Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Медицинская компания ЮНИКС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Наро-Фоминский перинатальный центр" (далее - Заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на техническое обслуживание медицинского оборудования (извещение N 0348500001117000037 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 26.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 141 638,35 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 03.08.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 26.07.2017;
5) дата проведения Аукциона - 07.08.2017;
6) на участие в Аукционе подано 1 заявка от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено единственная заявка участника закупки;
8) Аукцион признан несостоявшимся.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком некорректно сформировано техническое задание - описание объекта закупки не позволяет участнику сформировать предложение по цене.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что объектом закупки является техническое обслуживание медицинского оборудования.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в техническом задании документации об Аукционе Заказчик указывает на необходимость проведения ремонта оборудования - замену запасных частей и расходных материалов, необходимых для технического обслуживания и текущего ремонта медицинского оборудования.
При этом, в документации об Аукционе не указано, какие именно запасные части, расходные материалы и материальные ресурсы должны приобретаться, а так же не указано их количество.
Из изложенного следует, что объем работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования в данном случае определить невозможно, а, следовательно, необходимо указать цену запасных частей или каждой запасной части к оборудованию, цену единицы работы или услуги, что противоречит Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в объект закупки включен ремонт медицинского оборудования, находящегося в настоящее время на гарантийном обслуживании.
На заседании Комиссия установила, что согласно Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование к ремонту оборудования, находящегося на гарантийном обслуживании, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки в нарушении требований Закона о контрактной системе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что в пункте 5, 7, 17 Общих условий технического задания содержатся требования к специалистам, имеющим необходимые допуски и разрешения на выполнение технического обслуживания, что является требованием к наличию трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуги, например такие как:
5 |
Действующие дипломы, сертификаты, удостоверения, подтверждающие обучение специалистов по техническому обслуживанию медицинской техники на предприятиях изготовителях соответствующих видов медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности в соответствии с Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N293-22/233 (п.4.1.4.) |
Наличие, (копии предоставляются в течение 5 дней с момента заключения контракта) |
||
17 |
Присутствие не менее двух инженеров на территории Заказчика ежедневно с 8:30 до 17:15 по рабочим дням. Наличие круглосуточной диспетчерской службы |
Соответствие |
||
8 |
Сертификаты от фирмы-производителя на право ремонтаи технического обслуживания следующего оборудования: Аппарат наркозный LeonPlus Аппарат наркозный Primus Томограф магнитно-резонансный OptimaMR360 Отсутствие указанных документов, в том числе сертификатов на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники фирмы-производителя является основанием для отказа допуска инженеров Исполнителя к проведению работ на данном оборудовании. |
Наличие, соответствие (копии предоставляются в течение 10 дней с момента заключения контракта) |
||
18 |
Время реагирования на заявки по ремонту медицинской техники (и в случае внезапной поломки) - в течение 1 часа |
Соответствие |
||
17 |
Присутствие не менее двух инженеров на территории Заказчика ежедневно с 8:30 до 17:15 по рабочим дням. Наличие круглосуточной диспетчерской службы |
Соответствие |
Кроме того, Комиссия установила, что Заказчик в Техническом задании указывает, что документы, подтверждающие требования к участнику закупки и специалистам, оказывающим непосредственно техническое обслуживание, необходимо предоставить после заключения контракта.
Вместе с тем, в пункте 19 Общих условий Технического задания указано, что копии документов, подтверждающих соответствие работ указанным требованиям, предоставляются в составе заявки, что говорит о предъявлении вышеперечисленных требований именно к участникам закупки, а не к качественным характеристикам выполнения работ:
19 |
Исполнитель должен иметь все необходимые лицензии, допуски, разрешения и обеспечить выполнение всех иных необходимых требований, установленных действующим законодательством к работам по техническому обслуживанию ИМТ. Копии документов, подтверждающих соответствие работ указанным требованиям, предоставляются в составе заявки. |
Соответствие |
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии оборудование, товар, средства производства или сотрудников, требуемые в рамках исполнения обязательств, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к периодичности оказания услуги (ежедневно, круглосуточно или ежемесячно).
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что в документации установлено:
17 |
Присутствие не менее двух инженеров на территории Заказчика ежедневно с 8:30 до 17:15 по рабочим дням. Наличие круглосуточной диспетчерской службы |
Соответствие |
Вместе с тем, в пункте 22 Общих положений Технического задания документации об Аукционе установлено: "Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию - ежемесячно".
Согласно приложению N 2 к проекту государственного контракта "График оказания услуг, услуги оказываются ежедневно круглосуточно".
Комиссия пришла к выводу, что данное требование противоречит нормам Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в описании объекта закупки в Техническом задании включено требование о поставке запасных частей конкретного производителя, без указания "или эквивалент".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что в документации установлено: "Для аппаратов фирмы DraegerMedical (Primus). Все, поставляемые для проведения технического обслуживания и ремонта, запчасти и расходные материалы оригинального качества от завода изготовителя медицинского оборудования "DrgerMedicalGmbH",Германия.
Для аппаратов фирмы HEINENLOEWENSTEIN (LEONplus). Все, поставляемые для проведения технического обслуживания и ремонта, запчасти и расходные материалы оригинального качества от завода изготовителя медицинского оборудования "HEINENLOEWENSTEIN"
Представитель Заявителя на заседании Комиссии предоставил разъяснительное письмо, в котором содержится информация о том, что в настоящее время указанный производитель прекратил деятельность.
На заседании Комиссия установила, что Заказчиком в документации об Аукционе включено в описание объекта закупки наименование производителя в нарушение норм Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика,Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медицинская компания ЮНИКС"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31,пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 08.08.2017 N 07-24-9433эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 8 августа 2017 г. N 07-24-9433эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2017