Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн N2 ДЗМ" Р.И. Поздеева, Е.В. Марытненко
ООО "СтройСервис": И.В. Балякина,
рассмотрев жалобу ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн N 2 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и эксплуатации зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования с круглосуточным пребыванием дежурной службы на территории ГБУЗ "ГВВ N 2 ДЗМ" (Закупка N0373200015017000088) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/39205/17 от 07.08.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
2. Согласно доводам жалобы, в пункте 20 Технического задания указано: "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, упаковке товара и иным характеристикам товара, используемого при выполнении работ, указаны в Приложении N 1 к настоящему Техническому заданию". В Техническом задании содержится Приложение N 1 к Техническому заданию "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, упаковке товара и иным характеристикам товара, используемого при выполнении работ".
Наряду с этим в составе аукционной документации содержится Форма 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара и иных характеристик товара, используемых при выполнении работ, представление которых предусмотрено документацией об электронной аукционе".
Вместе с тем, в аукционной документации нет никаких указаний на то, что Форма 2 содержит требования к товарам, представление которых обязательно в составе первой части заявки участника.
Между тем, в разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 02.08.2017 заказчик указывает на то, что: "Требования к товарам, характеристики которых необходимо предоставить в составе первой части заявки, указаны в документе "Требования к товарам" - форма2.docx "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара и иных характеристик товара, используемых при выполнении работ, представление которых предусмотрено документацией об электронной аукционе".
Также Заявитель в жалобе указывает на то, что в Приложении N 1 к Техническому заданию и Форме 2, размещенных в составе аукционной документации установлены различные требования к товарам.
Кроме того, после требований в Форме 2 аукционной документации размещена Инструкция по заполнению первой части заявки, содержащая, в том числе, следующие требования:
- Все плитки керамические должны быть одинакового сорта.
- Дополнительными элементами кабель канала являются: ответвления Т-образные, углы, накладки стыковые, заглушки. Кабель канал и его дополнительные элементы должны иметь одинаковое сечение для корректного присоединения.
- Наружный диаметр самореза должен совпадать с диаметром отверстия под крепление самореза у держателей клипс всех типов.
- Прокладки и трубы водогазопроводные должны соответствовать по диаметру условного прохода относительно типа изделия.
- Для конструктивного использования диаметр крепления держателя клипсы должен совпадать с наружным диаметром закрепляемой гофрированной трубы пвх, а также цвет данной трубы должен совпадать с цветом данного держателя и всё это относительно типа, например тип 1 к типу 1.
При этом, как указывает Заявитель в своей жалобе, данные требования отсутствуют в Приложении N1 к Техническому заданию и Форме 2, более того требования к товарам, установленные Приложении N1 и Форме 2 позволяют участнику представить характеристики товаров не соответствующие друг другу относительно сорта, сечения, диаметра условного прохода и т.д.
Так, например, при подаче заявки, участник, заполняя требования, установленные в Приложении N1 должен руководствоваться Инструкцией, размещенной под требованиями, указанными в Форме 2 аукционной документации, что не позволяет участникам закупки достоверно определить потребность Заказчика и надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что, действительно, в составе аукционной документации размещены два документа, содержащие в себе требования к товарам, некоторые из которых являются различными, а также что инструкция по заполнению первой части заявки размещена после требований, установленных в Форме 2 аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при размещении в составе аукционной документации двух документов, содержащих различные требования к необходимым товарам, с учетом требования в п.20 Технического задания о предоставлении в составе заявки сведений в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию и разъяснений Заказчика о необходимости предоставления в составе заявки сведений согласно Форме 2 аукционной документации.
Кроме того, размещение Инструкции по заполнению первой части заявки после требований, установленных в Форме 2 аукционной документации не позволяет участникам закупки однозначным образом определить необходимо ли руководствоваться данной инструкцией при формировании заявки в соответствии с требованиями п.20 Технического задания, то есть в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию, что, в свою очередь, является нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как установленные таким образом требования могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой отграничение количества участников закупки.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы о неправомерном установлении в аукционной документации требований к показателям товаров, значения которых зависят от основных (агрегирующих) показателей товара и значения которых становятся известными при определении значения основного показателя.
Так, Заявитель в своей жалобе указывает следующее.
В описании товара "Шайбы (входят в крепежный комплект 1)" Заказчиком установлены следующие требования:
Класс точности А; С
Диаметр внутреннего отверстия 10,5; 11; 13,5; 13; 17; 17,5; 21; 22 мм
Исполнение 1; 2
Внешний диаметр шайбы 20; 24; 30; 37 мм
Толщина 2; 2,5; 3 мм
При этом, согласно ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, Условное обозначение шайб должно состоять из:
- исполнения;
- класса точности;
- материала;
- покрытия (при наличии);
- обозначения настоящего стандарта.
