Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Стройинвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона "Нефтяник" (ДЮСШ N6)" (извещение N0142300048516000560, начальная (максимальная) цена контракта - 102 653 149,62 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона "Нефтяник" (ДЮСШ N6)" (извещение N0142300048516000560, начальная (максимальная) цена контракта - 102 653 149,62 рублей).
Согласно доводам Заявителей Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика просит в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу, ссылается в подтверждение своей позиции на решение ФАС России от 23.09.2014 г. N К-1384/14, Московского УФАС России N2-57-8474/77-16, многочисленную судебную практику.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. Согласно доводам заявителя ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" Заказчик при составлении аукционной документации допустил следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1) установил требования к химическому составу веществ и (или) компонентов товара, используемого при изготовлении товара по позициям N 10,13,14,17,20,23,45,67;
2) установил требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако, по мнению заявителя, не влияют на качество и результаты их выполнения (кислород, уайт-спирит, электроды, ацетилен).
Заявитель считает, что заказчик установил требования к материалам, которые являются расходными, однако заявитель не учел того, что расходные материалы, а также материалы, которые являются составной частью используемых при выполнении работ материалов, прямым образом влияют на результат и качество выполняемых работ, следовательно, установление таких требований законно и защищает право заказчика на качественный результат работ.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
По позициям кислород и бетон заказчиком даны разъяснения, по иным материалам запросов разъяснений не поступало.
Отказов в допуске по обжалуемым положениям не было.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель не представил доказательств ограничения количества участников закупки посредством установления требований Заказчика.
Таким образом, по доводам заявителя ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
2. Согласно доводам ООО "Стройинвест" Заказчик:
1) указал противоречивые сведения относительно требований к участникам;
2) проект контракта содержит коррупционную составляющую, поскольку дает возможность производить оплату как через один день, так и через 90 дней, то есть ставит срок оплаты в зависимость от отношений заказчика и подрядчика;
3) в проекте контракта, начальная (максимальная) цена которого превышает размер (100 млн рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд), установленный Постановлением Правительства N 775 от 4 сентября 2013 г., не указал условие об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиков, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта;
4) внес изменения в аукционную документацию с нарушением положений статьи 7 Закона о контрактной системе;
5) установил требования к химическому составу веществ и (или) компонентов товара, используемого при изготовлении товара, а также требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако, по мнению заявителя, не влияют на качество и результаты их выполнения.
1) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона указал:
"Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, включающее в себя следующие виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках 3. Земляные работы 3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве 3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций 6.1. Опалубочные работы 6.2. Арматурные работы 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций 10. Монтаж металлических конструкций 10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб 12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов) 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций 16. Устройство наружных сетей водопровода 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных 16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей 16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов 16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода 17. Устройство наружных сетей канализации 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных 17.3. - Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей 17.4. - Устройство канализационных и водосточных колодцев 17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации 18. Устройство наружных сетей теплоснабжения 18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше 18.3. - Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения 24. Пусконаладочные работы 24.23. Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки 24.29. Пусконаладочные работы сооружений";
В п. 34 Информационной карты электронного аукциона: "Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3, 4, 5, 7, 8, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ и в соответствии с пунктом 2.4.3. раздела 2 "Общий порядок проведения электронного аукциона" Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, включающее в себя следующие виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках 3. Земляные работы 3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве 3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций 6.1. Опалубочные работы 6.2. Арматурные работы 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций 10. Монтаж металлических конструкций 10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб 12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов) 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций 16. Устройство наружных сетей водопровода 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных 16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей 16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов 16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода 17. Устройство наружных сетей канализации 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных 17.3. - Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей 17.4. - Устройство канализационных и водосточных колодцев 17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации 18. Устройство наружных сетей теплоснабжения 18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше 18.3. - Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения 24. Пусконаладочные работы 24.23. Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки 24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения 24.30. Пусконаладочные работы сооружений канализации 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромодов, Или, 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) 33.3 Жилищно-гражданское строительство 33.5. Объекты теплоснабжения 33.7. Объекты водоснабжения и канализации";
В п. 12.1 раздела 12 "Свидетельство о допуске к работам" проекта контракта : "Подрядчик обязан иметь Свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемое саморегулируемой организацией, содержащее следующий вид работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3 Жилищно-гражданское строительство
33.5. Объекты теплоснабжения;
33.7. Объекты водоснабжения и канализации".
Документация Заказчика содержит противоречивые требования к потенциальным участникам закупки, что может ввести их в заблуждение.
В связи с изложенным довод заявителя признается обоснованным.
2) В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно п. 7.1 проекта контракта Оплата работ, выполненных в соответствии с условиями настоящего Контракта, осуществляется поэтапно, в пределах цены Контракта согласно представленным Подрядчиком справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 с подтверждением объемов актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2 в течение 90 календарных дней со дня подписания Сторонами актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту, в соответствии с графиком оплаты (Приложение 4 являющееся неотъемлемой частью настоящего Контракта).
Заказчик установил в соответствии с требованиями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе срок выполнения работ, предусмотрев уменьшение риска нарушения сроков оплаты и, как следствие, штрафных санкций с учетом порядка финансирования и иных конкретных обстоятельств осуществления закупки, в том числе субсидирования из бюджета иного уровня.
На основании изложенного довод Заявителя несостоятелен.
3) В соответствии с п. 3.1.18 проекта контракта Подрядчик обязан до начала работ представить Заказчику документы, подтверждающие квалификацию работников, принимающих участие в производстве работ (допуски, сертификаты, свидетельства и иные документы, необходимые для выполнения соответствующих работ по Контракту).
3.1.19. При привлечении третьих лиц (далее - Субподрядчики) для выполнения работ по настоящему Контракту, предоставить Заказчику свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное Субподрядчику саморегулируемой организацией в области строительства объектов капитального строительства при необходимости.
Согласно п. 3.1.30 Подрядчик обязан в течение десяти дней с момента заключения договора с соисполнителем, субподрядчиком представить Заказчику копии договора подряда, (соисполнения) или другие документы, подтверждающих участие субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации контракта, а также копии актов выполненных работ или других документов, подтверждающих объемы работ, выполненных субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в качестве субподрядчиков.
В пункте 14.24 проекта контракта за неисполнение условия о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций указанных в п. 3.1.31, а также за непредоставление Заказчику информации, указанной в п. 3.1.32. Контракта Подрядчик несет ответственность согласно пункта 14.8. настоящего Контракта.
На основании изложенного, довод Заявителя необоснован.
4) Действие Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 913 регламентировано п. 1 данного Положения "Утвердить прилагаемое Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию".
В соответствии с приказом Федерального казначейства РФ от 22.12.2015 г. N354 "О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" единая информационная система введена в эксплуатацию с 01.01.2016 г.
Согласно п. 5 Постановления N 913 при изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию.
На основании изложенного довод заявителя несостоятелен.
5) В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель считает, что заказчик установил требования к материалам, которые являются расходными, однако заявитель не учел того, что расходные материалы, а также материалы, которые являются составной частью используемых при выполнении работ материалов, прямым образом влияют на результат и качество выполняемых работ, следовательно, установление таких требований законно и защищает право заказчика на качественный результат работ.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель не представил доказательств ограничения количества участников закупки посредством установления требований Заказчика.
Таким образом, довод заявителя необоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" необоснованной, жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 сентября 2016 г. N 988-12452-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2016