Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Авто-Газ-Сервис" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Белореченского городского поселения Белореченского района при проведении электронного аукциона: "Строительство объекта: "Многофункциональная спортивно-игровая площадка с зоной уличных тренажеров и воркаута по адресу: Краснодарский край, г. Белореченск, переулок Апрельский, 2" (извещение N0118300016417000053) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Установлены сроки оплаты работ по контракту, противоречащие ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе. П.2.5 проекта контракта противоречит нормам ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе. Проектом контракта не определен срок действия контракта, что не позволяет корректно рассчитать срок действия банковской гарантии. Заказчиком неправомерно установлено требование о замене обеспечения исполнения контракта, в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало обеспечивать исполнение контракта. При описании объекта закупки установлены нестандартные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района проводился электронный аукцион: "Строительство объекта: "Многофункциональная спортивно-игровая площадка с зоной уличных тренажеров и воркаута по адресу: Краснодарский край, г. Белореченск, переулок Апрельский, 2" (извещение N0118300016417000053).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 692 911,37 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
В п.20.5 проекта контракта установлено, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем его обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Контракта на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящей статье Контракта.
Данное требование не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В п.12.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения странами взятых на себя обязательств по контракту.
Таким образом, Заказчиком с учетом положений ст.190 Гражданского Кодекса Российской Федерации не указан срок, указывающий на событие, которое должно неизбежно наступить. В связи с чем, участник не имеет возможности определить сроки действия банковской гарантии.
Согласно ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение: "Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций".
При этом, в п.2.5 проекта контракта предусмотрено: "Оплата за выполненные работы осуществляется по завершению работ на основании акта выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акта приемки законченного строительством (ремонтом) объекта приемочной комиссией по форме КС-14 в течение 30 дней со дня подписания Заказчиком указанных документов".
Таким образом, требования к сроку оплаты выполненных работ, установленные заказчиком в п.2.5 проекта контракта, противоречат нормам ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В п.4.3 проекта контракта установлено: "Подрядчик обязан письменно уведомить представителя Заказчика о завершении работ по муниципальному контракту и готовности объекта к сдаче и представить представителю Заказчика счет, счет-фактуру, акт выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акт приемки законченного строительством (ремонтом) объекта приемочной комиссией по форме КС-14, а также документы предусмотренные техническим заданием".
Предметом контракта является выполнение строительных работ. Кроме того, заказчиком установлено требование к участникам закупки: "Участник должен быть членом СРО в области строительства".
Таким образом, положения п.4.3 проекта контракта противоречат нормам ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены следующие требования:
- п. "Арматурная сталь": Арматурная сталь должна быть горячекатаной. Арматурная сталь должна быть класса А-I гладкой. Номинальный диаметр стержня арматурной стали должен быть не менее 16 мм не более 20 мм. Арматурная сталь должна быть из углеродистой или низколегированной стали. Арматурная сталь должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции.
В соответствии с п.2.2 ГОСТ 5781-82 арматурную сталь изготовляют из углеродистой и низколегированной стали марок, указанных в табл.5. Марку стали указывает потребитель в заказе. При отсутствии указания марку стали устанавливает предприятие-изготовитель. Для стержней класса А-IV (А600) марки стали устанавливают по согласованию изготовителя с потребителем.
Таблица 5
Класс арматурной стали |
Диаметр профиля, мм |
Марка стали |
А-I (А240) |
6-40 |
Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп |
А-II (А300) |
10-40 |
Ст5сп, Ст5пс |
|
40-80 |
18Г2С |
Ас-II (Ас300) |
10-32 (36-40) |
10ГТ |
А-III (А400) |
6-40 |
35ГС, 25Г2С |
|
6-22 |
32Г2Рпс |
В соответствии с ГОСТ 380-2005 углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп.
Таким образом, заказчиком по позициям "Арматурная сталь" установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение, позволяя указать характеристики, которые противоречат ГОСТ.
- п. "Кабель": В кабеле должно быть 4 токопроводящие жилы сечением 2,5 мм2 каждая. Токопроводящие жилы должны быть медные, однопроволочные, круглой формы, 1-го или 2-го класса.
Заказчик позволяет участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандарта, а именно предложить класс 2 для медных жил сечением 2,5 мм2. Из п 5.2.1.3 ГОСТ 31996-2012 (регламентирующего данный вид продукции) -токопроводящие жилы кабелей должны соответствовать классу 1 или 2 ГОСТ 22483 и должны быть одно- или многопроволочными номинальными сечениями в соответствии с таблицей
Наименование жилы |
Номинальное сечение жилы, мм2 |
|||
|
круглой |
секторной (сегментной) |
||
|
медной |
алюминиевой |
медной |
алюминиевой |
Однопроволочная |
1,5-50 |
2,5-300 |
- |
25-400 |
Многопроволочная |
16-1000 |
25-1000 |
25-400 |
25-400 |
Из раздела 3 Классификация жил ГОСТ 22483:
Жилы подразделены на шесть классов 1-6:
- класс 1 - однопроволочные и многопроволочные (для больших сечений) жилы;
- класс 2 - многопроволочные жилы;
- класс 3 - многопроволочные гибкие жилы с гибкостью более чем гибкость жил класса 2;
- класс 4 - многопроволочные гибкие жилы с гибкостью более чем гибкость жил класса 3;
- класс 5 - гибкие жилы;
- класс 6 - гибкие жилы с гибкостью более чем гибкость жил класса 5.
Таким образом токопроводящие жилы сечением 2,5 мм2 согласно ГОСТ не производятся многопроволочными, следовательно не могут быть 2 класса по ГОСТ 22483.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в составе аукционной документации размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, должны быть разделены на графы "показатель", "значение показателя".
При этом, сведения о товарах (материалах), используемым при выполнении работ установлены в виде таблице с графами: "Наименование", "Характеристика".
Таким образом, требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, не соответствуют положениям инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авто-Газ-Сервис" обоснованной в части установления сроков оплаты работ по контракту, противоречащих ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе; наличия противоречий п.2.5 проекта контракта ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе; отсутствия в проекте контракта срока действия контракта, что не позволяет корректно рассчитать срок действия банковской гарантии; установления нестандартных требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Белореченского городского поселения Белореченского района нарушение п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7, ч.8 ст.30, ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Белореченского городского поселения Белореченского района (Единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 августа 2017 г. N ЭА-1889/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2017