Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2016 г. N П-221/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-221/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
26.10.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в действиях Следственный комитета Российской Федерации далее - Заказчик) при проведении открытых конкурс на право заключения контракта:
- на оказание услуг письменного и устного перевода для нужд Следственного комитета Российской Федерации (номер извещения 0173100014712000535) (далее - Конкурс N 1);
- на оказание услуг письменного и устного перевода с русского языка на другие языки и с других языков на русский для нужд Следственного комитета Российской Федерации (номер извещения 0173100014713000426) (далее - Конкурс N 2);
- на оказание услуг по устному и письменному переводу с русского языка на другие языки и с иных языков на русский язык для нужд Следственного комитета Российской Федерации (номер извещение 0173100014714000294) (далее - Конкурс N 3);
- на оказание услуг по устному и письменному переводу с русского языка на другие языки и с иных языков на русский язык (номер извещение 0173100014715000194) (далее - Конкурс N 4) (далее - Конкурсы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения положений Закона о контрактной системе, Закона о размещении заказов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурсов действовал в соответствии с Законом о размещении заказов, Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 1, Конкурсной документацией N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.12.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 16 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) дата вскрытия конвертов с заявками - 05.02.2013;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N 1- 08.02.2013;
7) минимальное предложение о цене контракта - 12 420 000 рублей;
8) победителем Конкурса N 1 признано ООО "ТрансЛинк-24" с предложением о цене контракта 12 420 000 рублей;
9) Заказчиком 28.02.2013 заключен контракта N 235-13 с ООО "ТрансЛинк-24" по цене 12 420 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 2, Конкурсной документацией N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.12.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе N 2 подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе N 2 допущено 3 участника закупки;
5) дата вскрытия конвертов с заявками - 10.01.2014;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N 2- 14.01.2014;
7) минимальное предложение о цене контракта - 11 450 000 рублей;
8) победителем Конкурса N 2 признано ООО "ТрансЛинк-24" с предложением о цене контракта 11 450 000 рублей;
9) Заказчиком 29.01.2014 заключен контракт N 163-14 с ООО "ТрансЛинк-24" по цене 11 450 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 3, Конкурсной документацией N 3, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 16 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе N 3 подана 1 заявка от участника закупки;
4) на участие в Конкурсе N 3 допущена 1 заявка от участника закупки;
8) в соответствии с частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе Конкурс N 3 признан несостоявшимся;
9) Заказчиком 27.02.2015 заключен контракт N 126-15 с ООО "ТрансЛинк-24" по цене 16 000 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 4, Конкурсной документацией N 4, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.12.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 16 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе N 4 подана 1 заявка от участника закупки;
4) на участие в Конкурсе N 4 допущена 1 заявка от участника закупки;
8) в соответствии с частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе Конкурс N 3 признан несостоявшимся;
9) Заказчиком 05.02.2016 заключен контракт N 135-16 с ООО "ТрансЛинк-24" по цене 16 000 000 рублей.
1. Согласно пункту 12 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе: формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов.
Пункты 10 Конкурсной документации N 1, Конкурсной документации N 2 устанавливают, что "любой участник размещения заказа вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Датой начала предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации является дата начала срока подачи заявок на участие в конкурсе. Дата окончания предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации определяется в соответствии с пунктами 10.4 Конкурсной документации N 1, Конкурсной документации N 2.
Запрос о разъяснении положений конкурсной документации должен быть озаглавлен "ЗАПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ", содержать наименование и место нахождения участника размещения заказа, направившего такой запрос, наименование и место нахождения Заказчика, номер извещения о размещении настоящего заказа, указанный на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов (далее - официальный сайт), вид и предмет настоящего конкурса (лота), указание на положение конкурсной документации, разъяснение которого запрашивается, а также вопросы, относящиеся к указанному положению конкурсной документации, требующие разъяснения.
Запрос о разъяснении положений конкурсной документации направляется Заказчику в письменной форме. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик направляет разъяснения положений конкурсной документации участнику размещения заказа, от которого получен запрос, и по указанному в запросе адресу, если запрос о разъяснении положений конкурсной документации поступил к Заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение размещается Заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос".
Таким образом, не указание в Конкурсной документации N 1, Конкурсной документации N 2 конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса N 1, Конкурса N 2 разъяснений положений Конкурсной документации N 1, Конкурсной документации N 2 нарушают пункт 12 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
2. Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком размещены запросы о разъяснении положений Конкурсной документации N 1, Конкурсной документации N 2 без указания предметов данных запросов.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 24 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление), в котором предусмотрены виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 22.3 раздела 1 Конкурсной документации N 1 установлено следующее:
"Оценка заявок на участие в конкурсе по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса":
Показатели по критерию, в том числе: показатель N 1 - деловая репутация участника конкурса:
В рамках данного критерия оценивается деловая репутация участника конкурса как исполнителя услуг по переводу.
Максимальное значение в баллах для данного показателя - 50 баллов.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется конкурсной комиссией на основании документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа, представленных им в составе заявки на участие в конкурсе в соответствии с пунктом 11.1.1 (подпункт "г") раздела 1 "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ" настоящей документации.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется конкурсной комиссией на основании документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа, представленных им в составе заявки на участие в конкурсе в соответствии с пунктом 11.1.1 (подпункт "г") раздела 1 "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ" настоящей документации. К документам, подтверждающим квалификацию участника конкурс по показателю "деловая репутация участника конкурса", относятся копии рекомендательных писем, грамот, благодарностей, письменных отзывов и иных подобных документов, выданных третьими лицами (государственными и муниципальными заказчиками, организациями и физическими лицами) и свидетельствующих о деловой репутации участника размещения заказа как добросовестного исполнителя услуг по переводу.
