Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана" (далее - Уполномоченный орган) при проведении ЗАО "Сбербанк АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на завершение выполнения работ по восстановлению и реконструкции главного учебного корпуса ГОУ ВПО МГУ Леса, Мытищи-5, Московская область (номер извещения 0373100076517000227) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1.В Техническом задании документации об Аукционе установлено неправомерное требование о соответствии подпунктов N 1, 3 "Многопустотные плиты" пункта N 2 "Кровля" несуществующему ГОСТ 9565-91, а также требования подпункта N 2 "Минераловатные плиты" пункта 1 "Стены" противоречат ГОСТ 32314-2012.
2.В документации об Аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, в связи с чем, участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии согласились с доводами жалобы Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 21 742 011,63 рублей;
3) 14.08.2017 в ЕИС размещено извещение N ИО1 об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Техническом задании документации об Аукционе установлено неправомерное требование о соответствии подпунктов N 1, 3 "Многопустотные плиты" пункта N 2 "Кровля" несуществующему ГОСТ 9565-91, а также требования подпункта N 2 "Минераловатные плиты" пункта 1 "Стены" противоречат ГОСТ 32314-2012.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 "Кровля" технического задания документации об Аукционе подпункты N 1, 3 "Многопустотные плиты" должны соответствовать ГОСТ 9565-91.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в свободном доступе в сети Интернет указана информация об отмене ГОСТ 9565-91.
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования не соответствуют положениям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 "Стены" технического задания документации об Аукционе к подпункту N 2 установлено, в том числе следующее требование: "теплопроводность не менее 0,037 В/(м*К)".
Согласно ГОСТ 32314-2012 "Изделия из минеральной ваты теплоизоляционные промышленного производства, применяемые в строительстве" единице измерения показателя "теплопроводность" является "Вт/(м*К)".
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а также требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция), в связи с чем участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе.
Согласно подпункту N 47 "Светильник" пункта 7 "Оборудование фильтрованного зала", установлено, в том числе, следующее требование: "Цоколь G13, G5".
Согласно подпункту N 3 "Перемычки брусковые" пункта N 1 "Стены" технического задания об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "5ПБ 25-37-п, 2ПБ 25-3-п; соответствие ГОСТ 948-84". При этом, положениями технического задания документации об Аукционе, к перемычкам класса "5ПБ 25-37-п" и класса "5ПБ 25-37-п" установлены одинаковые требования по показателям "ширина", "длина", "высота", "вес" и "расчетная нагрузка".
При этом, согласно ГОСТ 948-84 "Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами", для перемычек классов "5ПБ 25-37-п" и "5ПБ 25-37-п" установлены различные значения по вышеуказанным "показателям".
Согласно подпункту N 18 "КМ 1, КМ 2" пункта 7 "Оборудование фильтрованного зала", установлено, в том числе, следующее требование: "нереверсивный ток до 40А".
Согласно подпункту N 34 "Кабель" пункта 7 "Оборудование фильтрованного зала", установлено, в том числе, следующее требование: "3х1,5; 4х1,5; 5х1,5".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в документации об Аукционе отсутствует Инструкция, регламентирующая порядок заполнения первых частей заявок на участие в Аукционе и определяющая, каким образом следует применять вышеуказанные обозначения (например: ",", "до").
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что по вышеуказанным пунктам Технического задания об Аукционе участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, при этом Инструкция не содержит сведений, позволяющих участнику закупки прийти к однозначному выводу о том, каким образом указывать в заявке показатели по вышеперечисленным товарам.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика и сведениям, размещенным в ЕИС, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.08.2017 N ИО1 отменено Заказчиком, Уполномоченным органом - 14.08.2017.
Дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.08.2017.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением срока, предусмотренного Законом о контрактной системе, а именно после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа не представлено доказательств и сведений, подтверждающих правомерность действий Заказчика, на основании которых определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению объектом закупки является завершение выполнения работ по восстановлению и реконструкции главного учебного корпуса ГОУ ВПО МГУ Леса, Мытищи-5, Московская область.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе установила, что документация об Аукционе не содержит перечня видов работ и объем работ, подлежащим выполнению своими силами подрядчиком в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают статью 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
5. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 4.3 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, а именно: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающими соответствие участника дополнительным требованиям являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства N 99, а именно не установлено требование о предоставлении участником закупки копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) в качестве соответствия участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным документацией об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. обоснованной.
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 36, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела от 16.08.2017 N К-1056/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2017 г. N К-1056/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2017