Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ": Акимова А.В., Седых С.Ю.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению комплексного технического обслуживания зданий (помещений) ГБУЗ "ГП N115 ДЗМ" во втором полугодии 2017 г. (Закупка N 0373200581917000039) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 03.08.2017 NМГ/38827/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, положения инструкции содержат требования к оформлению заявки.
Согласно инструкции по заполнению Заявки на участие в аукционе, в случае если значение какого-либо параметра не нормируется соответствующим нормативно-техническим документом для выбранной марки/сорта/типа/вида и пр., в предлагаемом значении такого параметра следует указать "не нормируется" или поставить прочерк, в противном случае предложение участника закупки будет расценено как не достоверное (На параметры, требования к которым установлено на основании потребностей заказчика, данное правило не распространяется).
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать на основании чего предоставление какого либо иного значения кроме "не нормируется" или прочерка, будет являться недостоверным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.2 ч.1, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя инструкция по заполнению содержит противоречивые положения чтения слов и символов при их одновременном использовании.
Комиссией Управления установлено, что инструкция по заполнению первых частей заявки содержит следующие положения:
- В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", "более" и "менее", "более" или "менее", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения.
- В случае, если в наименовании параметра товара содержит слова "диапазон", "интервал", "в диапазоне", "в интервале", а требуемое значение сопровождается словами "от" и "до", то участнику закупки необходимо предоставить данный параметр в диапазоне, не включая крайние значения.
Таким образом, для одного и того же условного обозначения "от" и "до" установлено различное смысловое значение в зависимости от его употребления в тексте. При этом, подобное описание требований к товарам является излишним, поскольку инструкцией установлены отдельные условные обозначения для необходимости указания диапазонного значения, а именно символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
- Не подлежат уточнению такие параметры как "фракция", "рабочая температура", "температура эксплуатации", "температура применения" и "температура монтажа"; "температура хранения" требуемое значение таких параметров, не зависимо от используемых символов (знаков, союзов, слов), считается конкретным и не должно изменяться, конкретизация либо сужение диапазонов не допускается (кроме случаев, когда есть указание "максимальная" или "минимальная" - в данных случаях предложение необходимо конкретизировать).
Таким образом, Данные требования являются противоречивыми, поскольку установленные параметры одновременно являются и не изменяемыми и изменяемыми в зависимости от употребления в тексте отдельных словесных формулировок. При этом, данное требование о неизменяемости является избыточным, поскольку инструкция по заполнению заявок устанавливает также общее условное обозначение для неизменяемых параметров в случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что для предоставления всех перечисленных значений, требования к которым установлены документацией об аукционе, предусмотрено несколько различных положений инструкции, а также установлено различное значение для условных обозначений, имеющих один и тот же смысл, что может вводить участников закупки в заблуждение и нарушает п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе установлены неправомерные требования к товарам: например, такие как:
- п. "Шурупы самонарезающие с потайной Головкой с заостренным концом": Диаметр резьбы: 6,0 и 8,0;10,0; Длина шурупа: Не менее 90 мм; Внутренний диаметр резьбы: от 3,5 мм; Шаг резьбы: от 2 мм; Диаметр головки: от 9,2 мм; высота головки: до 5 мм; Номер крестообразного шлица: 1; 2; Диаметр крестообразного шлица: От 4,6 мм; Глубина крестообразного шлица: до 4,6 мм; Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц: От 2,8 мм.
При этом, в аукционной документации предусмотрено требование о необходимости соответствия предлагаемых для выполнения товаров требованиям конкретных ГОСТ, в частности, ГОСТ 1145-80 (СТ СЭВ 2327-80) "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры".
