Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Сириус Кубань" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ КК "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края" при проведении электронного аукциона: "Поставка спецодежды и средств индивидуальной защиты" (извещение N 0818200000217000170) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки установлены избыточные и нестандартные требования к товарам.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГКУ КК "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края" проводился электронный аукцион: "Поставка спецодежды и средств индивидуальной защиты" (извещение N 0818200000217000170).
Начальная (максимальная) цена контракта - 496 919,89 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
||
|
|
||
1 |
2 |
10 |
11 |
1 |
Халат х/б ( муж) |
Особенности модели |
Халат прямого силуэта, не укороченный. С центральной застежкой и длинными рукавами. Воротник отложной. На передней части находятся три кармана. Карманы: накладные полуобьемные нагрудные с клапанами, нижние и верхний. Спинка состоит из кокетки и средней части, имеет складки на спине для свободы движений. На спине, на линии талии, расположен хлястик между боковыми швами.
|
диапазон размерного ряда, размер/рост, количество,шт |
1)46- 48 /170-176 - 8 шт; |
||
2)48-50/170-176 -16 шт; | |||
3)48-50/182-188 -18шт; | |||
4)52-54/170-176 -23 шт; | |||
5)52-54/182-188 - 25 шт; | |||
6)54-56/182-188 -15шт; | |||
7)54-56/170-176 -15шт; | |||
Цвет |
темно-синий |
||
ткань |
Смесовая |
||
плотность ткани, г/м |
Не менее 250 |
||
содержание хлопка в ткани, % |
не менее 50 |
||
содержание полиэфира в ткани, % |
не более 50 |
||
масловодоотталкивающая пропитка (МВО) |
наличие |
||
шлица |
наличие |
||
хлястик по талии |
наличие |
||
Регулировки по ширине |
наличие |
||
вентиляционные отверстия под проймой, на спинке в шве притачивания кокетки |
наличие |
||
Застежка на кнопках |
наличие |
||
отлажной воротник с лацканами |
наличие |
||
карманы накладные |
наличие |
||
количество карманов |
не менее 2 |
||
Срок предоставления гарантии производителя на товар с момента подписания государственным заказчиком документа о приемке товара, месяц |
не менее 12 |
||
Срок гарантии поставщика на товар с момента подписания государственным заказчиком документа о приемке товара, месяц |
не менее 12 |
||
сответствие |
ГОСТ 12.4.132-83; ГОСТ 12.4.115-82; ГОСТ 105 81-91 ГОСТ 12.4.280-2014; ТР ТС 019/2011 |
||
2 |
Халат х/б (женский медицинский) |
Особенности модели |
Женский медицинский халат полуприлегающего силуэта с центральной застежкой на пуговицах и длинными рукавами. Отложной воротник. Халат имеет манжеты и два нижних кармана по бокам изделия. На спине по линии талии вшиты регулировки по ширине: с помощью полупоясов |
диапазон размерного ряда, размер/рост, количество,шт |
1)46-48/155-160 -2шт; |
||
2) 46-48/170-176 -2 шт ; | |||
3)48-50/170-176 -2шт; | |||
4)50-52/170-176 -2шт; | |||
5)52-54/160-165 -2шт | |||
6)54-56/160-165 -1шт; | |||
7) 56-58/175-180 -2 шт | |||
Цвет |
белый |
||
ткань |
Смесовая |
||
плотность ткани, г/м |
Не менее 150 |
||
содержание хлопка в ткани, % |
не менее 60 |
||
содержание полиэфира в ткани,% |
не более 40 |
||
Карманы накладные |
наличие |
||
количество карманов |
не менее 2 |
||
Регулировки по ширине: по линии талии с помощью полупоясов |
наличие |
||
застежки на пуговицах |
наличие |
||
Воротник отложной с лацканами |
наличие |
||
контрастной отделкой воротника |
наличие |
||
цвет контрастной отделки воротника |
красный |
||
Срок предоставления гарантии производителя на товар с момента подписания государственным заказчиком документа о приемке товара, месяц |
не менее 12 |
||
Срок гарантии поставщика на товар с момента подписания государственным заказчиком документа о приемке товара, месяц |
не менее 12 |
||
соответствие |
ГОСТ 24760-81;ГОСТ 12.4.115-82; ГОСТ 105 81-91 |
Согласно п.1.2 ГОСТ12.4.132-83 Размеры халатов должны соответствовать росту и обхвату груди типовой фигуры человека, указанным в табл.1 и 2.