Примеры условного обозначения шайбы исполнения 1 класса точности А для крепежной детали с диаметром резьбы 12 мм, с толщиной, установленной в стандарте, из стали марки 08кп, с цинковым покрытием толщиной 6 мкм хроматированным:
Шайба А.12.01.08кп.016 ГОСТ 11371-78
То же, исполнения 2:
Шайба 2.12.01.08кп.016 ГОСТ 11371-78
Таким образом, установленные Заказчиком требования к параметрам "внешний диаметр" и "толщина" являются избыточными, поскольку регламентируются согласно ГОСТ 18793-80 в зависимости от обозначения шайб.
Также Заявитель указывает на то, что аналогичные излишние требования предъявлены к товару п.47 "Шайбы стальные и бронзовые".
Согласно доводам жалобы, в описании товара п.2 "Шурупы с потайной головкой тип 1", Заказчиком установлены следующие требования:
Диаметр резьбы d 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 5; 6; 8; 10 мм
Материал изготовления Должен быть сталь
Внутренний диаметр резьбы d2 Не более 7 мм
Исполнение 1; 2
Шаг резьбы Р 1; 1,25; 1,75; 1,5; 2; 2,5; 3,5; 4,5 мм
Диаметр головки D 3,8; 4,7; 5,6; 6,5; 7,4; 9,2; 14,5; 11; 18 мм
Высота головки K Не более 5 мм
Длина шурупа l 16; 18; 20; 22; 25; 30; 35; 40; 45; 50; 60; 70; 80; 90; 100 мм
Диаметр гладкой части стержня d1 Не более 10 мм
Притупление вершин резьбы шурупов 0,45 мм
Согласно ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры", требованиям которого должен соответствовать товар, Условное обозначение винтов должно состоять из:
- исполнения;
- диаметра;
- длины;
- материала;
- покрытия (при наличии);
- обозначения настоящего стандарта.
Пример условного обозначения шурупа исполнения 1, диаметром 3 мм, длиной 20 мм из низкоуглеродистой стали без покрытия:
Шуруп 1 - 3 х 20 ГОСТ 1145-80
То же, с цинковым покрытием толщиной 6 мкм, нанесенным способом катодного восстановления, хроматированным
Шуруп 1 - 3 x 20.016 ГОСТ 1145-80
То же, исполнения 2, из коррозионностойкой стали, без покрытия
Шуруп 2 - 3 х 20.2 ГОСТ 1145-80
Таким образом, согласно доводам жалобы, такие требуемые параметры как "Внутренний диаметр резьбы", "Шаг резьбы", "Диаметр головки", "Высота головки", "Диаметр гладкой части стержня", "Притупление вершин резьбы шурупов" являются избыточными, поскольку регламентируются ГОСТ 1145-80 в зависимости от основных размеров, из которых складывается обозначение шурупов.
Также Заявитель указывает на то, что аналогичные излишние требования предъявлены к товарам "Шурупы с потайной головкой тип 2", "Шурупы с потайной головкой тип 3", "Шурупы с потайной головкой тип 4", "Шурупы с потайной головкой тип 5" и "Шурупы тип 6".
Кроме того, в описании товара п.48 "Гайки шестигранные (входят в крепежный комплект 1)", Заказчиком установлены следующие требования:
Резьба М10; М12; М16; М20
Численное значение шага резьбы 1; 1,25;1,5; 1,75; 2; 2,5 мм
Численное значение минимальной высоты гайки 4,5; 8,04; 10,37; 14,10; 16,9; 19; 15,7; 11,57; 8,94 мм
Класс прочности 5; 6; 8
Минимальная высота гайки m 0,45D; 0,80D; 0,86D; 0,88D; 0,85D; 0,89D; 0,96 D; 0,98D; 0,95D;
Размер "под ключ" S 16; 24; 18; 30 мм
Тип гайки 0; 1; 2
Согласно п.3 ГОСТ 5927-70 "Гайки шестигранные класса точности А. Конструкция и размеры", требованиям которого должен соответствовать товар, Условное обозначение гаек должно состоять из:
- диаметра резьбы;
- размера "под ключ";
- класса прочности;
- материала;
- покрытия (при наличии);
- обозначения настоящего стандарта.
При этом, Заявитель указывает на то, что в общей сложности Заказчиком установлены требования к 7-ми показателям. Однако показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям, являются только 3, а именно: "резьба", "класс прочности", "размер под ключ".
Также, в описании товара п.36 "Строительные гвозди тип 2", Заказчиком установлены следующие требования:
Условный диаметр стержня d 2; 2,5; 3; 3,5 мм
Торцовая поверхность конической головки рифленая
Длина гвоздей l 40; 50; 60; 70; 80; 90 мм
Наименьший диаметр головки D 7; 6; 5; 4 мм
Размер a 1,75; 2,2; 3,1; 2,65 мм
Масса 1000 гвоздей в соответствии с гост Более 0,80 но не более 6,600 кг
Длина перемычки (значение параметра с) 0,6; 0; 0,75; 1; 0,9; 1,05 мм
Согласно ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", требованиям которого должен соответствовать товар, Условное обозначение гвоздей должно состоять из:
- диаметра;
- длины;
- типа (круглые или плоские);
- обозначения настоящего стандарта.
При этом, Заявитель указывает на то, что в общей сложности Заказчиком установлены требования к 7-ми показателям. Однако показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям, являются только 2, а именно: "условный диаметр стержня", "длина гвоздей".
