На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение
ООО "ИнтерСофт-Дистибуция" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Федеральной таможенной службы (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку серверного оборудования (номер извещения 0173100001516000120) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к условиям поставки и гарантийного обслуживания товара, что ограничивает количество участников закупки.
2. Заказчиком в документации об Аукционе не указаны сведения об адресах размещения оборудования во время гарантийного обслуживания, что не позволяет рассчитать затраты на осуществление гарантийного обслуживания оборудования.
3. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок приемки товара.
4. Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование к предоставлению поставщиком писем Росстандарта в случае, если поставляемое оборудование не подлежит сертификации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 970 196,07 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 17.10.2016;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 5 507 250 рублей;
8) победителем Аукциона признано ООО "НАЙХЕТ" с предложением о цене контракта 5 507 250 рублей.
1. По мнению Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к условиям поставки и гарантийного обслуживания товара, а именно: требование об официальном предназначении товара для поставки в Российскую Федерацию, в случае поставки импортного оборудования, об идентичной номенклатуре, артикулу производителя и технических характеристиках поставляемого однотипного оборудования, о предоставлении поставщиком аналогичного оборудования на время гарантийного ремонта, об обязанности поставщика вести журнал заявок на гарантийный ремонт оборудования, об установке запасных частей того же производителя, что и заменяемые комплектующие оборудования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.
Пунктом 1.2. Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В случае поставки импортного оборудования, оно должно быть официально предназначено для поставки в Российскую Федерацию, обладать возможностью технической поддержки в авторизованных производителем сервисных центрах и возможностью доступа к расширенным сервисам по технической поддержке, ремонту и послегарантийному обслуживанию производителем".
Пунктом 2.1 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Вся однотипное оборудование (процессоры, материнские платы, модули памяти, HDD, сетевые адаптеры, видео адаптеры, дисковые контроллеры, FDD, CD-ROM, и т.п.) в поставляемых комплектах должно быть произведено одним производителем и иметь идентичную номенклатуру, артикул производителя и технические характеристики, соответствующие техническим требованиям".
Пунктом 6.1 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Если ПОСТАВЩИК не смог выполнить необходимые работы по восстановлению работоспособности оборудования, на месте его установки, то он должен выполнить эти работы в сервисном центре, предоставив исправное аналогичное оборудование на срок устранения неисправности".
Пунктом 6.7 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Обращения Заказчика по этой "горячей линии" должны приниматься квалифицированным персоналом Поставщика или его Представителями по рабочим дням с 9.00 до 18.00 (время московское) и оформляться записью в Журнале заявок с указанием даты и времени обращения".
Пунктом 6.8 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Необходимо, чтобы запасные части, которые ПОСТАВЩИК устанавливает в течение гарантийного срока, были произведены и сертифицированы тем же производителем, что и исходные комплектующие оборудования и имели бы не худшие функциональные характеристики".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования, содержащиеся в Техническом задании документации об Аукционе, установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные требования являются излишними и ограничивают количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные требования не противоречат Закону о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не указаны сведения о точных адресах размещения оборудования во время гарантийного обслуживания, что не позволяет рассчитать затраты на осуществление гарантийного обслуживания оборудования.
Пунктом 7.2 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Оборудование будет эксплуатироваться в таможенных органах, находящихся в восьми Федеральных округах Российской Федерации. Гарантийное обслуживание оборудования должно осуществляться региональными сервисными центрами, позволяющими обеспечить надлежащее гарантийное обслуживание в соответствии с требованиями и условиями аукционной документации в восьми Федеральных округах Российской Федерации".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что, поставляемое оборудование предполагает мобильную эксплуатацию, в связи с чем не представляется возможным указать точный адрес размещения оборудования, при этом представители Заказчика сообщили, что начальная (максимальная) цена контракта включает все затраты поставщика в рамках исполнения контракта, в том числе стоимость гарантийного обслуживания оборудования.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не указавшего в документации об Аукционе сведения о точных адресах размещения оборудования во время гарантийного обслуживания, не противоречат Закону о контрактной системе.