см | |
Рост типовой фигуры человека |
Интервал роста человека |
158, 164 |
155,0-166,9 |
170, 176 |
167,0-178,9 |
182, 188 |
179,0-191,0 |
| |
Обхват груди типовой фигуры человека |
Интервал обхвата груди человека |
88, 92 |
86,0-93,9 |
96, 100 |
94,0-101,9 |
104, 108 |
102,0-109,9 |
112, 116 |
110,0-117,9 |
120, 124 |
118,0-126,0 |
Заказчиком установлены размеры халатов, не соответствующие ГОСТ.
В соответствии со стандартной сеткой основных размеров одежды, разработанной на базе отраслевых стандартов Министерства легкой промышленности СССР ОСТ 17-325-86 и ОСТ 17-326-81 установлены следующие размеры одежды:
Классификация типовых фигур мужчин | ||||||||||
Обхват груди (см) |
42 |
44 |
46 |
48 |
50 |
52 |
54 |
56 |
58 |
60 |
Стандарт |
88 |
92 |
96 |
100 |
104 |
108 |
112 |
116 |
120 |
124 |
От и до |
86-89 |
90-93 |
94-97 |
98-101 |
102-105 |
106-109 |
110-113 |
114-117 |
118-121 |
122-125 |
Обхват талии (см) | ||||||||||
Стандарт |
76 |
80 |
84 |
88 |
92 |
96 |
100 |
104 |
108 |
112 |
От и до |
74-77 |
78-81 |
82-85 |
86-89 |
90-93 |
94-97 |
97-101 |
102-105 |
106-109 |
110-113 |
Обхват бёдер (см) | ||||||||||
Стандарт |
94,8 |
97,8 |
100,8 |
103,8 |
106,8 |
109,8 |
112,8 |
115,8 |
118,8 |
121,8 |
От и до |
92-95 |
96-98 |
99-101 |
102-105 |
105-107 |
108-110 |
111-113 |
114-116 |
117-119 |
121-123 |
Обхват шеи (для сорочек) | ||||||||||
|
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
Сетка определения роста для мужчин | ||||||||||
Рост |
Рост 1 |
Рост 2 |
Рост 3 |
Рост 4 |
Рост 5 |
Рост 6 |
|
|||
Стандарт |
158 |
164 |
170 |
176 |
182 |
188 |
||||
От и до |
156-160 |
161-166 |
167-172 |
173-178 |
179-184 |
185-191 |
При этом, данная сетка также не содержит требований к размеру вида 46-48, 46-48, 48-50 и аналогичных.
Заявитель указывает, что в раздела 2 "Описание объекта закупки" установлены требования к цвету контрастной отделки воротника (красный) и нагрудным карманам (Карманы: накладные полуобьемные нагрудные с клапанами).
Данные требование не является технической, качественной, функциональной характеристикой объекта закупки.
Заказчиком на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих необходимость поставки халатов только с красной контрастной отделкой воротника, а также халатов с полубъемными нагрудными карманами.
Кроме того, документация содержит требование "товар предоставляется с обязательной возможностью примерки и обмена товара в случае несоответствия размерного ряда, возможностью подбора по фигуре".
Заказчиком указаны конкретные размеры требуемых товаров, которые он произвел самостоятельно (замерил своих сотрудников).
Требование "возможностью примерки и обмена товара в случае несоответствия размерного ряда" противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению заявителя в позиции N14 "рубашка мужская" и N15 "куртка производственная" заказчик установил требование о соответствие к несуществующему ГОСТу 105 81-91.
В соответствии с пояснениями заказчика при указании данного ГОСТа была допущена техническая ошибка (вместо ГОСТ 10581-91указано ГОСТ 105 81-91).
Допущенная техническая ошибка на возможность подачи заявок не влияет.
Кроме того, заявитель указывает, что заказчик установил требование: "ТР ТС 005/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности упаковки", относящейся к классу твердых коммунальных отходов с возможностью утилизации в их составе". Наименование технического регламента является несоответствующим и также данное наименование относится к поставляемому товару по данному аукциону.
Представителя заказчика на заседании Комиссии пояснено, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды, Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", являясь природопользователем, Заказчик обязан обращаться с упаковкой, которая является отходом после использования по прямому назначению в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. В связи с чем, требование Заказчика о соответствии упаковки ТР ТС 005/2011. "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки", не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сириус Кубань" обоснованной в части наличия нарушений п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - ГКУ КК "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКУ КК "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края" (Единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 августа 2017 г. N ЭА-1847/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2017