Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СтройМонтажСервис" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственное унитарное предприятие Московской области "Коммунальные системы Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на строительство присоединительного водовода от ВК-6.2 Восточной системы водоснабжения Московской области к ВЗУ "Южный" (извещение N 0548200001517000079 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 19.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 40 456 240,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 07.08.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.08.2017;
5) дата проведения Аукциона - 14.08.2017;
6) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку в части заполнения значений показателей, разделенных символов ";".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции технического задания установлено:
"В случае перечисления характеристик в сопровождении знака ";", "либо" означает, что участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору. При указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "до x" или "от х", где "x" - верхнее/нижнее числовое значение, участник аукциона в электронной форме должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" не включены в требуемый интервал, за исключением, когда значения "х" сопровождается словом "диапазон", "температура".
На заседании Комиссия установила, что в инструкции по заполнению заявки надлежащим образом установлены требования в части заполнения значений показателей, разделенных символом ";" и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товару "Битум нефтяной".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В пункте 15 Приложения N1 к Техническому заданию "Битум нефтяной ГОСТ 22245-90" установлен показатель "Индекс пенетрации" с минимальным значением "-1" и максимальным "1", что противоречитГОСТ 22245-90. СогласноГОСТ22245-90 данный показатель выражается в виде диапазона значений.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии и в разъяснениях положений документации на запрос от 25.07.2017 пояснил, что в данном пункте допущена техническая ошибка, а именно пропущено слово "диапазон" и при рассмотрении заявок на участие данный параметр учитываться не будет.
Таким образом, действия Заказчика,Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционесодержатся избыточные требования, противоречащие Закону о контрактной системе.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, по товару "Труба" показатель "Плотность при 23°С", по товару "Смеси бетонные" - "Класс прочности на сжатие", по товару "Раствор строительный" - "Прочность раствора на сжатие", по товару "Проволока горячекатная" - "Овальность проката суммы предельных отклонений по диаметру", по товару "Клей"- "Температура эксплуатации в пределах", по товару "Болты с гайками и шайбами" - "Масса 1000 болтов", по товару "Бруски" - "Предельные отклонения по толщине".
Следовательно, участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие, так как требования, установленные к товарам в техническом задании, противоречат требованиям инструкции.
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика,Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки являетсястроительство присоединительного водовода от ВК-6.2 Восточной системы водоснабжения Московской области к ВЗУ "Южный".
В соответствии с пунктом 15.1 Информационной карты документации об Аукционе:
"Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени,начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом
Участник обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по следующим видам работ:
а)
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
5. Свайные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
27. Устройство трубопроводов
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 (пятнадцать) % (процентов) цены Контракта".
Вместе с тем,согласно Приложению N1 проекта контракта документации об Аукционе установлен перечень видов работ (7 позиций), а именно:
Возможные виды работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые Генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту
N п/п |
Наименование вида работ |
Номер ЛСР, номер пункта |
Объем работ |
1 |
Подготовительные работы (Вырубка деревьев, компенсационная стоимость от вырубки) |
ЛСР 01-01 п.1-19, письмо администрации г.п. Обухово N02-18/555 от 11.01.2017 г. |
Весь объем по контракту |
2 |
Инженерная подготовка территории (вынос трассы в натуру) |
Расчет N1 |
Весь объем по контракту |
3 |
Земляные работы |
ЛСР 02-01 п.1-26 |
Весь объем по контракту |
4 |
Устройство наружных сетей водоснабжения |
ЛСР 02-01 п.27 -41 |
Весь объем по контракту |
5 |
Монтаж технологического оборудования |
ЛСР 02-01 п.41-85 |
Весь объем по контракту |
6 |
Возведение несущих конструкций |
ЛСР 02-01 п.86 -139 |
Весь объем по контракту |
7 |
Благоустройство |
ЛСР 07-01 п. 1-6 |
Весь объем по контракту |
Кроме того, в пункте 4.6 проекта контракта установлено, что Генеральный подрядчик при производстве работ в рамках цены Контракта несет все затраты необходимые для выполнения работ, в том числе на:
1) приобретение, поставку, монтаж оборудования, конструкций, изделий и материалов;
2) сертификацию оборудования;
3) обеспечение строительства рабочими, в том числе иностранными, включая заработную плату, транспортные, командировочные и иные расходы, страхование;
4) временные технологические присоединения;
5) пуско-наладочные работы;
6) таможенное оформление, в том числе уплату таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию РФ материалов, конструкций, изделий и оборудования, необходимых для выполнения Работ;
7) транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов;
8) эксплуатацию и содержание строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрану, пожарную безопасность, уборку территории, вывоз мусора бытового и строительного и др.), другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки до момента исполнения всех обязательств по выполнению работ;
9) оформление и получение заключения о соответствии построенного объекта проектно-сметной документации в Госстройнадзоре Московской области;
10) оформление и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдаваемого органами исполнительной власти;
11) иные затраты, прямо не предусмотренные, но необходимые для выполнения работ.
При этом, Постановлением Правительства N570 не предусмотрены затраты Генеральным подрядчиком на приобретение, поставку, монтаж оборудования, конструкций, изделий и материалов.
Следовательно, установление противоречащих друг другу перечней видов работ в документации об Аукционе и проекте контракта вводит участников закупки в заблуждение, что является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройМонтажСервис"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениячасти 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 09.08.2017 N 07-24-9440эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 августа 2017 г. N 07-24-9440эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2017