Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей ГБУ "Автомобильные дороги": С.А. Ястребова, А.А. Маковецкого, а также представителя ООО "АВТО-ПАРТНЕР": А.Ю. Чумаченко,
рассмотрев жалобу ООО "АВТО-ПАРТНЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для технического обслуживания автомобильной и самоходной техники ГБУ "Автомобильные дороги" среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (Закупка N 0373200307317000278) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/38514/17 от 02.08.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены излишние и необъективные требования к показателям товаров, требования к показателям товаров конкретные значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно:
· п. "Смазка", п. "Смазка графитная": Вязкость эффективная при 0 °С; Вязкость эффективная при 0 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1; Вязкость эффективная при минус 50 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, Вязкость эффективная при - 30°С, Предел прочности при 50 °С; Предел прочности при 80 °С ; Предел прочности на сдвиг, при 50°С; Предел прочности при 20°С; Температура каплепадения; Коллоидная стабильность выделенного масла; Коллоидная стабильность при нагрузке; коллоидная стабильность; Содержание свободных щелочей; Массовая доля свободных щелочей в пересчете на NaOH; Массовая доля свободной щелочи; Испаряемость при 120 °С, 1 ч; Температура вспышки смазки; Вязкость кинематическая при 60 С;
· п. "Элемент фильтра воздушного": Предел прочности бумаги при растяжении (в среднем по двум направлениям);
· п. "Масло трансмиссионное", п. "Масло моторное", п. "Масло гидравлическое", п. "Масло индустриальное", п. "Масло промывочное", п. "Масло турбинное", п. Масло компрессионное": моторная испаряемость за 30 мин; Испаряемость по НОАК; Плотность при 15 °C; Плотность при 20 °С; Плотность; Кинематическая вязкость при 40 °C; Кинематическая вязкость при 100 °C; Вязкость кинематическая при 60 С; Вязкость кинематическая при 50 °С; Вязкость кинематическая при -20°С; Вязкость кинематическая, при минус 40°С; Вязкость кинематическая, при минус 100°С; Вязкость кинематическая при минус 18 °С ; Динамическая вязкость при -20 °C; Вязкость динамическая при -30
С; Вязкость динамическая при температуре: минус 15 °С; Динамическая вязкость CCS при - 25; Температура застывания; Температура вспышки; Температура вспышки, определяемая в открытом тигле; Общее щелочное число; Щелочное число;
· п. "Антифриз: Плотность при 20 °С;
· п. "Тосол": Плотность; Температура вспышки паров;
· п. "Жидкость тормозная": Вязкость кинематическая, при минус 100°С и др.
Так например, в ГОСТ 6267-74 и ГОСТ 9433-80 которым должна соответствовать смазка, отсутствуют такие параметры смазки как "Вязкость эффективная при 0 °С"; "Вязкость эффективная при 0 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1"; "Вязкость эффективная при - 30°С", "Предел прочности при 80 °С"; "Предел прочности на сдвиг, при 50°С"; "Предел прочности при 20°С"; "Температура каплепадения"; "Коллоидная стабильность при нагрузке"; "Содержание свободных щелочей"; "Массовая доля свободной щелочи"; "Температура вспышки смазки"; "Вязкость кинематическая при 60 С", при этом, согласно таблицам вышеуказанных стандартов и ч.3 "Методы испытаний" ГОСТ 6267-74 и ч.4 "Методы испытаний" ГОСТ 9433-80 конкретные значения в том числе таких параметров как "Вязкость эффективная при минус 50 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1"; "Предел прочности при 50 °С"; "Коллоидная стабильность выделенного масла"; "Массовая доля свободных щелочей в пересчете на NaOH, Испаряемость при 120 °С, 1 ч" определяются по результатам испытаний определенной партии товара после его производства.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требования к товарам установлены Заказчиком на основании данных производителей, однако, представители Заказчика затруднились обосновать необходимость использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что неправомерные и излишние требования к товарам были ранее предметом рассмотрения жалобы иного участника, в следствии рассмотрения которой в действиях Заказчика выявлены нарушения при формировании требований к товарам, в том числе при установлении требований к температуре застывания и плотности масла, Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок N2-57-7356/77-17 от 29.06.2017, однако, в нарушение требований вышеуказанного предписания Заказчиком 24.07.2017 опубликована новая редакция аукционной документации без учета мотивировочной части решения N2-57-7356/77-17 от 29.06.2017.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВТО-ПАРТНЕР" на действия ГБУ "Автомобильные дороги" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: А.В. Гордуз
Д.С. Грешнева
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 августа 2017 г. N 2-57-9243/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017