3.По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок приемки товара, поскольку порядок приемки товара содержит излишнее требование о разработке поставщиком методики проверки оборудования и противоречивые сроки приемки товара.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 7.2 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Проверка проводится в месте, определенном ПОСТАВЩИКОМ по согласованной с ЗАКАЗЧИКОМ Методике проведения проверки работоспособности и соответствия требуемым функциональным и техническим характеристикам оборудования, (далее - Методика). Методика должна быть разработана ПОСТАВЩИКОМ, и согласована с ЗАКАЗЧИКОМ в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта".
Пунктами 5.1, 5.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее: "ПОСТАВЩИК в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта передает ЗАКАЗЧИКУ Методику проверки оборудования на соответствие Техническим требованиям и Спецификации, формы Акта соответствия (несоответствия) технических характеристик оборудования Техническим требованиям и Спецификации, Акта сдачи-приемки оборудования, Акта проверки и приемки оборудования по качеству, а также комплект эксплуатационной документации в соответствии со Спецификацией, а ЗАКАЗЧИК в течение 3 (трех) рабочих дней с даты предоставления ПОСТАВЩИКОМ согласовывает их.
ПОСТАВЩИК в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта уведомляет ЗАКАЗЧИКА о готовности комплекта оборудования к проведению проверки на соответствие Техническим требованиям и Спецификации".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование о разработке поставщиком методики проверки оборудования установлено в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, при этом представители Заказчика пояснили, что сроки приемки товара, установленные в проекте контракта документации об Аукционе, не противоречат друг другу.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в проекте контракта ненадлежащим образом установлен порядок приемки товара.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование к предоставлению поставщиком писем Росстандарта в случае, если поставляемое оборудование не подлежит сертификации.
Пунктом 4.1 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "При поставке оборудования должны быть представлены на каждую единицу оборудования комплекты эксплуатационной документации на русском языке, паспорта (формуляры) и гарантийные талоны, копии сертификатов соответствия на поставляемое оборудование, для которого наличие данного документа является обязательным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и копии сертификатов Росстандарта (Ростехрегулирования, ГОССТАНДАРТа России) и Роспотребнадзора (ГОСЭПИДЕМНАДЗОРа) на поставляемое оборудование, для которой наличие данного сертификата предусмотрено законодательством Российской Федерации. Если поставляемое оборудование не подлежит сертификации Росстандарта (Ростехрегулирования, ГОССТАНДАРТа России) и Роспотребнадзора (Госэпидемнадзора), то представляются соответствующие письма Росстандарта (Ростехрегулирования, ГОССТАНДАРТа России) и Роспотребнадзора (Госэпидемнадзора)".
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (далее - Постановление Правительства N 982) утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (далее - Перечень).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что поставляемое оборудование является низковольтным, к которому в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" ТР ТС 004/2011 относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что продукция "Комплектные устройства и электроустановки на напряжение до 1000 В" код 3430, а также "Аппараты электрические на напряжение до 1000 В" код 3420, исключена из Перечня Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 N 182.
Учитывая, что в Перечне отсутствует информация о низковольтном оборудовании, поставляемое оборудование не подлежит обязательной сертификации.
При этом, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что поставляемое оборудование подлежит обязательной сертификации.
Кроме того, Законом о техническом регулировании не предусмотрено подтверждение поставщиком отсутствия обязанности обязательной сертификации оборудования.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении поставщиком писем Росстандарта, нарушает часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Документация об Аукционе не содержит запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства N 1236.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд (далее - Обоснование) Заказчиком в ЕИС не размещено.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили о невозможности соблюдения указанного запрета в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236.
При этом, представители Заказчика пояснили, что отсутствие в ЕИС Обоснования является технической ошибкой, и представили Обоснование в отношении 24 видов программного обеспечения, запись о которых содержится в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), и которые относятся к классу программного обеспечения, планируемого к закупке, но не соответствуют техническим характеристикам, установленным в Техническом задании документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку представителями Заказчика на заседании Комиссии представлено Обоснование в отношении 24 видов программного обеспечения, запись о которых содержится Реестре, и которые относятся к классу программного обеспечения, планируемого к закупке, но не соответствуют техническим характеристикам, установленным в Техническом задании документации об Аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 28.10.2016 по делу N ВП-517/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 октября 2016 г. N ВП-517-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016