Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Казанский химический научно-исследовательский институт" (далее - Заявитель) на действия Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Войсковая часть 70855)" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на доукомплектование комплектов средств индивидуальной защиты Л-1-М легкими защитными костюмами Л-1 на объекте по уничтожению химического оружия "Щучье" в г. Щучье Курганской области (номер извещения 0373100092116000400) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) установившего в документации об Аукционе требование к сроку поставки товара, ограничивающее количество участников закупки;
3) использовавшего при обосновании начальной (максимальной) цены контракта информацию, содержащуюся в документах, полученных Заказчиком по его запросам, не соответствующую требованиям, установленным Заказчиком к содержанию таких документов в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
4) разместившего в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе;
5) установившего размер обеспечения заявок, обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе, не соответствующие размеру обеспечения заявок, обеспечения исполнения контракта, указанным в плане-графике размещения заказов;
6) не установившего в проекте контракта документации об Аукционе условие о сроках приемки поставленного товара, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки в нарушение требований Закона о контрактной системе;
7) установившего в проекте государственного контракта требование о замене недействующей банковской гарантии.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным при проведении Аукциона:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 30.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 78 403 500 руб.;
3) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
4) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе не установлено каким стандартам должен соответствовать закупаемый товар, а также установлено, что поставка эквивалента не предусмотрена в соответствии с руководством по эксплуатации комплекта средств индивидуальной защиты Л-1-М (ЕКЦТ.061439.007.000 РЭ), которое отсутствует в свободном доступе, в связи с чем невозможно определить технические, качественные и функциональные характеристики закупаемых Заказчиком товаров.
Пунктом 3.4 раздела 3 "Требования к выполнению работ" приложения N 1 к договору документации об Аукционе установлено, что продукция должна быть изготовлена в соответствии с ГОСТ или по техническим условиям (ТУ) в соответствии с технологическим процессом предприятия-изготовителя.
В пункте 4.1 раздела 4 "Объем работ" приложения N 1 к договору документации об Аукционе установлены требования к закупаемому товару, в том числе: "поставка эквивалентов не допускается, в соответствии с п. 4.14 и Приложением 1 санитарных правил СП 2.2.1.2513 - 09, утвержденных постановлением Главного Государственного врача Российской Федерации N 34 от 18 мая 2009 года, а также руководством по эксплуатации комплекта средств индивидуальной защиты Л-1-М (ЕКЦТ.061439.007.000 РЭ)".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что объектом закупки является доукомплектование комплекта средств индивидуальной защиты Л-1-М, а не закупка указанного костюма. Заказчиком в документации об Аукционе установлены технические характеристики костюма легкого защитного Л-1, необходимого для доукомплектования комплекта средств индивидуальной защиты Л-1-М. Кроме того, Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о соответствии закупаемого товара ГОСТ, ТУ, в соответствии с которыми производится предлагаемый к поставке товар.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя установленное Заказчиком в документации об Аукционе требование к закупаемому товару "поставляемый товар должен быть новым товаром, выпущенным не ранее 2016 года" ограничивает количество участников закупки.
В пункте 4.1 раздела 4 "Объем работ" приложения N 1 к договору документации об Аукционе установлены требования к закупаемому товару, в том числе: "Поставляемый товар должен быть новым товаром, выпущенным не ранее 2016 года".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанное требование к закупаемому товару установлено в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установленное Заказчиком в документации об Аукционе указанное требование к закупаемому товару ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также, согласно доводу Заявителя в нарушение Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование "Доставка СИЗ К в объемах, указанных в пункте 4.1 настоящего технического задания на Объект, должна осуществляться транспортом Исполнителя".
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В пункте 3.7 раздела 3 "Требования к выполнению работ" приложения N 1 к договору документации об Аукционе установлено: "Доставка СИЗ К в объемах, указанных в пункте 4.1 настоящего технического задания на Объект, должна осуществляться транспортом Исполнителя".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что объектом закупки является выполнение работ по доукомплектованию комплектов средств индивидуальной защиты Л-1-М, которые также включают в себя поставку (перевозку) закупаемых товаров на указанный в документации об Аукционе объект за счет средств исполнителя и не ограничивает его необходимостью использования в целях поставки товара только находящихся в собственности исполнителя транспортных средств.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанное требование, установленное Заказчиком в пункте 3.7 раздела 3 "Требования к выполнению работ" приложения N 1 к договору документации об Аукционе, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя из положений документации об Аукционе не представляется возможным однозначно определить, что является объектом закупки: выполнение работ или поставка товаров. Кроме того, в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе указана противоречивая информация о количестве товара, работы, услуги.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является доукомплектование комплектов средств индивидуальной защиты Л-1-М легкими защитными костюмами Л-1 на объекте по уничтожению химического оружия "Почеп" в г. Почеп Брянской области.
