Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛенаСтройСервис" (далее - ООО "ЛенаСтройСервис", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились,
от заказчика администрации муниципального образования "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), аукционной комиссии заказчика (далее - заказчик, аукционная комиссия, АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я)): Осипов В.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ЛенаСтройСервис" на действия аукционной комиссии заказчика АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я), заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ электромонтажных прочих, не включенных в другие группировки (изв. N 0116300011817000005), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЛенаСтройСервис" на действия аукционной комиссии заказчика АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я), заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ электромонтажных прочих, не включенных в другие группировки (изв. N 0116300011817000005).
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "ЛенаСтройСервис" были оглашены в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Отклонение заявки ООО "ЛенаСтройСервис" от участия в электронном аукционе.
2. Положения аукционной документации, в том числе:
- установление требований к компонентам товаров и показателям товаров, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;
- указание в аукционной документации наименований зарегистрированных товарных знаков без обязательной оговорки "или эквивалент";
- указание в Описании объекта закупки аукционной документации некорректных характеристик товаров "Зажим анкерный" и "Зажим прокалывающий";
- не установление в аукционной документации требований в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику и аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Из пояснений представителя АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я) следует, что заказчик и аукционная комиссия заказчика с доводами жалобы не согласны ввиду следующего.
1. Участнику закупки ООО "ЛенаСтройСервис" при подготовке заявки надлежало руководствоваться положениями Инструкции по заполнению заявок, размещенной заказчиком в единой информационной системе в составе аукционной документации.
Первая часть заявки заявителя не соответствовала требованиям аукционной документации, так, по товару "Шнек" участником закупки был указан конкретный показатель, вместо требуемого диапазонного, по товару "Зажим промежуточный" участником был указан некорректный показатель, вместо одного из перечисленных заказчиком.
2. Относительно довода об обжаловании положений аукционной документации:
- аукционной документации отсутствуют требования к компонентам товаров и показателям товаров, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;
- в аукционной документации действительно содержатся наименования товарных знаков без оговорки "или эквивалент". Между тем, действия заказчика по указанию товарных знаков в Описании объекта закупки не нарушают требований Закона о контрактной системе и не ограничивают количество участников закупки, поскольку товары с указанием товарных знаков, производятся только теми производителями, которые являются правообладателями указанных заказчиком товарных знаков;
- заказчиком в аукционной документации не установлены требования в соответствии с Постановлением N 570, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено установление такого требования.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "Электронные торговые системы" - 18.07.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 081 080,61 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 6 заявок;
5) по итогам рассмотрения первых частей заявок участники закупки с номерами 3, 4 и 5 допущены к участию в электронном аукционе, участникам закупки с номерами заявок 1, 2 и 6 - отказано в допуске к участию в электронном аукционе;
6) в ходе электронного аукциона поступило 1 предложение о цене контракта.
7) по результатам рассмотрения заявки единственного участника закупки, направившего предложение о цене контракта, аукционной комиссией принято решение о признании указанной заявки соответствующей требованиям аукционной документации;
8) по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан не состоявшимся.
9) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЛенаСтройСервис" необоснованной, а довод об обжаловании положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению, по следующим основаниям.
1. Из жалобы следует, что участником закупки ООО "ЛенаСтройСервис" обжалуются действия аукционной комиссии заказчика по отклонению первой части его заявки от участия в электронном аукционе.
Из протокола рассмотрения заявок N 0116300011817000005-1-1 от 26.07.2017 г. следует, что участник закупки с номером заявки N 6 (ООО "ЛенаСтройСервис") отклонен от участия в электронном аукционе по следующему основанию: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Причина несоответствия: В характеристиках основных применяемых материалов подрядчика указаны неверные показатели. 1. В пункте "2. Шнек". Необходимо указать диапазонный показатель, Участником указано: "Диаметр 64 мм". Согласно инструкции по подачи заявки на участие: "в случае, если устанавливается диапазонный показатель товара, наименование которого указывается как "__ - __", или наименование которого сопровождается словами "от __ до __", или наименование которого сопровождается словами "в диапазоне от __ до __", то значение такого диапазона не может изменяться в ту или иную сторону и участником электронного аукциона должен быть предложен товар именно с таким значением диапазонного показателя". 2. В пункте "7. Зажим промежуточный", Участником указано: "масса, кг, 0,17", необходимо указать один из перечисленных показателей. Согласно инструкции по подачи заявки на участие: "Знаки "/", "|", "\", ";" - следует понимать, как "или", то есть следует указать одно из перечисленных значений. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Инструкция по заполнению заявки является обязательным элементом аукционной документации, в котором прописываются все обязательные требования к подачи заявки на участие в электронном аукционе".
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 названной статьи аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что действия аукционной комиссии, при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе, заключаются в их проверке на предмет соответствия указанной в таких заявках информации требованиям аукционной документации.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 1.2.3 подраздела 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе указано следующее:
"Если часть 2 "Описание объекта закупки" содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам", которые содержат требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг и не указано наименование страны происхождения товара (при этом могут содержаться средства индивидуализации):
Участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ, оказанию услуг товаров, соответствующие значениям показателей, установленных документацией об электронном аукционе, их средства индивидуализации и наименование страны происхождения товара (подп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ).".