Комиссией Управления установлено, что согласно ГОСТ 1145-80 в условное обозначение для указанных шурупов входят обозначения "Исполнение", "Диаметр резьбы" и "Длина шурупа". Кроме того, Значения показателей "диаметр головки" и "высота головки" определяются согласно данному ГОСТ и напрямую зависят от номинального диаметра резьбы шурупа и длины шурупа. Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам товара носят необъективный и избыточный характер, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования установлены к следующим товарам: п.40 "Сифоны": Высота гидравлического затвора; п.47 "Электроды": Толщина покрытия электрода; Диаметр покрытого электрода; Максимальная рабочая температура, при которой регламентированы показатели длительной прочности наплавленного металла и металла шва; Напряжение холостого хода с учетом отклонений; п.51 "Ацетон": Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров ацетона в воздухе рабочей зоны; Вязкость; Тип; п.17 "Заготовки трубные поливинилхлоридные без средств крепления наружный диаметр 90 мм": Толщина стенки; п.18 "Охранные свойства замка": Число секретов замка; Число рабочих циклов замка; Сила, прикладываемая к деталям и узлам замка: -к засову, -к запорной планке, -к механизму засова, -к соединению лицевой планки с корпусом врезного замка; п.24 "Лента изоляционная хлопчатобумажная: тип; п.5 "Болты строительные с гайками и шайбами: Номинальный диаметр резьбы болтов; Шаг резьбы болтов; Размер "под ключ" болтов; номинальный Диаметр болтов; Номинальная высота головки болтов; Диаметр описанной окружности болтов; Длина резьбы болтов; Шаг резьбы гаек; Размер "под ключ" гаек; Диаметр описанной окружности гаек; Высота гаек; Класс прочности гаек; Фаска шайбы по наружному диаметру; Толщина шайб; Теоретическая масса 1000 шт.; п.37 "Розетки штепсельные": Защита от проникновения предметов диаметром более 2,5 мм и более 1,0 мм.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Форме 2 установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например такие как:
- п.1 "Эмаль кремнийорганическая Цвет желтый": Эластичность пленки при изгибе; Время высыхания эмали до степени 3 при температуре (20_2)°C; Массовая доля нелетучих веществ; Укрывистость высушенной пленки эмали; Стойкость пленки эмали к статическому воздействию воды при температуре (20_2)°C;
- п.6 "Волокно льняное": Массовая доля костры и сорных примесей; Расщепленность; Отклонение по массовой доле; костры и сорных примесей; Шишковатость; Отклонение по шишковатости; Разрывная нагрузка; скрученной ленточки; Массовая доля инкрустов; Фактическая влажность;
- п.9 "Герметик акриловый": Плотность; Время образования пленки в интервале; Среднее скорость отвердения без учета влияния толщины слоя, окружающей температуры и влажности;
- п.10 "Грунтовка акриловая": Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С и влажности 65 %; Массовая доля нелетучих веществ; Водородный показатель (рН); Адгезия; Эластичность плёнки при изгибе; Стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С;
- п.11 "Грунтовка водно-дисперсионная концентрированная глубокого проникания": Плотность; Сухой остаток; pH; Минимальная температура основания; Время высыхания;
- п.13 "Ацетилен технический": Температура насыщения;
- п.14 "Дисперсия поливинилацетатная": Внешний вид; Массовая доля остаточного мономера; Массовая доля сухого остатка; Динамическая вязкость; pH (Показатель концентрации водородных ионов) в интервале;
- п.17 "Заготовки трубные поливинилхлоридные без средств крепления наружный диаметр 90 мм": изменение длины труб после прогрева; Предел текучести при растяжении труб; Относительное удлинение при разрыве труб; Температура размягчения по Вика; Непрозрачность;
- п.19 "Кабели силовые": Стойкость к влажности воздуха; Допустимый ток односекундного короткого замыкания; Относительное удлинение алюминиевой жилы; Покрытие желтым цветом жилы заземления; Покрытие зеленым цветом жилы заземления; Прочность изоляции при растяжении после старения в термостате; Электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины и температуру 20 °С; Электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины, измеренное при длительно допустимой температуре нагрева жил кабелей при эксплуатации;
- п.21 "Канифоль сосновая": Внешний вид; Массовая доля золы; Кислотное число; Массовая доля воды; Массовая доля механических примесей;
- п. 22 "Краски масляные жидкотертые": Условная вязкость краски (в диапазоне) по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре 20,0_0,5 °С; Массовая доля летучего вещества; Массовая доля пленкообразующего вещества; Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре 20_2 °С; Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3;Время высыхания до степени 3 при температуре 20_2 °С;
- п.23 "Лампа светодиодная":Координаты цветности (x и y); Потребляемая мощность; Категория по снижению светового потока после 6000 ч;
