Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Экология производства" (далее - Заявитель) на действия Рязанского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ в рамках капитального ремонта на фасаде здания объекта культурного наследия - "Здание окружного суда"(номер извещения 0159100002817000054) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадкиАукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к членству участника Аукциона в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и документам в составе заявки на участие в Аукционе, подтверждающим членство в вышеуказанных организациях.
2. Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе вводит в заблуждение участника Аукциона.
3. Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе установлена ненадлежащим образом.
4. Заказчиком неправомерно установлены требования к предоставлению сведений о химическом составе, результатах испытаний, условий использования товаров, используемых для выполнения работ.
5. Инструкция по заполнению первой части заявки не содержит информации, разъясняющей использование полужирного шрифта в требованиях описания конкретных показателей товаров, используемых для выполнения работ.
Представитель Заказчик частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 439 948 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.08.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к членству участника Аукциона в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и документам в составе заявки на участие в Аукционе, подтверждающим членство в вышеупомянутых организациях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Вместе с тем, в документации об Аукционе в редакции от 10.08.2017 не содержится требования к членству участника Аукциона в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и документам в составе заявки на участие в Аукционе, подтверждающим членство в вышеупомянутых организациях.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что 11.08.2017 в документацию об Аукционе внесены изменения, в том числе установлено требование к членству участника Аукциона в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и документам в составе заявки на участие в Аукционе, подтверждающим членство в вышеупомянутых организациях.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего требования к членству участника Аукциона в саморегулируемой организации и перечень документов, подтверждающих такое членство, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено противоречивая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказания услуг, для выполнения которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В пункте 3.7 инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе документации об Аукционе установлено:
"Указанные в п. 3.2 раздела 3 документации об Аукционе показатели заполняются в соответствии с Разделом 13 документации об Аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", "не более чем", "не менее чем", "более", "менее", "более чем", "менее чем", "больше", "меньше", "больше чем", "меньше чем", "не больше", "не меньше", "не больше чем", "не меньше чем", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "от", "до", "или", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара".
Вместе с тем, раздел 13 документации об Аукционе содержит требования по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в пункте 3.7 инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе документации об Аукционе установлены общие требования по заполнению заявки на участие в Аукционе. В разделе 13 документации об Аукционе установлены полные требования по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе установлены требования о предоставлении конкретных показателей, которые не соотнесены с таблицей раздела "Товары, применяемые при выполнении работ и их показатели, установленные заказчиком".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что 11.08.2017 в документацию об Аукционе внесены изменения, в том числе исправлена техническая ошибка инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к предоставлению сведений о химическом составе, результатах испытаний, условий использования товаров, применяемыхпри выполнении работ.
В разделе "Товары, применяемые при выполнении работ и их показатели, установленные заказчиком" документации об Аукционе установлены следующие требования к описанию конкретных показателей товара в составе первой части заявки на участие в Аукционе, в том числе:
- в пункте 25 "Желатин" установлены требования к показателям "размер частиц, мм, %, не более 10, посторонние примеси, %, не более 0,1, массовая доля мелких частиц, %, не более 48, прочность студня с массовой долей желатина 10%, не менее 4,0 Н";
- в пункте 25 "Известь" установлены требования к показателям "Содержание активных веществ (в пересчете на сухое вещество) в негашеной извести должно быть не менее: кальциевая известь с добавками 65%, магнезиальная или доломитовая известь с добавками 60%, кальциевая без добавок 90%, магнезиальная или доломитовая известь без добавок 85%. Содержание непогасившихся зерен в извести должно быть не более: кальциевая известь 7%, магнезиальная или доломитовая известь 10%";
- в пункте 32 "Клей тип 2" установлены требования к показателям "толщина слоя - 310 мм; Расход при работе шпателем 6х6, не более 3,5 кг/м
