Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Таурус Технолоджис" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 3 Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской разработки автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (номер извещения 0373100066517000066) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Техническом задании Конкурсной документации неправомерное требование о предоставлении в составе заявки участника закупки следующих лицензий: лицензии ФСТЭК России на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации; лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Лицензия ФСБ).
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 24 100 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 15.08.2017
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что предметом Конкурса является опытно-конструкторская разработка автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России.
Пунктом 24 Информационной карты Технического задания установлено: "Перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона: документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- лицензия ФСТЭК России на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
- лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
- лицензия ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, установлено в связи с тем, что в пунктах 5.5, 5.6 Технического задания Конкурсной документации установлены требования к защите информации от несанкционированного доступа, а также требования по безопасности.
Кроме того, в пункте 9 "Требования к Исполнителю" Технического задания Конкурсной документации предоставлена информация о том, что разрабатываемая система содержит сведения конфиденциального характера (персональные данные).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что учитывая положения пункта 5.5 "Требования к защите информации от несанкционированного доступа" Технического задания, содержащего требования о реализации защиты от несанкционированного доступа к разрабатываемой системе и содержащейся в ней конфиденциальной информации и положения, пункта 5.6 " Требования по безопасности" Технического задания содержащего требования об обеспечении информационной безопасности ААС КНД в соответствии с перечисленными в данном пункте нормативными актами, а также с учетом условий о гарантийных обязательствах исполнителя (пункт 8 "Требования к объему и сроку предоставления гарантии качества работ" Технического задания) исполнителю необходимо выполнить следующие работы и услуги: проектирование системы в защищенном исполнении; контроль защищенности содержащейся в системе конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации; установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт в рамках системы необходимых для обеспечения нужд и требований заказчика средств защиты информации, защищенных средств обработки информации, средств контроля эффективности защиты информации.
Заказчиком, для выполнения соответствующих работ и услуг установлено требование к участнику закупки о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Кроме того, представители Заявителя сообщили, что в соответствии с пунктом 2 "Цель проведения работ" Технического задания, одной из целей опытно-конструкторской работы по разработке ААС КНД является обеспечение взаимодействия в электронном виде с ЕПГУ, ГИС ГМП, ЕРП, системой досудебного обжалования, системой ГАС "Управление" и заинтересованными ФОИВ через СМЭВ 3.0, в связи с чем, требование о наличии Лицензии ФСБ установлена Заказчиком для решения задач, связанных с реализацией сервисов информационного взаимодействия, обеспечивающих, в том числе, применение средств усиленной квалифицированной электронной подписи.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем явка представителя не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Конкурсе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки вышеуказанных лицензий в составе заявки на участие в Конкурсе, не нашел своего подтверждения.
2. В рамках проведенной внеплановой проверки, выявлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений Конкурсной документации, то действия Заказчика не установившего надлежащим образом порядок предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, о наличии документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Подпунктом 4.5 раздела IV Конкурсной документации установлено требование к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки:
- Цена - значимость 30%
- Качественные, функциональные характеристики объекта закупки - значимость 50% (далее - Критерий N2)
- Квалификация участника закупки - значимость 20% (далее - Критерий N3)
По Критерию N 2 в Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки:
Предмет оценки - качество работ, выполняемых участником закупки.
Оценивается полнота проработки участником закупки технического задания настоящей конкурсной документации на соответствие структуре технических требований, а также предложения участника закупки:
- по расширению исходных требований;
- по реализации пользовательских интерфейсов;
- о способах (методике) выполнения предложенных требований;
- об использовании в предметной области и области разработки программного обеспечения современных практик и методик.
Для практической оценки заявок участников используется следующая шкала оценок:
Оценка/ Балл
Не предоставлено или предложение не детализировано /0
Предложение детализировано на минимально приемлемом уровне, то есть соответствует структуре технических требований, а также соответствует современным практикам и методикам, использующимся в предметной области. /25
Предложение детализировано удовлетворительно, то есть соответствует структуре технических требований, а также:
- содержит сведения о способах (методике) выполнения предложенных требований;
- соответствует современным практикам и методикам, использующимся в предметной области. /50
Предложение детализировано хорошо, то есть соответствует структуре технических требований, а также:
- содержит предложения по реализации пользовательских интерфейсов;
- содержит сведения о способах (методике) выполнения предложенных требований;
- соответствует современным практикам и методикам, использующимся в предметной области. /75
Предложение детализировано в полном объеме, то есть соответствует структуре технических требований, а также:
- расширяет исходные требования;
- содержит предложения по реализации пользовательских интерфейсов;
- содержит сведения о способах (методике) выполнения предложенных требований;
- соответствует современным практикам и методикам, использующимся в предметной области. /90
Предложение детализировано в полном объеме, то есть соответствует структуре технических требований, а также:
- существенно расширяет исходные требования;
- содержит конкретизированные предложения по реализации пользовательских интерфейсов;
- содержит сведения о способах (методике) выполнения предложенных требований;
- соответствует современным практикам и методикам, использующимся в предметной области, а также имеют предложения по их совершенствованию. /100
Таким образом, Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации отсутствует раскрытие понятий "полнота проработки", "степень детализации предложений", а так же понятия "расширение исходных требований".
По Критерию N 3 установлен следующий порядок оценки:
Для оценки заявок по критерию "квалификация участника закупки" устанавливаются следующие показатели критерия и величины значимости показателя критерия оценки:
1. "Опыт успешной работы организации в области по предмету закупки" (далее- Показатель N 1);
2. "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг"
(далее- Показатель N 2).
Для оценки заявок по Показателю N 1 Заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
Опыт работы/ Балл
отсутствие информации /0
от 1 до 8 исполненных контрактов (договоров) /20
от 9 до 15 исполненных контрактов (договоров) /40
от 16 до 22 исполненных контрактов (договоров)/ 60
от 23 до 29 исполненных контрактов (договоров)/ 80
от 30 исполненных контрактов (договоров)/ 100
Для практической оценки заявок участников по Показателю N 2 используется следующая шкала оценок:
Наличие у участника открытого конкурса сотрудников, имеющих ученую степень (звание)/ Балл
отсутствие информации/ 0
от 1 до 5 сотрудников (соисполнителей), имеющих ученую степень (звание)/ 20
от 6 до 11 сотрудников (соисполнителей), имеющих ученую степень (звание)/ 40
от 12 до 17 сотрудников (соисполнителей), имеющих ученую степень (звание)/ 60
от 18 до 23 сотрудников (соисполнителей), имеющих ученую степень (звание)/ 80
24 и более сотрудника (соисполнителя), имеющих ученую степень (звание) / 100
Согласно положениям Конкурсной документации, для присвоения заявки участника закупки баллов по Показателю N 2, участнику закупки в заявке на участие в Конкурсе необходимо представить, в том числе копии документов, подтверждающие, наличие привлекаемых к исполнению контракта специалистов имеющих ученую степень (звание) в технических, экономических, юридических и смежных им областям. Вместе с тем, в Конкурсной документации отсутствует раскрытие понятия "смежные области", и представители Заказчика, на заседании Комиссии, конкретного ответа не представили.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по Показателю N 1 и Показателю N2.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссии
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Таурус Технолоджис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 15.08.2017 N К-1049/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2017 г. N К-1049/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017