Резолютивная часть решения оглашена
31.10.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "КВАНТ", ООО "СПАРТА", ООО "СпецСтрой" на действия аукционной комиссии ФГБОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений Тольяттинского государственного университета (извещение N 0342100000616000047, начальная (максимальная) цена контракта - 15 900 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "КВАНТ", ООО "СПАРТА", ООО "СпецСтрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений Тольяттинского государственного университета (извещение N 0342100000616000047, начальная (максимальная) цена контракта - 15 900 000,00 руб.) (далее - аукцион).
Заявители считают решение аукционной комиссии об отказе ООО "КВАНТ" (заявка N 13), ООО "СПАРТА" (заявка N15), ООО "СпецСтрой" (заявка N14) в допуске к участию в аукционе неправомерным, поскольку заявки поданы в соответствии с требованиями аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобы обоснованными, отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Представители Заказчика против доводов Заявителей возражали, указывая на правомерность принятого решения, просили отказать в удовлетворении жалоб, представили письменные возражения по жалобам.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, заявки участников, протоколы и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работ или оказания услуг, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки участника должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2016 года N0342100000616000047-1 заявкам ООО "КВАНТ" (заявка N 13), ООО "СПАРТА" (заявка N15), ООО "СпецСтрой" (заявка N14) отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с тем, что первая часть заявкок не соответствует требованиям документации об аукционе и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: 1) представленные участниками информация о размере МОП универсальный и длины микроволокон не соответствует требованиям, установленным в Техническом задании документации об электронном аукционе. 2) Значение показателя pH универсального щелочного концентрата для регулярной и генеральной уборки не соответствует нормативным показателям, требование о соответствии которым установлено в Техническом задании документации об электронном аукционе. 3) Представленная участниками информация о показателе значения чистящей способности концентрата для регулярной и генеральной уборки на крашеной, полимерной, стеклянной, лакокрасочной поверхности не соответствует нормативным показателям, требование о соответствии которым установлено в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Разделом "Требования к материалам, используемым при оказании услуг" аукционной документации требуется: "МОП для сухой уборки и пыли, материал: микрофибра, размером менее 40 см с микроволокнами до 15 мм, МОП должен легко отжиматься вручную и во всех типах отжимов, за счет равномерного прилегания волокон микрофибры друг к другу, МОП должен иметь максимальное соприкосновение с полом, что должно обеспечивать наилучшие моющие свойства при уборке глянцевых полов, или МОП универсальный, материал: микрофибра, размером не менее 40 см с микроволокнами 15-20 мм.". В заявках заявителей ООО "КВАНТ" (заявка N 13), ООО "СПАРТА" (заявка N15), ООО "СпецСтрой" (заявка N14) предложено: "МОП универсальный, материал: микрофибра. Размером 40 см. с микроволокнами 15 мм., МОП легко отжимается в ручную и во всех типах отжимов, за счет равномерного прилегания волокон микрофибры друг к другу. МОП имеет максимальное соприкосновение с полом, что обеспечивает наилучшие моющие свойства при уборке глянцевых полов"
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в заявках Заявителей указаны показатели МОП универсального, соответствующие требованиям аукционной документации Заказчика.
Таким образом, заявки ООО "КВАНТ" (заявка N 13), ООО "СПАРТА" (заявка N15), ООО "СпецСтрой" (заявка N14) отклонены неправомерно по данному основанию.
Доводы заявителей в отношении неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с предоставлением участниками закупки показателя pH универсального щелочного концентрата для регулярной и генеральной уборки; показателя значения чистящей способности концентрата для регулярной и генеральной уборки на крашеной, полимерной, стеклянной, лакокрасочной поверхности проверены Комиссией Самарского УФАС России в полном объеме, указанная в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2016 года N0342100000616000047-1 аргументация членов аукционной комиссии относительно мотивов отказа в допуске обоснована и соответствует действительности, в связи с чем, оснований для пересмотра решения аукционной комиссии нет.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Вместе с тем, Заявители представили показатели pH универсального щелочного концентрата для регулярной и генеральной уборки; показатели чистящей способности концентрата для регулярной и генеральной уборки на крашеной, полимерной, стеклянной, лакокрасочной поверхности несоответствующие ГОСТ 51696-2000, что является самостоятельными основаниями для отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
Доказательств обратного, несмотря на часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, а также соответствующий запрос Самарского УФАС России не представлено.
Учитывая выше изложенное, аукционная комиссия правомерно отклонила заявки ООО "КВАНТ", ООО "СПАРТА", ООО "СпецСтрой".
При этом в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в том, что аукционной документацией Заказчика требуется: универсальный кислый, щелочной концентрат для регулярной и генеральной уборки (мытья, чистки) загрязненных поверхностей (металл, стекло, керамика, пластик, линолеум, мрамор и т.п.), показатель активности водородных ионов средства/водного 1% раствора не более 13".
Однако, согласно ГОСТ 51696-2000, ссылка на который содержится в аукционной документации: Показатель активности водородных ионов (pH) средства или водного раствора средства с массовой долей 1%, pH для щелочных средств, не подлежащих контакту с кожей рук более 11,5, предельное значение не установлено.
Таким образом, в нарушение Закона о контрактной системе, Заказчик сузил границы допускаемых значений показателя активности водородных ионов (pH) средства или водного раствора средства с массовой долей 1%, pH для щелочных средств, поскольку исходя из положений аукционной документации участник закупки при подготовка первой части заявки может указать показатель активности водородных ионов средства\водного 1% раствора не больше 13. Однако, исходя из вышеуказанного ГОСТа максимальное значение показателя активности водородных ионов (pH) средства или водного раствора средства с массовой долей 1%, pH для щелочных средств не установлено. Вопреки требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, обоснование использования нестандартных показателей в аукционной документации Заказчика отсутствует.
Комиссия Самарского УФАС России усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений Тольяттинского государственного университета.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобы ООО "КВАНТ", ООО "СПАРТА", ООО "СпецСтрой" частично обоснованными.
2.Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 31 октября 2016 г. N 1246-11333-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016