Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "СМУ-303" (далее - Заявитель) на действия
ГКУ "Управление строительства Ленинградской области" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ГКУ "Управление капитального строительства Ленинградской области" (далее - Аукционная комиссия)Заказчиком, Уполномоченным органомэлектронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству областной детской больницы с поликлиникой г. Сертолово Всеволожского района (1 этап - Поликлиника по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, муниципальное образование Сертолово)(номер извещения 0145200000417000847) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органомАукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к характеристикам товара, ненадлежащей инструкции по заполнению заявок, не позволяющей указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 14.08.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 15.08.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 275 047 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
4) Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требованиями технического задания документации об Аукционе к товару "Воздуховод тип 1" по показателю "максимальная скорость потока воздуха" установлено значение "не более - 30 м/с".
1. По мнению Заявителя, данное значение показателя является неправомерным, поскольку подразумевает указание отрицательного значения показателя.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в данном случае знак "-" означает знак препинания "тире".
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу, что вышеуказанное описание требований к товару "Воздуховод тип 1" противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. В техническом задании документации об аукционе к товару "нетканный геотекстиль" установлены требования по указанию участником в составе первой части заявки на участие в Аукционе показателей "напряжение" и "мощность".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что первая часть заявки на участие в Аукционе заполняется в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
Инструкцией установлено следующее: "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме. Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, СанПин, СНиП, в том числе всем приложениям (справочным и рекомендованным). При несоответствии значений заказчика с указанными стандартами, необходимо исходить из значенийсогласно требованиямгосударственныхстандартов.Есливсведенияхо товаредляустановленныхзначенийотсутствуетилине соответствуютединицыизмерения,необходимо исходить из единиц измерения, установленныхгосударственным стандартом.Есликакие-либоиз указанныхнормативно-правовыхилинормативно-техническихактовпрекратилисвое действие,товэтомслучаеучастниквправе использовать действующую редакцию или не применятьположениятакихдокументов.
В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". В случае если какой-либо параметр не применяется для выбранной марки материала, участнику в графе "Значение, предлагаемое участником" для данного параметра необходимо это указать, например, поставить прочерк "-" либо указывать "не применяется". В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участник закупки может указать диапазон значений."
Вместе с тем, Инструкция не позволяет однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе в отношении показателей "мощность" и "напряжение" по пункту технического задания "нетканный геотекстиль".
3. Требованиями технического задания документации об Аукционе к товару "Бруски тип 2" по показателю "толщина" установлено значение "не менее 100 не более 125 мм", по показателю "ширина" установлено значение "не менее 75 не более 80 мм", также установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 8486-86.
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород" содержит отсылку к ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", в котором содержится значения показателей, применяемых для пиломатериалов.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород" и ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", минимальное значение ширины пиломатериала при толщине "100 мм" составляет "100 мм".
Требованиями технического задания документации об Аукционе к товару "бруски тип 4" по показателю "толщина" установлено значение "не менее 150 не более 155 мм", по показателю "ширина" установлено значение "не менее 75 не более 80 мм", также установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 8486-86.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород" и ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", минимальное значение ширины пиломатериала при толщине "150 мм" составляет "150 мм".
По пункту технического задания об Аукционе "Гидранты пожарные надземные" установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8220-85.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ГОСТ 8486-86 "Гидранты пожарные надземные" утратил силу с 25.11.2010.
Положениями технического задания документации об Аукционе к товару "Гравий для строительных работ тип 1" по показателю "Марка" установлено требование "Др. 16"; "Гравий для строительных работ тип 2" по показателю "Марка" установлено требование "Др. 8", "Гравий для строительных работ тип 3" по показателю "Марка" установлено требование "Др. 8", а также установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 8267-93.
Вместе с тем, в положениях ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" не содержится наименований марок гравия для строительных работ "Др. 8" и "Др. 16".
Положениями технического задания документации об Аукционе "Проволока тип 4" по показателю"диаметр не менее 2 мм" установлено требование к показателю "временное напряжение не более 630 МПа", "Проволока тип 5" по показателе "диаметр не более 2 мм" установлено требование к показателю "временное напряжение не более 630 МПа", а также требование о соответствии указанных товаров ГОСТ 2246-70.
Вместе с тем, положениями ГОСТ 2246-70 "Проволока стальная сварочная" при диаметре проволоки не менее 2 мм минимальное значение показателя "временное сопротивление" составляет 637 МПа.
