На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2016 N 804/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев обращение ООО "АРОСА"(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГКУ "ЦентральныйклиническийвоенныйгоспитальФедеральнойслужбыбезопасностиРосси йскойФедерации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки)электронного аукциона на поставку продуктов питания (мясная, рыбная продукция)(номер извещения 0373100096516000348) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в документации об Аукционе исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника Аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в пункте 31 Информационной карты документации об Аукционе;
2) установившего в документации об Аукционе излишние требования к товарам, в соответствии с которыми участнику закупки в первой части заявки на участие в Аукционе необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 13.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 31 091 795 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.09.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 30.09.2016;
5) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 03.10.2016;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "АльКонди" с предложением о цене контракта 30 469 959 руб.
1.В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системев целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 31 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование о соответствии участника Аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленнымв соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допускаотдельных видов пищевых продуктов, происходящихиз иностранных государств, для целей осуществлениязакупок для обеспечения государственных имуниципальных нужд"(далее - Постановление N 832), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2015 N 1296 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"(далее - Постановление N 1296).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Законом о контрактной системе не предусмотрено требование о представленииучастниками Аукциона в составе заявок на участие в Аукционедокументов,подтверждающих соответствие участника Аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленнымв соответствии с ПостановлениемN 832, Постановлением N 1296.
При этом факт подачи участником заявки на участие в Аукционе является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией об Аукционе, в том числе подтверждением соответствия, установленным в документации об Аукционе требованиям к участникам закупки, в связи с чем дополнительного представления участниками Аукциона в составе заявки документов, подтверждающих соответствии предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным согласно Постановлению N 832, Постановлению N 1296,не требуется.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего перечень документов, подтверждающих соответствие участника Аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в пункте 31 Информационной карты документации об Аукционе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Разделом 7 "Описание объекта закупки" (далее - Техническое задание) документации об Аукционе установлены показатели товара, в том числе:
В пункте 2 "Икра красная зернистая"" установлено, что "свинец должен быть не более 1; ртуть должна быть не более 0,2; кадмий должен быть не более 1";
В пункте 3 "Колбаса сырокопченая" установлено, что "свинец должен быть не более 0,5; ртуть должна быть не более 0,03; кадмий должен быть не более 0,05; мышьяк должен быть не более 0,1";
В пункте 4 "Сосиски" установлено, что "свинец должен быть не более 0,5; ртуть должна быть не более 0,03; кадмий должен быть не более 0,05; мышьяк должен быть не более 0,1".
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товардля представления подробных сведений о нем.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствующее пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте, Заказчиком 26.09.2016дан ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе N РД1, согласно которому "вследствие технической ошибки, в ТДЧЗ по позиции четыре "сосиски" ошибочно указан ГОСТ 55456-2013 (колбасы сырокопченые). Участникам закупки при составлении предложения по товару (в заявке на участие в аукционе), в части касающейся четвертой позиции следует руководствоваться положениями ГОСТ 52196-2011".
Таким образом, размещенный Заказчиком 26.09.2016 на Официальном сайте ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе изменяет суть документации об Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 2.3 части 2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 30.09.2016 N0373100096516000348-1 участникиАукциона с порядковыми номерамизаявок 1, 2, 4 допущены к участию в Аукционе.
Согласно разделу "Требования к качественным и иным характеристикам товаров" Технического заданиядокументации об Аукционе установлены требования к закупаемому товару, в том числе: в пункте 6 "Сайраконсервированная"установлено, что "в отдельных кусках сайры могутприсутствовать остатки внутренностей, в том числеикры или молок".
Пунктом 7 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" Технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "в случаях указания возможных значений показателя перечнем, перечисляемых через разделительный союз "или", "либо" необходимо выбрать одно из допустимых значений показателя".
Комиссия, изучив первые части заявок участниковАукционас порядковыми номерами 1, 2, 4, установила, что в заявках впункте 6 "Сайраконсервированная" указано: "в отдельных кусках сайры отсутствуют остатки внутренностей, в том числеикры и молок", что не соответствует требованиям Технического задания документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение о допуске участниковАукционас порядковыми номерами заявок 1, 2, 4 к участию в Аукционе в нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушенияпункта 1 части 1 статьи 64,части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2016 г. N ПГОЗ-376/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2016