; жизнеспособность раствора не более 180 минут; время укладки плитки не более 15 минут; время корректирования положения плитки не менее 10 минут; время твердения не менее 24 часов; прочность сцепления с основанием не менее 15 кг/см
(1,5 МПа); морозостойкость не менее 100 циклов";
- в пункте 36 "Краска" установлены требования к показателям "максимальная величина зерна должна быть не более 100 мкм; плотность краски должна быть 1,45 ч 1,55 г/см3; толщина сухого слоя: 100 ч 200 мкм; коэффициент диффузии: Sd: < 0,14 м (высокий), V1; водопроницаемость: коэффициент w <= 0,1 ((кг/(м2*ч 0,5)) (низкий), W3";
- в пункте 38 "Мука" установлены требования к показателям "кислотостойкость: в серной кислоте не менее 97%, в соляной кислоте не менее 85%, в азотной кислоте не менее 95,5%, в фосфорной кислоте не менее 95%, в уксусной кислоте не менее 97,5%, объемный вес 1500 1700 кг/м3, влажность не более 0,2%";
- в пункте 40 "Песок" установлены требования к показателям "содержание пылевидных и глинистых частиц не может превышать 2,0 % по массе;Содержание глины в комках не может превышать 0,25 % по массе; истинная плотность зерен исходного материала должна быть 2,0 ч 2,8 г/см3"
- в пункте 57 "Цемент" установлены требования к показателям "прочность на сжатие должна быть в возрасте: 7 суток для класса 22,5Н: не менее 11 МПа; 7 суток для класса 32,5Н: не менее 16 МПа; 28 суток для класса 22,5Н 22,5 ч 42,5 МПа; 28 суток для класса 32,5Н 32,5 ч 52,5 МПа; начало схватывания должно происходить не ранее 75 минут с момента затворения водой".
- в пункте 58 "Шпатлевка" установлены требования к показателям "время жизни раствора не менее, ч: 3,0; расход смеси при толщине слоя 1 мм, кг/м: не более 1,3; толщина слоя, мм: 0,6
4,0; время высыхания, ч: 4
8; адгезия к основанию не менее, МПа: 0,6; морозостойкость не менее 35 циклов" и другое.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров или технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к содержанию состава заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу Заявителя Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не содержит информации, разъясняющей использование полужирного шрифта в требованиях описания конкретных показателей товаров, используемых для выполнения работ.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не регламентирует использование полужирного шрифта, в связи с чем он используется на усмотрение Заказчика. Кроме того, в измененной документации об Аукционе от 11.08.2107 отсутствует использование полужирного шрифта.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии явку представителей не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Кроме того, в рамках внеплановой проверки на заседании Комиссии было установлено следующее нарушение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В разделе 13 обоснование начальной (максимальной) цены контракта документации об Аукционе расчета начальной (максимальной) цены контракта установлено, что такая цена контракта сформирована на основании локальных сметных расчетов N 1 и N 2, утвержденных ГУ АиГ Рязанской области.
Вместе с тем, изучив извещение о проведении Аукциона, документацию об Аукционе, проектно-сметную документацию документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в составе проектно-сметной документации отсутствуют сметные расчеты.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экология производства" обоснованной в части неустановления Заказчиком требования к членству участника Аукциона в саморегулируемой организации и перечень документов, подтверждающих такое членство, установления ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, неправомерного установления требований к предоставлению сведений о химическом составе, результатах испытаний, условий использования товаров, применяемыхпри выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1, 2 части 1 статьи 62 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактнойсистеме.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-1052/17 об устранении
нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
15.08.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
на основании решения от 15.08.2017 по делу N К-1052/17, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Экология производства" (далее - Заявитель) на действия Рязанского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ", (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ в рамках капитального ремонта на фасаде здания объекта культурного наследия - "Здание окружного суда"(номер извещения 0159100002817000054) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Оператору электронной площадки:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
2. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 15.08.2017 по делу N К-1052/17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в ЕИС соответствующей документации об Аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 15.08.2017 по делу N К-1052/17.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 29.08.2017 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте petropolskaya@fas.gov.ru.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2017 г. N К-1050/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2017