Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии Д.П. Ефимова и представителей ФГБУ "РДКБ" Минздрава России: Е.С. Миклашевской, Е.В. Ярановой, К.И. Сухарьковой,
рассмотрев жалобу ИП Ефимов Д.П. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту противопожарных систем безопасности в зданиях ФГБУ "РДКБ" России (Закупка N 0373100045317000081) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/38536/17 от 02.08.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту противопожарных систем безопасности в зданиях ФГБУ "РДКБ" России, при этом, Заказчиком выбран код ОКПД 2 - 80.20.10.000 "Услуги систем обеспечения безопасности", а также способ определения поставщика - открытый конкурс, что, по мнению Заявителя жалобы, неправомерно, так как закупка данных услуг должна осуществляться в виде электронного аукциона в соответствии с требованиями ст.59 Закона о контрактной системе.
На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Буквальное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик должен проявлять добросовестность и осмотрительность ввиду возможного необоснованного ограничения круга участников закупки.
Согласно ч.1 ст.27 Закона о контактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
На основании ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Аукционный перечень).
Исходя из положений упомянутого Распоряжения, группировка 80.20.10 ОКПД 2 включает в себя:
- услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб;
- услуги дистанционного мониторинга.
В обоснование своих доводов о неправомерном выборе кода ОКПД 2 и способа определения поставщика Заявитель жалобы указывает следующее.
Системы автоматической пожарной сигнализации должны обслуживаться согласно РД 009-01-96 "Система руководящих документов по пожарной автоматике. Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания". Приложение N3 к указанной РД содержит типовой регламент N 3 работ по техническому обслуживанию систем пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, который, в свою очередь указывает на то, что техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации неразрывно связано с демонтажем и монтажом действующего и неисправного оборудования. Также, в типовом регламенте в том числе указано: "Внешний осмотр составных частей системы (приемно-контрольного прибора, извещателей, оповещателей, шлейфа сигнализации) на отсутствие механических повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений и т.д.", то есть, в случае ложного срабатывания или выхода из строя такого оборудования (извещатель пожарный ручной "ИПР-3СУ", извещатель пожарный дымовой "ИПД", извещатель дымовой "ДИП-34А", извещатель пожарный тепловой (ИПТ), Извещатель пожарный "Пульсатор" открытого пламени, извещатель охранный "Фотон-СК") обслуживающая организация должна будет произвести демонтаж оборудования, чистку (или ремонт) и монтаж оборудования обратно на его местонахождение. Таким образом, указанные работы попадают под действия кодов ОКПД2 26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации или аналогичная аппаратура" и 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации".
Также, Заявитель указывает на то, что в типовом регламенте N3 РД 009-01-96 в плане технического обслуживания указателей светящихся и световых табло указано: "Проверка работоспособности составных частей системы (приемно-контрольного прибора, извещателей, оповещателей, измерение параметров шлейфа сигнализации и т.д.)", таким образом, в случае неисправности или выхода из строя такого оборудования (светоуказатель "выход" ламповый, светоуказатель "выход" люминисцентный ЛБА-238, светоуказатель "выход" модель LN-CS-886) обслуживающая организация должна будет произвести демонтаж светоуказателей, чистку (или ремонт) и монтаж оборудования обратно на его местонахождение. Таким образом, указанные работы попадают под действия кодов ОКПД2 26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации или аналогичная аппаратура" и 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации", а также 27.40.24 "Указатели светящиеся, световые табло и подобные им устройства".
Кроме того, Заявитель указывает на то, что в п.13 Технического задания Заказчиком установлены требования к товару "Контроллер системы оповещения", при этом, в п.21 и п.21.1 сметной документации указано на необходимость монтажа указанного оборудования, что указывает на использование кода ОКПД2 27.33.13.161 "Коммутаторы элементные, командоаппараты, контроллеры, переключатели барабанные, пускатели ручные, выключатели разные".
При этом, согласно доводам жалобы, ни Техническим заданием, ни сметной документацией не предусмотрено оборудование, указанное в коде ОКПД2 80.20.10, то есть в техническом задании отсутствует указание на действующее, имеющееся у Заказчика в наличии подключенное оборудование с передачей сигналов тревоги в полицию или ГОиЧС.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в пункте 8 Технического задания в составе оборудования системы охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией, передаваемого на техническое обслуживание, указаны: Извещатель пожарный ручной "ИПР-3СУ", Извещатель пожарный дымовой "ИПД", Извещатель дымовой "ДИП-34А", Извещатель пожарный тепловой (ИПТ), Извещатель пожарный "Пульсатор" открытого пламени, Извещатель охранный "Фотон-СК", Громкоговоритель Глагол СМ-Н-5/30-120, Громкоговоритель Глагол СМ-П-5/30-120, Громкоговоритель INTER -V SWS-03, Приемно-контрольный прибор С 2000-КДЛ, Приемно-контрольный прибор "С 2000 СП-1", Прибор С 2000, Монитор (FUITSU SIMENS) и т.д.
