Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "25" июля 2017 г. N166-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - руководителя Управления - Н.С.Меркулова; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В.Литвинова; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления И.В.Русскиной, в присутствии представителей государственного заказчика Астраханской таможни Ильина В.Г. (доверенность от 09.08.2017 N07-33/12736), Будко И.С. (доверенность от 10.08.2017 N07-33/12811) и в отсутствие гр.Иванова О.И. (надлежащим образом уведомлено), на основании обращения гр.Иванова О.И. от 17.07.2017 б/н (вх. от 17.07.2017 N6897), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика Астраханской таможни (адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адмирала Нахимова, 42) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении государственных контрактов от 16.10.2015 N134 и от 16.11.2015 N155, а также при проведении запроса котировок на право заключить контракт на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобиля Мерседес Бенц Актрос, гос. номер С210 ЕМ 30 (реестровый номер: 0325100011417000113), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
13.07.2017 Астраханской таможней (далее - Заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключить контракт на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобиля Мерседес Бенц Актрос, гос. номер С210 ЕМ 30 (реестровый номер: 0325100011417000113) (далее - запрос котировок).
По мнению подателя обращения, Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установил в извещении о проведении запроса котировок товарные знаки запасных частей автомобиля Мерседес Бенц Актрос, гос. номер С210 ЕМ 30 без указания на эквивалентность, а именно: шины MICHELIN XDN CRIP 315/60 R22,5 и шины MICHELIN X ENERGY 315/60 R22,5.
Между тем, подателем обращения не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в - данным Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено данного Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с данным Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закон.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных данного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Согласно представленному представителями Заказчика письму от официального дилера Mercedes-Benz "Глобал Трак Сервис Ростов-на-Дону" (исх от 10.08.2017 N10691) автомобиль Mercedes-Benz Actros 2532, WDB9302141L230262, г/н С 210 ЕМ 30, принадлежащий Астраханской таможне проходит все технические обслуживания и текущие ремонты у официальных дилеров компании "Мерседес Бенц" и использует при ТО и ТР оригинальные запасные части и материалы, рекомендованные заводом-изготовителем, данный автомобиль находится на гарантийном обслуживании.
Таким образом, включение в извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки запасных частей автомобиля Мерседес Бенц Актрос, гос. номер С210 ЕМ 30 без указания на эквивалентность, а именно: шины MICHELIN XDN CRIP 315/60 R22,5 и шины MICHELIN X ENERGY 315/60 R22,5, обусловлено фактом нахождения автомобиля на гарантийном обслуживании, а не намерением ограничить количество участников закупки.
На основании изложенного Инспекция пришла к выводу, что закупка на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобиля Мерседес Бенц Актрос, гос. номер С210 ЕМ 30 (реестровый номер: 0325100011417000113) осуществлена без нарушений требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
Таким образом Инспекция не усматривает в данном случае нарушения Закона о контрактной системе.
Руководитель инспекции Н.С.Меркулов
Участники инспекции: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 августа 2017 г. N 146-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017