Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Ярославский проектный институт "Резиноасбопроект" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии ФКУ "4-й центр заказчика-застройщика внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Единая комиссия) при проведении ФКУ "4-й центр заказчика-застройщика внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Комплекс зданий военного городка (четвертой очереди) войсковой части 3178, г. Балашиха-15, Московской области (Административное здание с наземным переходом к хирургическому корпусу, реконструкция 3-го этажа хирургического корпуса, медицинский газификатор)" (номер извещения 0348100053816000011) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии:
1) признавшей заявки с регистрационными номерами 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 на участие в Конкурсе соответствующими требованиям Конкурсной документации;
2) указавшей в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 17.10.2016 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) неверные итоговые рейтинги заявок с регистрационными номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
3) не применившей порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 19.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 25 602 722,73 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.10.2016;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 17.10.2016;
5) на участие в Конкурсе подано 10 заявок от участников закупки;
6) победителем Конкурса признано АО "ГИПРОЗДРАВ" - научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отдыха" с предложением о цене контракта - 19 202 042 руб.
1. Согласно жалобе Заявителя в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 12.10.2016 N 24 (далее - Протокол вскрытия конвертов с заявками) указано, что в составе заявок с регистрационными номерами 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 отсутствует информация и документы, предусмотренные Конкурсной документацией. Вместе с тем, согласно Протоколу рассмотрения и оценки данные заявки, подданные на участие в Конкурсе, признаны соответствующими Закону о контрактной системе и требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Частью 7 статьи 52 Закона о контрактной системе установлено, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что заявки на участие в Конкурсе с регистрационными номерами 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 содержат информацию и документы в соответствии с Законом о контрактной системе и требованиями Конкурсной документации. Вместе с тем, при размещении на Официальном сайте Протокола вскрытия конвертов с заявками допущены технические ошибки.
Так например, в Протоколе вскрытия конвертов с заявками для заявок на участие в Конкурсе с регистрационными номерами 1, 2 указано, что в составе данных заявок отсутствует "документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель)".
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика представили оригинал Протокола вскрытия конвертов с заявками согласно которому, указанный документ присутствует в составе заявок с регистрационными номерами 1, 2 на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не размещен на Официальном сайте соответствующий оригиналу Протокол вскрытия конвертов с заявками, что нарушает часть 7 статьи 52 Закона о контрактной системе.
2. Согласно жалобе Заявителя Единой комиссией при подсчете итогового рейтинга заявок допущены арифметические ошибки, вследствие чего заявкам на участие в Конкурсе с регистрационными номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 присвоен неверный итоговый рейтинг.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация о присвоенных заявкам на участие в конкурсе значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с указанными приложениями размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при размещении на Официальном сайте Протокола рассмотрения и оценки заявок допущены технические ошибки. При этом на Официальном сайте содержится информация, согласно которой итоговые рейтинги заявок с регистрационными номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 указаны надлежащим образом.
Так например, в Протоколе рассмотрения и оценки заявок, размещенном на Официальном сайте в отдельном файле (файл с допущенными техническими ошибками), заявке Заявителя присвоено значение по стоимостному критерию оценки - 55, по нестоимостному критерию оценки - 16,92, при этом итоговый рейтинг заявки составляет 69,92. Вместе с тем, согласно информации, размещенной на Официальном сайте, заявке Заявителя присвоено значение по стоимостному критерию оценки - 55, по нестоимостному критерию оценки - 14,92, при этом итоговый рейтинг заявки составляет - 69,92.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не размещен надлежащий Протокол рассмотрения и оценки заявок, что нарушает часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Нарушения в пунктах 1, 2 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "цена контракта" (значимость критерия: 60%), "квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта" (значимость критерия: 40%).
По критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Критерий) установлено: "будет учитываться опыт выполнения участником закупки аналогичных проектно-изыскательских работ за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе".
На заседании Комиссии установлено, что из Конкурсной документации не представляется возможным определить какие именно работы являются "аналогичными", что не позволяет однозначно выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в результате чего, при рассмотрении и оценке заявок, поданных на участие в Конкурсе, Единой комиссией не учтены государственные контракты аналогичные предмету закупки.
Таким образом, Заказчик не установил в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Частью 5.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства является обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Техническим заданием Конкурсной документации предусмотрено выполнение работ по инженерным изысканиям, а также работ по подготовке проектной документации.
Заказчиком в разделе 3 Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии "копии Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием разрешенных видов работ, оказываемых в составе деятельности по предмету контракта с допусками по видам работ:
I. Виды работ по инженерным изысканиям
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений
1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод
2.5. Инженерно-геофизические исследования
4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий
4.1. Инженерно-экологическая съемка территории
4.2. Исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения
4.3. Лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка
2. Работы по подготовке архитектурных решений
3. Работы по подготовке конструктивных решений
4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения
4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации
4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения
4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем
4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами
5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений
5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений
5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений
5.6. Работы по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов
7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации:
7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
7.3. Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов
8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации подготовки проектной документации), нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Пунктом 3.2 раздела 3 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что: "после подписания настоящего Контракта Заказчик в течение 10 (десяти) банковских дней производит авансовый платеж в размере до 30% суммы Контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации".
Следовательно, Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы, а именно не указан точный (конкретный) размер аванса.
Согласно изложенному, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе следующая информация: сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Извещением о проведении Конкурса установлено: "срок завершения работ: 13,5 (тринадцать с половиной) месяцев со дня подписания контракта".
Вместе с тем, пунктом 4.4 раздела 4 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что "срок выполнения всех работ по настоящему контракту составляет 90 (девяносто) календарных дней".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в ходе подготовки проекта контракта Конкурсной документации допущена техническая ошибка.
Согласно изложенному, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Конкурса в связи с тем, что в разделе 3 Конкурсной документации установлен срок завершения работ: "13,5 (тринадцать с половиной) месяцев со дня подписания контракта".
Нарушения в пунктах 3, 5, 6 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Ярославский проектный институт "Резиноасбопроект" обоснованной в части не применения порядка оценки заявок, установленного Конкурсной документацией по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50, части 7 статьи 52, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 октября 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016