Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Трутневой В.Ю.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Ериной Е.С.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Селезнева А.А.,
главного специалиста-эксперта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Кусиновой Б.А.,
представителиФКУ "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства", АО "Сосновгео" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу АО "Сосновгео" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение дорожных работ по объекту:"Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Строительство автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ на участке км 47+000 - км 55+912, Иркутская область"(номер извещения 0334100007517000110) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно представившего неполную информацию об объекте закупки в Конкурсной документации.
Заказчик в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)- 12.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 495 465 484 рублей;
4) дата размещения извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2017 NИО11 - 10.08.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации Заказчиком представлена неполная информация об объекте закупки, в связи с тем, что автомобильная дорога, строительство и реконструкция которой является предметом закупки, проходит через лицензионную площадь АО "Сосновгео", при этом в Конкурсной документации отсутствует информация о пролегании дороги в зоне ведения взрывных работ.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как следует из письменных пояснений Заказчика, проектно-сметной документацией предусмотрены буровзрывные работы по рыхлению скальных грунтов на участках выемок в объеме 2 092 830 м3 (ПД Раздел 5 "Проект организации строительства" Часть 4 "Буровзрывные работы" и РД Горные работы 257-20011-АД Том 7). В соответствии с приложением N 2 (Сводная ведомость объемов и стоимости работ - позиции 2.1.04, 2.1.05) Конкурсной документации буровзрывные работы предусмотрены в один год и в полном объеме на 2019 год. Количество взрывчатого вещества проектно-сметной документацией предусмотрено: аммонит N 6 ЖВ порошком 1372,952805 т и Аммонит в патронах 473,299526 т в таблице 8 страница 9 (ПД Раздел 5 "Проект организации строительства" Часть 4 "Буровзрывные работы").Общая стоимость буровзрывных работ составляет 580 084 480 рублей, то есть 33 % от стоимости строительно-монтажных работ.
При этом, проектно-сметная документация (в части проектной документации и результатов инженерных изысканий) имеет положительное заключение N 1053-14/ГГЭ-9068/04 ФАУ "Главгосэкспертизы России" от 02.09.2014.
Кроме того, в проектной документации, разработанной ОАО "Иркутскгипродорнии" (Том 1.1 257-2011-ПЗ1 Раздел 1 "Пояснительная записка") размещено письмо АО "Сосновгео" от 19.09.2012 N 583 о согласовании строительства автомобильной дороги, строительство и реконструкция которой является предметом закупки, на лицензионном участке.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не приложено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в Конкурсной документации представлена неполная информация об объекте закупки, в связи с чем, довод своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных 56 статьей Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 80%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия: 5 %;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия:15% (далее - Критерий N 3).
В рамках Критерия N 3 установлены следующие показатели:
1) Наличие у участника закупки собственных или арендованных материально -технических ресурсов (коэффициент значимости - 20%);
2) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (коэффициент значимости - 10%);
3) Квалификация трудовых ресурсов участника закупки (коэффициент значимости - 30%) (далее - Показатель N 3);
4) "Деловая репутация участника закупки" (коэффициент значимости - 40%) (далее - Показатель N 4);
4.1.Индекс деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.03-2016 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций";
4.2. Наличие у участника закупки (с учетом правопреемственности) патентов на инновационные строительные материалы и/или технологии производства работ соответствующим предмету закупки.
Комиссия, учитывая, что по результатам закупки заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, приходит к выводу, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком в Конкурсной документации, не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку не содержит показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" со значимостью не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Кроме того, в рамках Показателя N 3 установлен следующий порядок оценки:
"Квалификация трудовых ресурсов участника закупки определяется наличием в штате участника закупки специалистов с ученой степенью (минимум кандидат технических наук).
Участник закупки подтверждает наличие указанных специалистов следующими документами** в составе заявки:
- копиями трудовых книжек;
- копиями трудовых договоров;
- копиями дипломов, подтверждающих ученую степень*.
* Ученая степень должна соответствовать номенклатуре специальности, наименование которой должна содержать одно из следующих слов или их производных: строительство, архитектура, автомобильные дороги, искусственные сооружения.
** в случае различия фамилии, имени, отчества в документах, прикладываются копии подтверждающих документов";
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценкипо Показателю N 3, посколькуоценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
В рамках Показателя N 4 установлен, в том числе следующий порядок оценки:
4.1. "Индекс деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.03-2016 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций";
Определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.03-2016 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций".
При оценке показателя участника конкурса учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в приложении к сертификату соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:
Индекс деловой репутации - количество баллов;
свыше 98 - 50;
свыше 90 до 98 включительно - 30;
свыше 70 до 90 включительно - 20;
до 70 включительно - 5;
отсутствие сертификата - 0.
Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями в соответствии с ГОСТ Р 66.1.03-2016 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций". Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации строительной организации по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):
42.11 Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Индекс деловой репутации должен быть актуален на момент подачи заявки участником закупки.
Сертификат должен быть выдан организацией, аккредитованной, или допущенной к проведению сертификации в Системе добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном законом порядке. Система добровольной сертификации должна быть зарегистрирована в установленном порядке, сведения о системе добровольной сертификации должны содержаться в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Объектом сертификации Системы добровольной сертификации должна являться оценка опыта и деловой репутации.