- п.24 "Лента изоляционная хлопчатобумажная": Липкость (скорость расклеивания) до и после старения; Разрывная нагрузка;
- п.25 "Олифа "оксоль" (прозрачная)": Массовая доля нелетучих веществ олифы; Содержание масла в олифе; Содержание сиккатива в олифе; Время высыхания олифы до степени 3 при t° 20_2°С; Отстой олифы по объему; Температура самовоспламенения растворителя;
- п.26 "Прокладки из паронита": Плотность; Отклонение по толщине; Отклонение по ширине; Увеличение массы в керосине при температуре 23 °С в течение 5 часов;Сжимаемость при давлении 35 Мпа;
- п.27 "Плинтусы поливинилхлоридные электротехнические совмещенные 25х45 мм": Абсолютная деформация при вдавливании; Изменение линейных размеров; Прочность при растяжении; Отклонение по длине мерного отрезка;
- п.29 "Плитки керамические для пола 300х300 мм толщина 8 мм": Отклонения размеров плиток от номинальных по длине и ширине; Водопоглощение; Предел прочности при изгибе; Износостойкость;
- п.30 "Плитки керамические для облицовки стен квадратные (сорт I)": Косоугольность; Термическая стойкость глазури; Различие в толщине одной плитки (разнотолщинность); Предел прочности при изгибе; Рифления на монтажной поверхности; Твердость глазури по Моосу;
- п.32 "Прокладки из литой резины профильные": Шероховатость уплотнительных поверхностей; Условное давление (максимально выдерживаемое);
- п.34 "Растворы строительные М4, М100 Тип по применяемым вяжущим простой": Водоудерживающая способность; Влажность сухих смесей; Норма подвижности по погружению конуса; Расслаиваемость; Содержание глинистых частиц в глине; Содержание песчаных частиц в глине;
- п.35 "Уайт-спирит": Плотность; Температура начала перегонки; Температура перегонки 10%; Температура перегонки 90%; До 200 °С перегоняется; Остаток в колбе;
- п.36 "Пластина резиновая тип первый, класс первый": Условная прочность при
- растяжении; Твердость; Максимальная температура эксплуатации; Коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия;
- п.38 "Светильник УХЛ накладной светодиодный": Цветовая температура; Номинальный световой поток; Коэффициент мощности; Индекс цветопередачи; Световая отдача;
- п.40 "Сифоны": Пропускная способность;
- п.41 "Смеси сухие фуговочные для заполнения швов между плитками": Прочность на сжатие; Адгезионная прочность; Морозостойкость; Фракция заполнителя; Жизнеспособность; Готовность к восприятию нагрузок;
- п.43 "Спирт этиловый технический": Объемная доля этилового спирта;
- п.44 "Трубы электротехнические гофрированные поливинилхлоридные, негорючие, с зондом, негорючие: Механическая прочность при +20°С; Сопротивление изоляции; Диэлектрическая прочность в течение 15 мин. (50 гц);
- п.46 "Шпатлевка водно-дисперсионная акриловая: Время полного высыхания; Открытое время высыхания; Расход на 1 слой; Белизна; Водостойкость; Условная прочность;
- п.47 "Электроды": Относительное удлинение (механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла); Разность толщины покрытия электродов в диаметрально противоположных участках электрода;
- п.48 "Олифа натуральная": Содержание сиккатива в олифе; Содержание масла в олифе; Цвет олифы по йодометрической шкале; Отстой олифы; Плотность олифы;
- п.49 "Лента изоляционная красная": Прочность при растяжении; Липкость; Относительное удлинение при разрыве; Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С;
- п.50 "Кабели силовые": Марка поливинилхлоридного пластиката в оболочке по ГОСТ 5960; Прочность изоляции при растяжении до старения; Максимальное напряжение трехфазной сети, для которой предназначается кабель; Относительное удлинение изоляции при разрыве до старения; Водопоглощение изоляции из поливинилхлоридного пластиката - отклонение массы;
- п.51 "Ацетон": Температура вспышки; Температура самовоспламенения;
- п.52 "Автоматический выключатель 3-х полюсный 63А": Электродинамическая стойкость Icm.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта установлен неправомерных срок действия обеспечения контракта.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.9.2 проекта контакта указано, что срок действия данного обеспечения - до "30" апреля 2017 года включительно. (Устанавливается заказчиком с учетом, чтобы срок предоставления такого обеспечения в форме банковской гарантии не менее чем на 1 (один) месяц превышал срок действия контракта). Вместе с тем, согласно п.12.1 проекта контракта Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по "30" марта 2018 года включительно.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что при формировании аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что срок действия обеспечения исполнения контракта установлен в нарушение ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1, ч.2 ст.64, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 августа 2017 г. N 2-57-9300/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017