Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2016 г. N К-1738-16
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений в административном здании Росгидромета (номер извещения 0173100009916000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены сроки предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе и в извещении о проведении Аукциона установлено различное требование в части наличия у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
3. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок возврата обеспечения исполнения контракта внесенных в виде денежных средств.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 11 152 607,16 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
4) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. На основании пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пункт 22 информационной карты документации об Аукционе содержит следующий порядок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе:
"Участник закупки вправе направить не более трех запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. В течение двух дней с момента поступления запроса заказчику, разъяснения документации об электронном аукционе будут размещены в единой информационной системе (на официальном сайте)".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения подрядчика, в связи с тем, что на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, информация, указывающая на невозможность участниками закупки направить запрос на разъяснение положений документации, на заседании Комиссии не представлена.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 19 информационной карты документации об Аукционе в том числе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: "Копия действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией участнику закупки, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащего следующие виды работ (в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624): 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" относящиеся к группе: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (В соответствии с положениями норм частей 1, 8, 10.1 статьи 55.8, части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее работы по организации строительства, вправе выполнять указанные работы по договору, цена которого не может превышать максимально разрешенную сумму, указанную в свидетельстве СРО участника.) - согласно которому лицо, осуществляющее данные работы с привлечением третьих лиц (субподрядчиков) должно иметь свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, привлекаемым подрядчиком на основании договора".
В пункте "Требование к участникам" извещения о проведение Аукциона установлено: "Наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией участнику закупки, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащего виды работ в соответствии с Перечнем видов работ, утвержденным Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624.(В соответствии с положениями норм частей 1, 8, 10.1 статьи 55.8, части 7 статьи 55.16 ГрК РФ, лицо, осуществляющее работы по организации строительства, вправе выполнять указанные работы по договору, цена которого не может превышать максимально разрешенную сумму, указанную в свидетельстве СРО участника.) - согласно которому лицо, осуществляющее данные работы с привлечением третьих лиц (субподрядчиков) должно иметь свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, привлекаемым подрядчиком на основании договора".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам закупки в части наличия у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией установленное в извещение о проведение Аукциона не противоречит требованию, установленному в документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 10.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Денежные средства возвращаются Подрядчику при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение 30 (Тридцати) банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в этом письменном требовании".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения проекта контракта не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 2 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В Приложении N 2 документации об Аукционе в том числе установлено (пример):
В пункте "Олифа оксоль" Приложения N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) С должно быть не более 24; Кислотное число должно быть не более 8".
В пункте "Мастика битумно-резиновая изоляционная" Приложения N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Содержание черных металлов после магнитной сепарации резиновой крошки <0,2; Температура размягчения по методу "Кольца и шара" от 74".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также в Приложении N 2 документации об Аукционе в том числе установлено (Пример): "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам в последней редакции, в том числе их обязательным, рекомендуемым и справочным приложениям: ГОСТ 10621-80 "винты самонарезающие с полукруглой головкой для металла и пластмассы", ГОСТ 31996-2012 "кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кв. общие технические условия", ГОСТ 14791-79 "мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. технические условия", ГОСТ 30493-96 "изделия санитарные керамические. типы и основные размеры", ГОСТ Р 53338-2009 "ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения. технические условия", ГОСТ 31189-2015 "смеси сухие строительные. классификация", ГОСТ 30108-94 "материалы и изделия строительные. определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов", ГОСТ 10296-79 "изол. технические условия", ГОСТ 8239-89 "двутавры стальные горячекатаные. сортамент", ГОСТ 30674-99 "блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. технические условия".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит положений, позволяющих сопоставить требования технических регламентов, стандартов (ГОСТ) указанных в документации об Аукционе с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что на участие в Аукционе подана одна заявка которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
5. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе; дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
В пункте 26 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Дата и время окончания подачи заявок - 18.10.2016"
В пункте 26 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Окончание рассмотрения заявок: 19 октября 2016 года (первых частей заявок на участие в электронном аукционе)".
В пункте 27 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Дата и место проведения электронного аукциона - 24.10.2016".
В извещение о проведении Аукциона в том числе установлено: "Дата и время окончания подачи заявок - 19.10.2016; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.10.2016. Дата проведения аукциона в электронной форме 27.10.2016".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные разночтения в части сроков являются технической ошибкой, допущенной при внесении изменений в документацию об Аукционе. Также необходимо руководствоваться положениями извещения о проведении Аукциона.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения подрядчика, в связи с тем, что на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, информация, указывающая на невозможность участниками закупки участвовать в Аукционе, на заседании Комиссии не представлена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части не установления Заказчиком сроков предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 26.10.2016 по делу N К-1738/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2016