Отсутствие в составе заявки участника закупки Сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016, либо отсутствие в составе заявки участника закупки хотя бы одного приложения к Сертификату соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016, не влечет за собой отклонение заявки участника закупки. В случае отсутствия в составе заявки участника закупки Сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016, либо отсутствия в составе заявки участника закупки хотя бы одного приложения к Сертификату соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016 заявке участника закупки по показателю "Деловая репутация" присваивается 0 (ноль) баллов.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что при отсутствии норм законодательства об обязательном применении ГОСТ Р 66.1.01-2016 предоставление участником закупки сертификата соответствия в качестве подтверждения индекса деловой репутации с целью получения баллов по показателю "Деловая репутация" не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, а также не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено лучшее условие исполнения договора.
Кроме того, получение участником закупки данного сертификата с указанием индекса деловой репутации требует значительных временных и финансовых затрат со стороны участника закупки, что является административным барьером для участия в закупке.
При этом срок и фиксированная стоимость получения сертификата не установлены. Таким образом, присвоение индекса деловой репутации и получение такого сертификата зависит от волеизъявления третьих лиц. Учитывая изложенное, установление в Документации в качестве предмета оценки по показателю "Деловая репутация" только индекса деловой репутации, присвоенного в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2016, который подтверждается соответствующим сертификатом, может привести к ограничению количества участников закупки.
4.2. Наличие у участника закупки (с учетом правопреемственности) патентов на инновационные строительные материалы и/или технологии производства работ соответствующим предмету закупки.
Определяется наличием у участника закупки (с учетом правопреемственности) патентов на инновационные строительные материалы и/или технологии производства работ соответствующим предмету закупки, зарегистрированных в государственном реестре изобретений РФ за последние 3 года.
Участник подтверждает наличие патента предоставлением его копии.
Отсутствие - 0 баллов;
1 - 40 Баллов;
2 и более - 50 баллов".
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, патент удостоверяет приоритет и исключительное право на изобретение.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку патентами на инновационные строительные материалы и/или технологии производства работ обладают только производители материала, кроме того, не раскрыто содержание понятия работ "соответствующих предмету оценки", что не позволяет определить предмет оценки по Показателю N 4.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 2 Постановления 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение дорожных работ по объекту строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Строительство автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ на участке км 47+000 - км 55+912, Иркутская область.
Код ОКПД 2 - 42.11.10.120 "Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги".
Пунктом 1 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать в том числе, конкретные виды и объемы работ из числа возможных видов и объемов работ, предусмотренных Приложением 6 к конкурсной документации (в соответствии с Постановлением N 570), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту и которые в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что приложение 6 Конкурсной документации не содержит перечня конкретных возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту,утвержденных Постановлением Правительства N 570.
Также, с учетом того, что конкретные виды работ, которые подрядчик должен выполнить своими силами не допускается требовать в составе заявки, а также, что согласно Постановлению N 570, Заказчик обязан установить в документации о закупке все возможные виды и объемы работ с учетом проектно-сметной документации по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, действия Заказчика не соответствуют требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Приложении N 7 Конкурсной документации "Требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ" установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, например, (включая, но не ограничиваясь):
В пункте 10 "Краска для разметки дорог"установлены том числе следующие требования к товару:Коэффициент яркости бета, % v - 70 - 79. Условная вязкость красок (эмалей) должна соответствовать следующим значениям: Условная вязкость, с - Более 200. Массовая доля нелетучих веществ, % - 60 - 69.Высохшая пленка красок (эмалей) должна быть стойкой к статическому воздействию 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре (0 +/- 2) °C - не менее 48 часов.
Пунктом 11 "Сигнальные столбики" установлены том числе следующие требования к товару: сигнальный столбик должен быть стойким в течение семидесяти двух часов и более к статическому воздействию:
- воды при температуре (255) °С и топлива после испытаний по ГОСТ Р 41.27-2001;
Пунктом 13 "Дорожные знаки" установлены том числе следующие требования к товару: Равномерность распределения коэффициента световозвращения для одного цвета изображения знака (при одинаковых углах освещения) должна быть не менее девяноста процентов.
Координаты цветности (x,y) для каждого цвета элемента изображения должны соответствовать и находиться в пределах цветовых областей, согласно точек пересечения граничных линий цветовых областей для элементов изображений знаков, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. для источника типа D 65 (ГОСТ 7721-89) при геометрии измерения 45о / 0о".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 10.49 проекта контракта Конкурсной документации,подрядчик обязан привлечь к выполнению работ по настоящему Контракту субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее 20 (двадцати) процентов от цены настоящего Контракта.
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта Конкурсной документации конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства в виде процента от цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта Конкурсной документации не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сосновгео" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 56, части 2 статьи 110.2, части 6 статьи 30, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что закупка отменена, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 16.08.2017 по делу N К-1057/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
В.Ю. Трутнева |
члены Комиссии: |
Е.С. Ерина
А.А. Селезнев
Б.А. Кусинова |
Дедкова А.В.
(499) 755-23-23 (088-488)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2017 г. N к-1057/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2017