Материалами дела установлено, что требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, приведены в пункте 4 "Технические характеристики к применяемым материалам" части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки".
Следовательно, участникам рассматриваемой закупки в первых частях своих заявок надлежит дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в техническом задании содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), либо согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в Описании объекта закупки.
Ниже приведены сравнительные характеристики показателей, установленных заказчиком в части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" по позициям 2 и 7 пункта 4, и приведенных участником закупки ООО "ЛенаСтройСервис" в первой части заявки на участие в электронном аукционе. Указанные заявителем жалобы ООО "ЛенаСтройСервис" показатели послужили основанием для отклонения его заявки от участия в электронном аукционе.
N п/п |
Наименование товаров, материалов |
Технические и функциональные характеристики, установленные в Техническом задании |
Технические и функциональные характеристики, указанные в первой части заявки ООО "ЛенаСтройСервис" |
2 |
Шнек |
Диаметр не менее 62-64 мм с шестигранным соединением не менее 17 мм, не более 19 мм |
Диаметр не менее 64 мм с шестигранным соединением 17 мм |
7 |
Зажим промежуточный |
Разрушающая нагрузка, кгс, не менее 1200, масса не более , кг, 0,2/0,3, сечение, мм2, от 25 до 54, диапазон эксплуатационных температур, С, от -60 до +60 С, номинальное напряжение до 1, температура монтажа, С, от -10 до +30 С |
Разрушающая нагрузка, кгс, 1200, масса , кг, 0,17, сечение, мм2, от 25 до 54, диапазон эксплуатационных температур, С, от -60 до +60 С, номинальное напряжение до 1, температура монтажа, С, от -10 до +30 С |
Изучив установленные заказчиком в Описании объекта закупки показатели товаров, используемых при выполнении работ, а также сведения, представленные ООО "ЛенаСтройСервис" в составе первой части заявки на участие в закупке, Комиссия Якутского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В подразделе 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе заказчиком, среди прочего, указано следующее:
"В случае, если устанавливается диапазонный показатель товара, наименование которого указывается как "__ - __", или наименование которого сопровождается словами "от __ до __", или наименование которого сопровождается словами "в диапазоне от __ до __", то значение такого диапазона не может изменяться в ту или иную сторону и участником электронного аукциона должен быть предложен товар именно с таким значением диапазонного показателя
Учитывая положения инструкции по заполнению заявок, участнику закупки ООО "ЛенаСтройСервис" в первой части заявки по позиции 2 "Шнек" надлежало указать диапазонный показатель диаметра.
При изложенных обстоятельствах, действия аукционной комиссии заказчика по отклонению от участия в электронном аукционе заявки ООО "ЛенаСтройСервис", являются правомерными и не противоречат положениям законодательства о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "ЛенаСтройСервис" подлежит признанию необоснованной.
2. Из жалобы следует, что ООО "ЛенаСтройСервис" обжалуются положения аукционной документации, в том числе:
- установление требований к компонентам товаров и показателям товаров, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;
- указание в аукционной документации наименований зарегистрированных товарных знаков без обязательной оговорки "или эквивалент";
- указание в Описании объекта закупки аукционной документации некорректных характеристик товаров "Зажим анкерный" и "Зажим прокалывающий";
- не установление в аукционной документации требований в соответствии с Постановлением N 570.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего установлен статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 указанной статьи обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ электромонтажных прочих, не включенных в другие группировки (изв. N 0116300011817000005) установлено 10 часов 00 минут 26.07.2017 г.
Между тем, из материалов дела следует, что жалоба ООО "ЛенаСтройСервис" поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 04.08.2017 г., следовательно, заявителем пропущен срок обжалования положений аукционной документации.
При изложенных обстоятельствах доводы жалобы ООО "ЛенаСтройСервис", указывающие на несоответствие положений аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе, признаются не подлежащими рассмотрению.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Как отмечено выше, требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, приведены в пункте 4 "Технические характеристики к применяемым материалам" части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки".
Материалами дела установлено, что по позиции 13 "Ящик управления освещением" заказчиком указано, в том числе, следующее: "Щит ЩРУН 1/12 с окном IP31 (по ГОСТ 14254-96), размер, мм, 400x300x140, EKF 1шт, масса, кг, менее 5, способ монтажа - навесной, максимальное количество модулей, шт, 12, номинальный ток, А, не более 125. Аналоговое (электромеханические) суточное реле времени серии АР TDM, количество 1 шт, номинальный ток, А, от 16, номинальная частота, Гц, до 50, электрическая износостойкость, не менее, циклов, 100000".
Между тем, согласно данным из открытых реестров товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещенным на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (www.fips.ru) словесные обозначения EKF и TDM являются наименованиями товарных знаков. Правообладателем товарного знака "EKF" является Общество с ограниченной ответственностью Электротехническая компания "Флавир" (N регистрации 441312), правообладателем товарного знака "TDM Electric" является Общество с ограниченной ответственностью "Национальная электротехническая компания Морозова" (N регистрации 506687).
