паров нефтяных битумов в воздухе рабочей зоны должна быть 300 мг/м3;
- в п. 4 "смеси сухие цементно-песчаные" установлены, в том числе, следующие требования:
- установлены требования к марке и классу бетона, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку указанные показатели описывают характеристики другого материала;
- установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31358-2007 "Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия", ГОСТ 7473-94 "Смеси бетонные. Технические условия", а также ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями, поскольку участникам закупки не представляется возможным предложить к использованию товары, соответствующие требования все указанных стандартов одновременно;
- установлено требование "норма подвижности по погружению конуса: от 1 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 28013-98, согласно которому норма подвижности растворов должна быть не меньше 10 мм;
- в п. 9 "Воронка" установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку положения ГОСТ Р 52087-2003 не распространяются на воронки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы об установлении неправомерных требований к товарам "Праймер битумный", "Воронка", а также установления неправомерных требований о соответствии товара "смеси сухие цементно-песчаные" требованиям государственных стандартов, установления неправомерных требований к норме подвижности по погружению конуса, и затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлено вышеуказанное требование к товару "битумы нефтяные".
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к расслаиваемости свежеприготовленных смесей, водоудерживающей способности растворных смесей, применяемых при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При этом, в соответствии с п. 5.5 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" значения расслаиваемости, водоудерживающей способностью контролируют в сроки по согласованию с потребителем, но не реже одного раза в 6 мес, а также при изменении качества исходных материалов, состава раствора и технологии его приготовления.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Также, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требования "температура самовоспламенения пропана и нормального бутана в воздухе при давлении 0,1 Мпа (760 мм рт. ст.): более либо равно 405 градусов цельсия" к товару "пропан-бутан", поскольку в соответствии с ГОСТ 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия" температура самовоспламенения нормального бутана составляет минус 405 °С.
Вместе с тем, исходя из положений ГОСТ 52087-2003 температура самовоспламенения нормального бутана составляет 405 °С, при этом данное значение указано в ГОСТ 52087-2003 с использованием символа "-", а не знака "минус".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о неправомерности установления требования к товару указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КАПИТАЛСТРОЙ" на действия МБУК "ДК "Звёздный" обоснованной в части установления избыточных требований к товарам, а также установления неправомерных требований к товарам "Праймер битумный", "Воронка", "смеси сухие цементно-песчаные", "битумы нефтяные".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Сологов
Исп. Е.А. Дейнега (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 августа 2017 г. N 2-57-9254/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2017