На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский Федеральный университет" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Уполномоченным органом, аукционной комиссией Уполномоченного органа (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство учебно-лабораторного комплекса ГОУ ВПО "Северо-Кавказского государственного технического университета (СевКавГТУ)" по проспекту Кулакова, 2 в 527 квартале г. Ставрополя" (1-й пусковой комплекс, корпуса N1,2) (номер извещения 0321100021116000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа:
1. В проекте государственного контракта не установлена ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор (договоры) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. В проекте контракта документации об аукционе установлено неправомерное требование об обязательном предоставлении исполнителем счет-фактуры для оплаты выполненных работ.
3. В документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к составу заявкм на участие в Аукционе.
Согласно письменным пояснениям Уполномоченного органа, Уполномоченный орган не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 220 160 053 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 28.10.2016;
1. Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В пункте 10.5 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте государственного контракта установлена ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор (договоры) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе обращения документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 4.5 проекта контракта документации об Аукционе: "Оплата выполненных в соответствии с требованиями настоящего контракта работ производится Заказчиком в безналичной форме, за счет средств федерального бюджета в следующем порядке: Авансирование в размере 30% от цены контракта перечисляется в течение 10 (десяти) банковских дней со дня заключения контракта, на основании счёта, представленного Подрядчиком. Расчет осуществляется за фактически выполненные работы. Оплата производится по факту выполнения каждого этапа работ в течение 10 (десяти) банковских дней со дня подписания Сторонами акта выполненных работ (КС-2), справки о стоимости работ (КС-3), товарных накладных, на основании счета и счета-фактуры, выставленного Подрядчиком. Расчет за непредвиденные работы и затраты производятся за фактически выполненные непредвиденные работы и затраты на основании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в пределах сметных норм на эти виды работ и цены контракта".
Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает оформление счетов-фактур при расчетах с лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от уплаты данного налога, применяющими упрощенную систему налогообложения, в том числе с указанием в счете-фактуре "Без НДС". В указанном случае подрядчик в соответствии с правилами заполнения счета-фактуры, применяемых при расчетах о налогу на добавленную стоимость, должен оформить счет-фактуру с внесением записи: "Без НДС".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 34 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, и инструкция по ее заполнению" информационной карте документации об Аукционе установлены требования к составу заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе в том числе установлено (пример):
По позиции "Электроды" - Временное сопротивление разрыву Наименьшее значение 41 кгс/мм2; Относительное удлинение Должно быть не менее 22%; Ударная вязкость Должна быть более 14 кгсм/см2; Содержание серы в наплавленном металле Должна быть до 0,031%; Содержание фосфора в наплавленном металле Должна быть в интервале менее 0 - 0,036%.
Согласно Решению ФАС России от 24.10.2016 N К-1721/16 технические характеристики позиции "Электроды" соответствуют ГОСТ-9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей".
Вместе с тем согласно таблице N 1 ГОСТ-9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей" техническим характеристикам установленным Уполномоченным органом, Зказчиком по позиции "Элетроды" может соответствовать значение показателя "Содержание серы в наплавленном металле" исключительно 0,030%, вместе с тем, согласно положениям инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать любое значение которое меньше 0,031, что не будет противоречить положениям инструкции документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ-9467-75.
Кроме того, следует отметить, что в документации об Аукционе в отношении указанного товара ГОСТ не установлен и участнику закупки предложено самостоятельно указать ГОСТ в заявке. Также положения инструкции по заполнению заявки, требования к составу заявки ограничивают возможность заполнить заявку надлежащим образом.
Таким образом, положения инструкции документации об Аукционе позволяют участнику закупки указать значение, противоречащее ГОСТ, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в Разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе в том числе установлено:
По позиции "Растворитель Р-4" - Массовая доля воды по Фишеру менее 0,71 %.
По позиции "Грунтовка" - Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне от 53 % не превышая 60 %.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченный орган, Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В Разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В Разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе, в том числе установлено (пример): По позиции "Цемент" - Соответствие требованиям государственных стандартов, регламентирующий данный вид товара - указать ГОСТ.
По позиции "Гвозди строительные" - Соответствие требованиям государственных стандартов, регламентирующий данный вид товара - указать ГОСТ.
По позиции "Песчано-гравийная смесь" - Соответствие требованиям государственных стандартов, регламентирующий данный вид товара - указать ГОСТ.
По позиции "Бетон" - Соответствие требованиям государственных стандартов, регламентирующий данный вид товара - указать ГОСТ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено какому ГОСТ должен соответствовать товар.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в пункте 31 "Единые требования к участникам закупки" информационной карты документации об Аукционе установлено: "Наличие у участника закупки действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"), по следующим видам работ: п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
Также, частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, которые имеют право выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, указанными положениями документации об Аукционе исключается возможность участия в Аукционе физических лиц, в связи с чем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 24.10.2016 N К-1721/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 24.10.2016 N К-1721/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 октября 2016 г. N ВП-514-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016