В техническом задании указан состав светоуказателей "Выход", передаваемых на техническое обслуживание: Светоуказатель "ВЫХОД" ламповый, Светоуказатель "ВЫХОД" люминисцентный ЛБА-238, Светоуказатель "ВЫХОД" модель LN-CS-886 и т.д. Также указан состав оборудования системы дымоудаления, передаваемого на техническое обслуживание: Вентилятор дымоудаления радиальный ВР-80-70 10 ДУ-6 с электродвигателем АИР 180М6 N = 18,5 кВт , Вентилятор дымоудаления радиальный ВР-80-70 8 ДУ-6 с электродвигателем АИР 132S6 N = 5,5 кВт , Крышный вентилятор дымоудаления ВРКВ к6-5,6 ДУ с электродвигателем А90L4N=2,2 кВт и т.д.
Кроме того, в пункте 6 Технического задания конкурсной документации установлено требование к Исполнителю о наличии действующей лицензии МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности заданий и сооружений.
Установлено, что Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности" ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, предусмотрены следующие коды ОКПД2: "26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура", "43.21.10.140 Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации".
При этом, перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" включает такие коды ОКПД2 как:
"26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура",
"43.21.10.140 Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации",
"26.40.20 "Приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или аппаратурой для записи или воспроизведения звука или изображения",
"27.33.13.161 "Коммутаторы элементные, командоаппараты, контроллеры, переключатели барабанные, пускатели ручные, выключатели разные",
"27.33.13.162 "Кнопки управления, кнопочные посты управления, станции, аппараты",
"26.40.42 "Громкоговорители; головные телефоны, наушники и комбинированные устройства, состоящие из микрофона громкоговорителя",
"27.40.24 "Указатели светящиеся, световые табло и подобные им устройства",
"27.90.20.120 "Приборы световой и звуковой сигнализации электрические",
"27.51.15 "Вентиляторы и бытовые вытяжные и приточно-вытяжные шкафы",
Вышеуказанные коды ОКПД2 полностью совпадают с устройствами, работами и составом оборудования, передающегося на обслуживание в соответствии с пунктом 8 Технического задания.
В силу с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком объявлена закупка на оказание комплекса взаимосвязанных услуг по обеспечению технического обслуживания системы противопожарной безопасности, в связи с чем выбран код ОКПД2 80.20.10.000. Также представитель Заказчика пояснил, что сметной документацией не предусмотрен монтаж оборудования.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документы и сведения, подтверждающие, что предметом настоящей закупки являются услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб.
Оценивая поименованные в Техническом задании работы и услуги, Комиссия Управления приходит к выводу о невозможности выделить хотя бы одну из требуемых услуг, по смыслу относящихся к работам и услугам, поименованным в выбранном Заказчиком коде ОКПД2.
Услуги, имеющие комплексный (многокомпонентный) характер, классификация которых не может быть осуществлена в строгом соответствии с одним кодом ОКПД2, должны классифицироваться по той их составной части, которая характеризует наиболее полным образом большую или наиболее специфическую часть их компонентов.
Вместе с тем, требуемые Заказчиком к оказанию услуги представляют собой работы, в том числе по монтажу пожарной системы сигнализации и относятся к коду ОКПД2 "43.21.10.140 Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации".
Кроме того, представитель Заказчика затруднился предоставить возражения по доводам жалобы в части установления требований к товару "Контроллер системы оповещения", а также к его поставке при оказании услуг, а также в соответствии с п.21 сметной документации его установки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что предмет указанной закупки не отвечает выбранному коду ОКПД2 80.20.10.000 и что указанная закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона. Осуществление закупки в данном случае путем проведения открытого конкурса неправомерно.
Согласно ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч.5 ст.24, ч.2 ст.48, ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Ефимов Д.П. на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.24, ч.2 ст.48, ч.2 ст.59, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
А.С. Спирякова
исп. Е.А. Дейнега, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 августа 2017 г. N 2-57-9258/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2017