Количество баллов, присуждаемое заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии.
При отсутствии в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа по показателю "деловая репутация участника конкурса", заявке такого участника по данному показателю присваивается значение равное 0 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что по показателю "деловая репутация участника конкурса" в Конкурсной документации N 1 не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации N 1 надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N 1, не соответствуют части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, нарушают часть 2 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что победитель Конкурса N 1 предложил наименьшую цену из всех участников Конкурса N 1.
4. Пункт 22.3 раздела 1 Конкурсной документации N 2 устанавливает следующее:
"Оценка заявок на участие в конкурсе по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса":
Показатели по критерию, в том числе: показатель N 1 - деловая репутация участника конкурса:
В рамках данного критерия оценивается деловая репутация участника конкурса как исполнителя услуг по переводу.
Максимальное значение в баллах для данного показателя - 50 баллов.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется конкурсной комиссией на основании документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа, представленных им в составе заявки на участие в конкурсе в соответствии с пунктом 11.1.1 (подпункт "г") раздела 1 "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ" настоящей документации.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется конкурсной комиссией на основании документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа, представленных им в составе заявки на участие в конкурсе в соответствии с пунктом 11.1.1 (подпункт "г") раздела 1 "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ" настоящей документации. К документам, подтверждающим квалификацию участника конкурса по показателю "деловая репутация участника конкурса", относятся копии рекомендательных писем, грамот, благодарностей, письменных отзывов и иных подобных документов, выданных третьими лицами (государственными и муниципальными заказчиками, организациями и физическими лицами) и свидетельствующих о деловой репутации участника размещения заказа как добросовестного исполнителя услуг по переводу.
Количество баллов, присуждаемое заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии.
При отсутствии в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа по показателю "деловая репутация участника конкурса", заявке такого участника по данному показателю присваивается значение равное 0 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что по показателю "деловая репутация участника конкурса" в Конкурсной документации N 2 не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации N 2 надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N 2, не соответствуют части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, нарушают часть 2 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что победитель Конкурса N 2 предложил наименьшую цену из всех участников Конкурса N 2.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно срок давности привлечения к административной ответственности по Конкурсу N 1, Конкурсу N 2 истек.
5. 03.02.2015 Комиссией рассмотрено обращение о согласовании заключения контракта, по результатам проведения Конкурса N 3.
По результатам рассмотрения обращения Заказчика, Комиссия решила согласовать заключение контракта, по результатам проведения Конкурса N 3.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 5 части 1 статьи 12 главы 2 от 27.07.2011 года N 99 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в том числе деятельность по технической защите конфиденциальной информации".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" установлено положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации согласно которому лицензия ФСТЭК необходима для хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации, и персональных данных; проектирования и создания систем защиты конфиденциальной информации; монтажа, обслуживания и реализация средств защиты конфиденциальной информации; Сертификации и аттестации программных и технических средств контроля, защиты и обработки данных; Проведения специальной экспертизы компаний-лицензиатов, а также мероприятий в области защиты государственной тайны; разработки, изготовления, реализации, монтажа, обслуживания и т.д. технических средств защиты и обработки информации.
Пунктом 1 раздела 4 "Техническая часть" Конкурсной документации установлено осуществление в течение одного года с момента заключения Контракта переводов (письменных и устных) с русского языка на другие языки и с других языков на русский язык".
Пунктом 3 раздела 4 "Техническая часть" Конкурсной документации предусмотрено, что переведенный текст печатается на стандартных листах бумаги формата А 4 с использованием текстового редактора Word for Windows версии 6.0 и выше шрифтом Times New Roman размером 14 через полуторный межстрочный интервал, с применением отступа в размере 1,23 см".
Изучив Конкурсную документацию N 4, Комиссия приходит к выводу, что для оказания услуги по устному и письменному переводу с русского языка на другие языки и с иных языков на русский язык не требуется наличие лицензии ФСТЭК.
Действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации N 4 излишнее требование к участникам закупки о наличии лицензия ФСТЭК, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 23.12.2015 N К-1850/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
7. Пунктом 3 раздела 4 "Техническая часть" Конкурсной документации N 4 установлено требование: "иметь не менее 50 штатных переводчиков; иметь в собственности оборудование для синхронного перевода".
Из решения от 23.12.2015 N К-1850/15 следует, что Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым оказание услуг по устному и письменному переводу с русского языка на другие языки и с иных языков на русский язык возможно при привлечении переводчиков на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера об оказании услуг. Также оборудование, необходимое для оказания услуг по устному и письменному переводу с русского языка на другие языки и с иных языков на русский язык, может быть арендовано участником закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации N 4 требования о наличие у Исполнителя 50 штатных переводчиков, а также о наличии в собственности оборудования для синхронного перевода, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 23.12.2015 N К-1850/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
8. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что срок оказания услуг по Конкурсу N 3 до 31.12.2015.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в ЕИС - акт приемки по контракту, по результатам проведения Конкурсу N 3 не размещен.
Кроме того, согласно информации, размещенной в ЕИС - размещены акты приемки от 31.03.2016, 30.04.2016, 31.05.2016, 30.06.2016, к государственному контракту от 05.02.2016 N 135-16, по результатам проведения Конкурса N 4 - 29.08.2016.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 12 части 4 статьи 22, части 2 статьи 24, части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 50, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам проведения Конкурсов, заключены контракты, предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 26.10.2016 по делу N П-221/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2016 г. N П-221/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016