Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУ "Автомобильные дороги": С.А. Ястребова, Д.О. Селяметова,
ООО "ПРОМТЕХ": И.В. Арищенкова,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОМТЕХ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по возведению каркасного здания для нужд ПК "Гранит" ГБУ "Автомобильные дороги" среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (Закупка N 0373200307317000369) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/39498/17 от 08.08.2017.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует установление в технической части документации неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, так например:
- В п. "Светильники с люминесцентными лампами, подвесные" установлены требования "Коэффициент мощности", "Коэффициент пульсации";
- В п. "Лампы люминесцентные" установлены требования "Полная длина лампы, измеренная между концами штырьков обоих цоколей", "Координаты цветности по х", "Стабильность светового потока после 70% номинальной продолжительности горения", "Расстояние от основания одного цоколя до конца штырьков противоположного цоколя", "Эффективное напряжение на лампе", "Расстояние от основания одного цоколя до основания противоположного цоколя", "Координаты цветности по y", "Номинальный рабочий ток, ток предварительного подогрева", "Стабильность светового потока после 2000 ч горения";
- В п. "Отдельные конструктивные элементы" установлены требования "Плотность стали", "Кривизна профилей в горизонтальной и вертикальной плоскостях", "Теоретическая масса 1 м профилей";
- В п. "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб" установлены требования "Плотность стали", "Масса 1 м трубы", "Длина резьбы до сбега", "Величина скоса торца", "Остатки заусенцев на торцах";
- В п. "Автоматический выключатель" установлены требования "Электрическая износостойкость", "Механическая износостойкость";
- В п. "Бруски хвойных пород обрезные" установлено требование "Влажность";
- В п. "Узлы трубопроводов из стальных водогазапроводных оцинкованных труб" установлены требования "Плотность стали", "Кривизна труб на 1 м трубы", "Масса 1 м труб";
- В п. "Профили (трубы) стальные прямоугольного сечения" установлены требования "Относительное удлинение", "Площадь сечения", "Предел текучести", "Плотность стали", "Масса 1 м профиля";
- В п. "Ленты герметизирующие" установлены требования "Прочность сцепления с бетоном при отрыве", "Водопоглощение";
- В п. "Винты самонарезающие" установлены требования "Биение в заданном направлении", "Внутренний диаметр резьбы", "Глубина шлица", "Ширина шлица", "Недовод резьбы", "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", "Диаметр крестообразного шлица", "Ширина площадки", "Глубина крестообразного шлица", "Длина конического конца", "Теоретическая масса 1000 щт";
- В п. "Заклепки комбинированные" установлены требования "Радиус сферы головки заклепки", "Глубина фаски в головке заклепки", "Допуск соосности головки и отверстия относительно оси стержня заклепки в диаметральном выражении";
- В п. "Доски строганные" установлены требования "Ширина пропила на лицевой стороне", "Ширина пропила на нелицевой стороне", "Глубина пропила на лицевой стороне";
- В п. "Сталь листовая, оцинкованная" установлено требование "Масса 1 м слоя покрытия, нанесенного с двух сторон";
- В п. "Болты строительные" установлены требования "Номинальная площадь поперечного сечения", "Предел текучести", "Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке", "Диаметр отверстия в стержне", "Диаметр описанной окружности", "Диаметр отверстия в головке";
- В п. "Блоки дверные металлические" установлены требования "Провисание полотен в собранном изделии", "разность длин диагоналей", "Перепад лицевых поверхностей (провес) в сварных угловых соединениях";
- В п. "Узлы трубопроводов" установлены требования "Кривизна 1 м", "Овальность", "Увеличение наружного диаметра при раздаче", "Равностенность труб", "Теоретическая масса 1 трубы", "Высота внутреннего грата; его следов", "Косина реза концов";
- В п. "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб" установлены требования "Кривизна труб на 1-м длины", "Масса";
- В п. "Кабели силовые" установлены требования "Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил", "Электрическое сопротивление токопроводящих жил, пересчитанное на 1 км длины кабеля и температуру 20°С", "Увеличение массы изоляции (водопоглощение)", "Постоянная электрического сопротивления изоляциип ри длительно допустимойй температуре нагрева токопроводящих жил";
- В п. "Профили (трубы) стальные квадратного сечения" установлено требование "Кривизна на 1 м длины";
- В п. "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб" установлено требование "Кривизна труб на 1 м длины";
- В п. "Кабели силовые" установлены требования "Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил", "Электрическое сопротивление 1 км жилы при температуре 20°С".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. Так например, Заказчиком по п. п. "Кабели силовые" установлены требования "Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил", "Электрическое сопротивление 1 км жилы при температуре 20°С", при этом, согласно п. 8.3.2 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" проверку электрического сопротивления изоляции проводят по ГОСТ 3345 "Кабели, провода и шнуры. Метод определения электрического сопротивления изоляции" на образцах изолированных жил длиной не менее 10 м, помещенных в воду при температуре окружающей среды. Согласно п. 8.3.1 ГОСТ 31996-2012, проверку электрического сопротивления токопроводящих жил проводят по ГОСТ 7229 "Кабели, провода и шнуры. Метод определения электрического сопротивления токопроводящих жил и проводников".
Кроме того, Заказчиком установлены требования к указаниям конкретных показателей характеристик товаров, которые напрямую зависят от конкретного типа товара. Так например, Заказчиком в п. 10 "Винты самонарезающие" установлены требования "Глубина шлица", "Ширина шлица", "Диаметр крестообразного шлица", которые, согласно ГОСТ 11652-80 "Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры" зависит от номинального диаметра и шага резьбы. Таким образом, зная значения показателей "Номинальный диаметр резьбы" и "Шаг резьбы", установленные Заказчиком в аукционной документации, становятся очевидными значения показателей "Глубина шлица", "Ширина шлица", "Диаметр крестообразного шлица". Кроме того, значения указанных характеристик, согласно ГОСТ 11652-80, не указываются в условном обозначении винтов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 09.08.2017 Заказчиком опубликована на сайте Единой информационной системы в сфере закупок измененная аукционная документация, в новой версии которой устранены часть обжалуемых Заявителем характеристик товаров.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации, размещенной 09.08.2017, Заказчиком оставлены такие неправомерные требования к товарам, как:
- "Коэффициент мощности" в п. "Светильники с люминесцентными лампами, подвесные";
- "Эффективное напряжение на лампе" в п. "Лампы люминесцентные";
- "Плотность стали", "Площадь поперечного сечения профилей" в п. "Отдельные конструктивные элементы";
- "Плотность стали" в п. "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб";
- "Площадь сечения" в п. "Профили (трубы) стальные прямоугольного сечения";
- "Глубина шлица", "Ширина шлица", "Диаметр крестообразного шлица", "Глубина крестообразного шлица", "Длина конического конца" в п. "Винты самонарезающие";
- "Диаметр отверстия в стержне", "Диаметр отверстия в головке" в п. "Болты строительные".
Кроме того, согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
- В п. "Светильники с люминесцентными лампами, подвесные" установлено требование "Световой поток: 2800 Лм";
- В п. "Лампы люминесцентные" установлены требования "Цветность: Белая; холодно-белая; дневная", "Номинальный световой поток: 2300 лм".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРОМТЕХ" на действия ГБУ "Автомобильные дороги" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05 (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 августа 2017 г. N 2-57-9421/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017