В техническом задании документации об Аукционе к товарам "Труба тип 19" установлено требование по показателю "диаметр" "не менее 20 и не более 23 мм", "Труба тип 20" установлено требование по показателю "диаметр" "не менее 22 и не более 25 мм", а также требование о соответствии указанных товаров ГОСТ 32414-2013.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 32414-2013 "Трубы и фасонные части из полипропилена для систем внутренней канализации" минимальный диаметр трубы составляет 32 мм.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что по вышеуказанным пунктам технического задания об Аукционе участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, при этом Инструкция не содержит сведений, позволяющих участнику закупки прийти к однозначному выводу, каким образом указывать в заявке показатели по вышеперечисленным товарам.
4. К ряду товаров, содержащихся в техническом задании документации об Аукционе, установлены требования к указанию участником закупки наименования места происхождения товара, в том числе, "сталь", "щебень", "шурупы", "эмаль" - страна происхождения Россия; "смеситель" - страна происхождения Финляндия; "соединительная арматура" - страна происхождения Чехия.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования не соответствуют положениям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, изучив заявку единственного участника Аукциона, Комиссией установлено, что единственным участником в составе заявки по ряду вышеперечисленных пунктов технического задания в документации об Аукционе указаны показатели, не соответствующие одновременно требованиям технического задания документации об Аукционе и вышеуказанным ГОСТ.
Изучив документацию об Аукционе, требования технического задания документации об Аукционе, Инструкцию Комиссия приходит к выводу, что Инструкция не позволяет однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе, порядок предоставления сведений в отношении показателей товаров, предусмотренных техническим заданием документации об Аукционе, а также может быть применена Аукционной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, описание объекта закупки, требования к марке товаров, стране происхождения товаров, а также требования к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также содержатся противоречия между требованиями технического задания документации об Аукционе и требованиями, установленными в соответствии с ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно требованиям технического задания документации об Аукционе, товар "Блок пенобетонный" должен соответствовать ГОСТ 21520-89.
На заседании Комиссии установлено, что согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 21.05.2008 N 109-ст ГОСТ 21520-89 "Блоки из ячеистых бетонов стеновые мелкие" утратил силу.
Положениями технического задания документации об Аукционе к товару "Мастика битумно-полимерная холодная" установлены требования, что данный товар должен быть марки "БПХ Вишера" и соответствовать ГОСТ 30693-2000.
Вместе с тем, вышеуказанная марка товара "Мастика битумная-полимерная холодная" отсутствует в ГОСТ 30693-2000 "Мастики кровельные и гидроизоляционные", при этом по данному товару в техническом задании документации об Аукционе не установлены параметры эквивалентности, а также параметры, позволяющие определить соответствие указанного товара потребностям Заказчика.
Положениями технического задания документации об Аукционе к товару "Мастика герметизирующая нетвердеющая" установлены требования, что данный товар должен быть марки "Бутэпрол-2-М" и соответствовать ГОСТ 14791-79.
Вместе с тем, вышеуказанная марка товара "Мастика герметизирующая нетвердеющая" отсутствует в ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая", при этом по данному товару в техническом задании документации об Аукционе не установлены параметры эквивалентности, а также параметры, позволяющие определить соответствие указанного товара потребностям Заказчика.
Таким образом, вышеуказанные требования документации об Аукционе не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Положениями технического задания документации об Аукционе к товару "Сталь углеродистая листовая" установлены, в том числе, следующие требования: "массовая доля фосфора не более 0,040 %", "массовая доля серы не более 0,050%".
По мнению Комиссии, вышеуказанные требования технического задания документации об Аукционе к товару "Сталь углеродистая листовая" устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "СМУ-303" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.08.2017 N К-1004/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-1004/17 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
15.08.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 15.08.2017 по делу К-1004/17 по итогам рассмотрения жалобы ЗАО "СМУ-303" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Управление строительства Ленинградской области" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведенииаукционной комиссией ГКУ "Управление строительства Ленинградской области" (далее - Аукционная комиссия),АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки),Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству областной детской больницы с поликлиникой г. Сертолово Всеволожского района (1 этап - Поликлиника по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, муниципальное образование Сертолово) (номер извещения 0145200000417000847) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 09.08.2017 N 0145200000417000847-5-1 (далее - Протокол)
2. Оператору электронной площадки:
- вернуть участнику закупки ранее поданную заявку на участие в Аукционе;
- уведомить участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, об отмене Протокола, о прекращении действия заявки, поданной на участие в Аукционе, и о возможности подать новую заявку на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участнику закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Уполномоченному органу, Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 15.08.2017 по делу N К-1004/17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в ЕИС соответствующей документации об Аукционе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новую заявку на участие в Аукционе.
5. Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 15.08.2017 N К-1004/17.
6. Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 29.08.2017 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте petropolskaya@fas.gov.ru
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2017 г. N К-1004/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2017