Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Николенко Леонид Иванович (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский Федеральный университет" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство учебно-лабораторного комплекса ГОУ ВПО "Северо-Кавказского государственного технического университета (СевКавГТУ)" по проспекту Кулакова, 2 в 527 квартале г. Ставрополя" (1-й пусковой комплекс, корпуса N1,2) (номер извещения 0321100021116000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Уполномоченный орган, Заказчик объединил в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
2. Уполномоченным органом, Заказчиком не указано обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей.
3. Уполномоченным органом, Закачзком в техническом задании документации об Аукционе установлено требование о соответствии необходимых при выполнении работ товаров требованиям ГОСТ, вместе с тем не установлено, каким ГОСТ должен соответствовать товар.
4. Уполномоченный орган, Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 220 160 053 рубля;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 25.10.2016.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
На заседании комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что поставка оборудования на определенной стадии строительной готовности объекта неразрывно связана с выполнением строительно-монтажных работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в пункте 31 "Единые требования к участникам закупки" информационной карты документации об Аукционе установлено: "Наличие у участника закупки действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"), по следующим видам работ: п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
Также, частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, которые имеют право выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, указанными положениями документации об Аукционе исключается возможность участия в Аукционе физических лиц, в связи с чем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В Разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В Разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе, в том числе установлено (пример): По позиции "Цемент" - Соответствие требованиям государственных стандартов, регламентирующий данный вид товара - указать ГОСТ.
По позиции "Гвозди строительные" - Соответствие требованиям государственных стандартов, регламентирующий данный вид товара - указать ГОСТ.
По позиции "Песчано-гравийная смесь" - Соответствие требованиям государственных стандартов, регламентирующий данный вид товара - указать ГОСТ.
По позиции "Бетон" - Соответствие требованиям государственных стандартов, регламентирующий данный вид товара - указать ГОСТ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено какому ГОСТ должен соответствовать товар.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе в том числе установлено (пример):
По позиции "Электроды" - Временное сопротивление разрыву Наименьшее значение 41 кгс/мм2; Относительное удлинение Должно быть не менее 22%; Ударная вязкость Должна быть более 14 кгсм/см2; Содержание серы в наплавленном металле Должна быть до 0,031%; Содержание фосфора в наплавленном металле Должна быть в интервале менее 0 - 0,036%.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что технические характеристики позиции "Электроды" соответствуют ГОСТ-9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей"
Вместе с тем согласно таблице N 1 ГОСТ-9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей" техническим характеристикам установленным Уполномоченным органом, Зказчиком по позиции "Элетроды" может соответствовать значение показателя "Содержание серы в наплавленном металле" исключительно 0,030%, вместе с тем, согласно положениям инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать любое значение которое меньше 0,031, что не будет противоречить положениям инструкции документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ-9467-75.
Кроме того, следует отметить, что в документации об Аукционе в отношении указанного товара ГОСТ не установлен и участнику закупки предложено самостоятельно указать ГОСТ в заявке. Также положения инструкции по заполнению заявки, требования к составу заявки ограничивают возможность заполнить заявку надлежащим образом.
Таким образом, положения инструкции документации об Аукционе позволяют участнику закупки указать значение, противоречащее ГОСТ, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в Разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе в том числе установлено:
По позиции "Растворитель Р-4" - Массовая доля воды по Фишеру менее 0,71 %.
По позиции "Грунтовка" - Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне от 53 % не превышая 60 %.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченный орган, Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Николенко Леонида Ивановича, обоснованной в части не установления в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, не установления в документации об Аукционе наименований ГОСТ, не установления обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 24.10.2016 N К-1721/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2016 г. N К-1721-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2016