Также, согласно доводам жалобы, аналогичные излишние требования предъявлены к товарам "Строительные гвозди Т,ТП тип 1", "Строительные гвозди тип 3" и "Строительные гвозди тип 4".
Заявитель также указывает на то, что в описании товара п.4 "Трубы стальные водогазопроводные тип 1", Заказчиком установлены следующие требования:
Описание должны быть неоцинкованные и оцинкованные стальные сварные трубы с нарезанной и накатанной цилиндрической резьбой, обыкновенные или усиленные
Условный проход 65; 80 мм
Масса Не менее 7,05 не более 9,6 кг/м
Длина резьбы длинная или короткая
Плотность стали 7,85 г/см3
Толщина стенки 4; 4,5 мм
Длина от 4 до 12 м
Предельные отклонения по массе труб не должны превышать в плюсовую сторону 8 %
Длина резьбы до сбега 19,5; 22; 27; 30 мм
Допустимые дефекты На торцах труб не допускаются расслоения. Допускаются отдельные вмятины, рябизна, риски, следы зачистки и другие дефекты, обусловленные способом производства, если они не выводят толщину стенки за минимальные размеры, а также слой окалины, не препятствующий осмотру
Согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, Условное обозначение гвоздей должно состоять из:
- условного прохода;
- толщины стенки;
- длины (для труб мерной длины);
- резьбы;
- точности изготовления;
- покрытия;
- обозначения настоящего стандарта.
В общей сложности Заказчик установил требования к 10-ти показателям. Затребованные параметры "масса", "плотность стали", "предельные отклонения", "длина резьбы до сбега", "допустимые дефекты" являются избыточными, поскольку регламентируются ГОСТ 3262-75 в зависимости от основных размеров, из которых складывается обозначение винтов.
Аналогичные излишние требования, по мнению Заявителя жалобы, предъявлены к товарам "Трубы стальные водогазопроводные тип 2", "Трубы стальные водогазопроводные тип 3" и "Трубы стальные водогазопроводные тип 4".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при формировании требований к товарам указаны все параметры, установленные в соответствующих на товары ГОСТ. Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился предоставить возражения по указанному доводу жалобы и пояснить для каких целей Заказчиком установлены, в частности, требования к параметрам "внешний диаметр" и "толщина" для товаров "Шайбы (входят в крепежный комплект 1)" и п.47 "Шайбы стальные и бронзовые" с учетом того, что значения таких показателей напрямую зависят от обозначения шайб, с учетом того, что значение вышеуказанных показателей для каждого обозначения шайб является единственным согласно положениям ГОСТ 18793-80. Также представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления характеристик и к иным товарам, на которые Заявитель указывает в жалобе.\
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении избыточных и неправомерных требований к товарам, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
4. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены требования к товарам таким образом, что не представляется возможным однозначно определить требуемое количество типов и видов товаров, значения которых необходимо указать в заявке.
Так, в обоснование своих доводов, Заявитель приводит требования к товару "Шайбы стальные и бронзовые":
47 |
Шайбы стальные и бронзовые |
Класс точности шайбы |
А, С |
|
|
|
Толщина шайбы |
1,6 и/или 2 и/или 2,5 и/или 3 |
мм |
|
|
Исполнение шайбы |
1 и 2 |
|
|
|
Внутренний диаметр шайбы |
17,5 и/или 15,5 и/или 8,4 и/или 10,5 и/или 9 и/или 11 и/или 13,5 и/или 13 и/или 15 и/или 17 |
мм |
|
|
Внешний диаметр шайбы |
16 и/или 20 и/или 24 и/или 28 и/или 30 |
мм |
|
|
Диаметр резьбы крепежной детали |
8, 10, 12; 14; 16 |
мм |
|
|
Теоретическая масса 1000 шт. |
не более 11,295 |
кг |
Так, Заявитель указывает на то, что согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
Таким образом, при формировании заявки по п.47 участник должен представить все исполнения и классы точности для стальных шайб и для бронзовых шайб, что указывает на необходимость предоставления 6 типов шайб, при этом, участнику закупки необходимо предоставить шайбы с диаметрами 8,10,12 или 14,16, при этом, из требований Заказчика не представляется возможным определить должен ли каждый из 6 типом быть каждого диаметра. Кроме того, при заполнении значений параметра "Теоретическая масса 1000 шт" участнику закупки также необходимо указать все значения для всех типов, что также вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к товарам таким образом, что участникам закупки не представляется возможным однозначным образом определить конечное число требуемых типов товара, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки, что, в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Заявитель обжалует установление в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе требования о соответствии товаров положениям ГОСТ, без указания каким ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, которые необходимо использовать при выполнении работ, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки корректно заполнить заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации при неустановлении Заказчиком требования о соответствии конкретных товаров конкретным ГОСТ, а также свидетельствующих о том, что данное положение аукционной документации может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн N 2 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, в том числе установления требований в двух различных документах, размещенных в составе аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
З.У. Несиев
Исп. Дейнега Е.А. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 августа 2017 г. N 2-57-9388/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2017