Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ": Грачева Н.М., Рощиной В.П., Пласкина К.В.,
ООО "Рельеф": Аферова А.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений операционного блока и вспомогательных кабинетов в хирургическом корпусе Клиники N 2 ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" по адресу: ул. Барболина, д. 3, корпус 12 (Закупка N 0373200059717000115) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/37073/17 от 26.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: в п. 11 Технического Задания установлено требование по п. 92 "Гвозди тип 3" (Вид: Для крепежа деревянных элементов. Гвозди строительные, в соответствии с выбранными диаметрами, длина гвоздей должна быть разной). При этом в Форме 2 установлены следующие требования: "Гвозди тип 3" (Длина гвоздя l от 100* до 250*). В соответствии с требованием, установленным в техническом задании, участник должен представить в заявке различные значения для параметра "Длина гвоздя" (для шурупов с потайной и полупотайной головкой), однако исходя из требований установленных в Форме 2, и в соответствии с ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" участник может представить одинаковые значения из диапазона от 100* до 250* для гвоздей с диаметром 4 и 5, 5 и 6 мм. При этом, согласно инструкции по заполнению заявки "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель(-и) из данного диапазона не включая крайние значения для каждого вида (типа) товара (материала)", что противоречит требованиям Технического задания, а именно "длина гвоздей должна быть разной" и свидетельствует о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в п. 11 Технического Задания установлено требование по п. 136 "Доски" (Назначение: Применяются совместно с брусками тип 1 и имеют с ними одинаковую толщину, породу древесины и сорт. Пункт 136 Доски Вид доски обрезные). При этом в Форме 2 установлены следующие требования: п. 136 "Доски" (Толщина 22; 44 мм. Сорт IV; II; III. Древесина лиственница; ель; пихта), п. 40 "Бруски тип 1" (Толщина 44; 22 мм. Порода древесины пихта; ель; лиственница. Сорт II; III; IV), В соответствии с требованием, установленным в техническом задании, участник должен представить в заявке одинаковые значения для параметров "Толщина", "Сорт", "Древесина" (для брусков тип 1 и досок), однако, согласно доводам жалобы, исходя из требований установленных в Форме 2, участник может представить различные значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования по п. 136 "Доски" не вводят в заблуждение участников закупки, поскольку позволяют указать единые значения характеристик по п. 136 "Доски" и п. 40 "Бруски тип 1", соответствующие Техническому заданию и Форме-2.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Также, по мнению Заявителя в п. 131, 207 установлены требования к товару, однако отсутствует наименование товара, что не позволяет определить потребность Заказчика и свидетельствует о нарушении ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки. А также пояснил, что в соответствии с поступившим запросом, Заказчиком даны разъяснения положений Аукционной документации, согласно которым данные пункты не будут учитываться при рассмотрении первых частей заявок.
Также, Комиссией Управления рассмотрены доводы о том, что в п. 43 "Кирпич тип 2" Заказчиком установлены следующие избыточные требования: "размеры кирпича: ширина от 60* до 138* мм. Марка по морозостойкости F25; F50. Диаметр пустот от 10* до 20* мм. Тип рядовой; лицевой. Размеры кирпича: толщина 65; 88 мм, размеры кирпича: длина 250 или 288 мм. Форма пустот квадратные; цилиндрические. Группа изделий по теплотехническим характеристикам Высокой эффективности; Повышенной эффективности; Эффективные; Условно-эффективные; Малоэффективные. Марка по прочности М100; М125. Толщина наружных стенок не менее 12 мм. Вертикальные грани гладкие или рельефны". Поскольку, согласно требованиям ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия", обозначение растворов не должно включать диаметр и форму пустот, а также толщину наружных стенок, что может ограничивать количество участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно п. 7 "Методы испытаний" ГОСТ 530-2012 данные показатели определяются по результатам испытаний, в частности: "7.3.1 Размеры изделий, толщину наружных стенок, диаметр цилиндрических пустот, размеры квадратных и ширину щелевидных пустот, длину посечек, длину отбитостей ребер, радиус закругления смежных граней и глубину фаски на ребрах измеряют металлической линейкой по или штангенциркулем по . Погрешность измерения - 1 мм".