Комиссией Якутского УФАС России отклоняется довод заказчика о том, что щит учетно-распределительный навесной и суточное реле с указанными в Описании объекта закупки характеристиками производятся только правообладателями указанных им товарных знаков, поскольку представленные заказчиком в обоснование своего довода ссылки на электронные каталоги интернет-магазинов электрического оборудования не являются надлежащим доказательством позиции заказчика и не свидетельствуют о полном и всестороннем анализе товарного рынка производителей электрооборудования.
При этом Закон о контрактной системе не содержит норм, согласно которым заказчикам позволяется указывать в документации о закупке наименование товарного знака без оговорки "или эквивалент" в том случае, если товар производится единственным производителем.
Напротив, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит запрет на включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как отмечено выше, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в соответствии с частью 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Материалами дела установлено, что предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ электромонтажных прочих, не включенных в другие группировки.
Согласно пункту 1 "Требования к составу работ, предусмотренных аукционной документацией" части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" муниципальный контракт предусматривает выполнение работ по шнековому бурению скважин, устройству бетонной подготовки, приготовлению тяжелого бетона на гравии, подвеске самонесущих изолированных проводов при количестве 29 опор с использованием автогидроподъемника, установке светильников, перевозке грузов.
Пунктами 1.1, 1.8, 5.3.4, 6.1 и 6.5 проекта муниципального контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки установленные настоящим Контрактом Подрядчик выполнить работы по строительству уличного освещения по ул. Октябрьская с. Килянки Чурапчинского района для нужд Администрации МО "Кытанахский наслег (далее - Работы и Объект соответственно), в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием и согласованным Графиком производства работ, и сдать их результаты в сроки, установленные Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы.
1.8. Результатом выполненной работы по Контракту является Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
5.3.4. Подрядчик обязуется обеспечить строительство Объекта строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным оборудованием, в соответствии с проектной и технической документацией, СНиП и ГОСТами.
6.1. Подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии с проектно-сметной документацией и действующими нормами и техническими условиями, своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийного срока эксплуатации Объекта.
6.5. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить все строительно-монтажные и иные предусмотренные Контрактом работы в точном соответствии с проектной документацией Объекта, с соблюдением действующих строительных норм и правил, требований иных технических документов. Подрядчик также гарантирует соответствие качества используемых строительных материалов и комплектующих изделий требованиям проектной документации Объекта, строительным нормам и правилам, иной технической документации".
Таким образом, положениями проекта муниципального контракта, на право заключения которого проводится закупка, прямо устанавливается обязанность подрядчика выполнить работы по контракту в строгом соответствии с проектной документацией.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что система уличного освещения, работы по строительству которой являются объектом закупки, является объектом капитального строительства, при этом у АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я) имеется проектная документация на выполнение работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 743 ГрК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.02.2008 г. N 87.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации следует, что проектная документация также делится на текстовую часть, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; графическую часть, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
По результатам анализа документов, размещенных заказчиком и уполномоченным органом в единой информационной системе, Комиссия Якутского УФАС России установила, что заказчиком в единой информационной системе размещены локальные сметы и техническое задание с содержанием объемов работ и требованиями к товарам, используемым при выполнении работ, но не размещены материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, отсутствует графическая часть проектной документации, которая отображает принятые технические и иные решения.
Между тем, из норм ГрК РФ следует, что проектная документация определяет объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, при этом смета является лишь частью проектной документации.
Следовательно, заказчиком в нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 59, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в единой информационной системе не размещена проектная документация, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, что лишает участника закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение.
3. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 570 от 15.05.2017 г. установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, а также внесены изменения в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В перечень указанных видов работ входят работы по устройству наружных электрических сетей и линий связи.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Как отмечено выше, в ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что система уличного освещения, работы по строительству которой являются объектом закупки, является объектом капитального строительства, при этом у АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я) имеется проектная документация на выполнение работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
При этом из Описания объекта закупки следует, что муниципальный контракт предусматривает, в том числе, выполнение работ по шнековому бурению скважин, устройству бетонной подготовки, подвеске самонесущих изолированных проводов при количестве 29 опор с использованием автогидроподъемника, установке светильников.
Следовательно, в данном случае заказчику надлежало включить в аукционную документацию условие, в соответствии с Постановлением N 570, об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены муниципального контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых работ.
Между тем, Комиссией установлено, что в аукционной документации, проекте контракта не установлены виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ЛенаСтройСервис" на действия аукционной комиссии заказчика АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я), заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ электромонтажных прочих, не включенных в другие группировки (изв. N 0116300011817000005) необоснованной, доводы об обжаловании положений аукционной документации - не подлежащими рассмотрению;
2. Признать заказчика АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 59, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику АМО "Кытанахский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Данилова В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 августа 2017 г. N 06-783/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017