В разделе I "Проект договора" документации об Аукционе установлено следующее: "Исполнитель обязуется выполнить работы и поставить товары (далее - работы) в соответствии с ведомостью-графиком поставки товаров (приложение N 2) и условиями Договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы "Доукомплектование комплектов средств индивидуальной защиты Л-1-М легкими защитными костюмами Л-1 на объекте по уничтожению химического оружия "Почеп" в г. Почеп Брянской области".
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержатся, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
В извещении о проведении Аукциона указана информация об объекте закупки, в том числе о количестве товара, работы, услуги: "усл. ед. 1,00".
В документации об Аукционе указано: "костюм защитный легкий Л-1 - 13 755 шт.".
Заказчиком в документации об Аукционе указаны условия поставки товара, его приемки. При этом в документации об Аукционе отсутствует описание выполнения работ по доукомплектованию, например показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным Заказчиком требованиям.
Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки является не объективным и ведет к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Извещением о проведении закупки и документацией об Аукционе установлен срок исполнения контракта: до 10.12.2016 г.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование к сроку исполнения контракта установлен в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем представителем Заявителя не представлено сведений, подтверждающих, обоснованность данного довода.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о том, что срок исполнения контракта, установленный Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе, ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3.13.3 части 3.13 раздела III "Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)" методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию, содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в приложении N 1 к документации об Аукционе. Согласно указанному обоснованию в качестве источника информации указаны предложения от трех поставщиков (подрядчиком, исполнителей).
Комиссия, изучив представленные представителями Заказчика предложения от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установила, что указанные предложения соответствуют требованиям, установленным Заказчиком к содержанию таких документов.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком при предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе нарушены требования части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные Заказчиком на Официальном сайте, изменяют суть документации об Аукционе.
Комиссией установлено, что размещенные на Официальном сайте Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе не изменяют ее суть.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы размер обеспечения заявок, обеспечения исполнения контракта, установленные в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе не соответствуют размеру обеспечения заявок, обеспечения исполнения контракта, указанным в плане-графике размещения заказов.
В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, если такие извещения, документация содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают на Официальном сайте планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 15 порядка размещения на Официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиком, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 761, Федерального казначейства N 20н от 27.12.2011 "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" внесение изменений в планы-графики осуществляется в случае изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком.
На заседании Комиссии установлено следующее: согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе размер обеспечения заявок составляет 219 450 руб., размер обеспечения исполнения контракта - 2 194 500 руб.; согласно плану-графику размещения заказов размер обеспечения заявок - 206, 00000 тыс. руб., размер обеспечения исполнения контракта - 2060, 00000 тыс. руб.
Комиссией установлено, что в план-график размещения заказов Заказчиком не внесены изменения, поскольку начальная (максимальная) цена контракта изменена не более чем на 10 %, соответственно и размер обеспечения заявок, обеспечения исполнения контракта изменены не более чем на 10 %.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 3.8 раздела 3 "Требования к выполнению работ" приложения N 1 к договору документации об Аукционе "прием продукции по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. N П-6 и Инструкцией о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что сроки осуществления приемки поставленной продукции, а также информация о порядке и сроках оформления результатов такой приемки содержатся в нормативных правовых документах, указанных в пункте 3.8 раздела 3 "Требования к выполнению работ" приложения N 1 к договору документации об Аукционе, которое является неотъемлемой частью проекта контракта.
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлено в проекте контракта документации об Аукционе условие о сроках приемки поставленного товара, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки в нарушение требований Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
В соответствии с пунктом 22.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе "в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Договора перестало быть действительным, прекратило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по Договору, в течение десяти банковских дней Заказчику предоставляется иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Договора на тех же условиях и в том же размере, что предоставлялось до заключения Договора".
Законом о контрактной системе не запрещено установление в проекте государственного контракта требований о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требование о замене недействующей банковской гарантии противоречит положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Казанский химический научно-исследовательский институт" обоснованной в части установления в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 октября 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2016