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанного товара. Также указанные требования к товару могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку предполагают от участников закупки на этапе формирования заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по мнению Заявителя, по п. 54 "Болты с гайками и шайбами тип 2" Заказчиком установлены следующие требования: "Размер шага резьбы болта от 1.00*до 2.0* мм. Размер шага резьбы гайки от 1.00* до 2.0* мм. Вид материала изготовления болта латунь; сталь. Вид материала изготовления гайки латунь; сталь. Вид материала изготовления шайбы сталь; латунь. Номинальный диаметр резьбы d болта 6, 10, 14; 8, 12, 16 мм. Номинальный диаметр резьбы d гайки от 6* до 16* мм. Диаметр резьбы крепежной детали d для шайбы от 6* до 16* мм". Поскольку Заказчиком установлено требование к крепежному комплекту, то, все элементы в нем должны быть сопрягаемы, при этом для комплекта достаточно указания одного диаметра, шага и вида материала. Таким образом, указанные характеристики являются дублирующими, что может вводить в заблуждение участников закупки. Аналогичное нарушение допущены по п. 190 "Болты с гайками и шайбами тип 1".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком следующих требований по п. 204 "Раствор тип 1" Заказчиком установлены следующие требования: "Заполнитель для раствора песок для строительных работ; золошлаковый песок; золы - уноса. Вяжущее для раствора шлакопортландцемент; портландцемент. Вид для раствора для кладки из пустотелого кирпича; для кладки из полнотелого кирпича; для бутовой кладки. Марка по подвижности от Пк1* до Пк3*. Марка по прочности на сжатие М4 или М25". При этом, согласно требованиям ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", обозначение растворов не должно включать вид заполнителя. По мнению Заявителя требование к заполнителю для раствора является избыточной характеристикой, т. к. не входит в условное обозначение растворов согласно ГОСТ 28013-98.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил сведения от производителей, согласно которым участнику закупки имеет возможность указать данные сведения в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об избыточности вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Также, по мнению Заявителя, требования к товарам, необходимым для выполнения работ установлены в Приложении N2 к Техническому заданию. При этом, требования установлены к большему числу видов/типов товаров, чем предусмотрено сметой, что вводит участников закупки в заблуждение. Например, согласно смете, товар "Сифоны бутылочные из цветных металлов, латунные" требуется одного типа и в количестве 18 шт.: "21.17-2-15 Сифоны бутылочные из цветных металлов, латунные". При этом, в Форме 2 установлены требования к трем типам сифонов - п. 26 "Сифон тип 3", п. 56 "Сифон тип 2", п. 103 "Сифон тип 1", что по мнению Заявителя является нарушением п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при заполнении заявки участнику закупки необходимо руководствоваться Формой-2 Аукционной документации, в которой содержится указание на минимальные и/или максимальные требования к товарам, а также требования которые не могут изменяться. При этом, смета является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и не может служить в качестве перечня требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам по пп. 92, п. 131, 207, 43, 54, 136.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
1. ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ"
107014, Москва, ул. Стромынка, дом 10
2. ООО "Рельеф"
142600, г.Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, оф.34
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-8837/77-17
о нарушении Законодательства об осуществлении закупок
31.07.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
на основании решения Комиссии от 31.07.2017 по делу N2-57-8837/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений операционного блока и вспомогательных кабинетов в хирургическом корпусе Клиники N 2 ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" по адресу: ул. Барболина, д. 3, корпус 12 (Закупка N 0373200059717000115) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок, заключении Государственного контракта не учитывать излишние требования к товарам с учетом неправомерных положений инструкции по заполнению заявки, а также с учетом мотивировочной части решения по делу N2-57-8837/77-17.
2.Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-8837/77-17.
3.Оператору электронной площадки, Заказчику в срок до 30.09.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или факсимильной связи (8(495) 784-75-05) или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 июля 2017 г. N 2-57-8837/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017