Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 августа 2017 г. N П-94/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-94/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
21.08.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов:
1) уникальный номер закупки 002/18-РГАТ-13.12ок на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" Конкурс N 4 (номер извещения 0173100009513000310) (далее - Конкурс N 1),
2) уникальный номер закупки 157/18-РГАТ-16.05ок. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" Конкурс N 11:
2.1 выполнение НИОКР "Опытно-технологические работы по освоению новых материалов, полуфабрикатов и технологий для модернизации вертолетных двигателей" Шифр "Авантаж" Лот N 1;
2.2 выполнение НИОКР "Опытно-технологические работы по освоению новых материалов, полуфабрикатов и технологий для создания вертолетного двигателя нового поколения" Шифр "Альтаир" Лот N 2 (номер извещения 0173100009512000182) (далее - Конкурс N 2), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурсов NN 1, 2.
Согласно обращению, Заказчиком нарушен порядок авансирования контрактов, заключенных по результатам проведения Конкурсов NN 1, 2.
Представитель Заказчика не согласился с указанным доводом и сообщил, что при проведении Конкурсов NN 1, 2 Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 1, Конкурсной документацией N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса N 1 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 13.12.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 100 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе N 1 допущен 1 участник закупки;
5) 06.02.2014 Заказчиком с ЗАО "АэроКомпозит" заключен контракт N 14411.17Б9999.18.003 на сумму 2 100 000 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 2, Конкурсной документацией N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса N 2 размещено на Официальном сайте - 16.05.2012;
Лот N 1:
2) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 1 -1 372 500 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе по лоту N 1 подана 1 заявка от участников закупки;
4) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям Конкурсной документации;
5) 10.07.2012 Заказчиком с ФГУП "Всероссийский научно- исследовательский институт авиационных материалов" заключен контракт
N 12411.1003800.18.013 на сумму 1 372 500 000 рублей.
Лот N 2:
2) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2 -1 172 400 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе по лоту N 2 подана 1 заявка от участников закупки;
4) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям Конкурсной документации;
5) 10.07.2012 Заказчиком с ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" заключен контракт
N 12411.1003800.18.014 на сумму 1 172 400 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Заказчиком Конкурса осуществлялось в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
1. Согласно обращению, Заказчиком нарушен порядок авансирования контрактов, заключенных по результатам проведения Конкурсов NN 1, 2.
В соответствии с пунктом 15.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказа конкурсная документация должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) или в предусмотренных пунктом 8.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказа случаях начальная (максимальная) цена одного контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса. В случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта 15.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказа.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что авансирование контрактов по Лоту N 1, Лоту N 2 Конкурса N 2 осуществлялось Заказчиком отдельно по каждому этапу НИОКР, при этом размер аванса не превышает размер обеспечения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в соответствии с пунктом 15.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказа в Конкурсной документации NN 1, 2 установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере:
- 630 000 000 рублей (30% от начальной (максимальной) цены государственного контракта) (Конкурс N 1);
- 169 500 000 рублей (12,3 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта) (Лот N 1 Конкурс N 2);
- 145 500 000 рублей (12,4 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта) (Лот N 2 Конкурс N 2).
В пункте 1.1 Информационной карты Конкурсной документации N 1, N 2 установлено условие об авансировании работ в размере 30 % цены государственного контракта (стоимости работ текущего года).
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации N 2 установлено требование обеспечения исполнения контрактов по Лотам N 1, N 2 в размере менее чем в размер аванса.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 15.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказа.
2. В соответствии с пунктом 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. При этом согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 23 Информационной карты Конкурсной документации N 1, N 2 установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе:
"Цена контракта - 35 %. Качество работ и квалификация участника конкурса - 45 %. Сроки выполнения работ - 20%".
По критерию "Качество научно-исследовательской работы и квалификация Участника конкурса" установлены показатели:
2.1 "Качество работ";
2.2 "Количество выполненных участником конкурса за последние 10 лет близких (аналогичных) предмету лота конкурса работ в авиационной и смежных отраслях промышленности";
2.3 "Количество объектов интеллектуальной собственности (ИС) по тематике, аналогичной (близкой) тематике лота конкурса, созданных участником конкурса";
2.4 "Количество в составе исполнителей (для юридических лиц - штатных) дипломированных специалистов с ученой степенью - ктн, дтн".
В том числе, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по показателю "Качество работ" производится путем сравнения между собой условий исполнения государственного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, и на соответствие их требованиям Раздела III по предлагаемым порядку и методологии выполнения работы, ее адекватности ожидаемым результатам работы, эффективности и обоснованности.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки не позволяет определить предмет оценки, исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией по не стоимостному критерию оценки "Качество работ и квалификация участника конкурса" и подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения баллов по указанному показателю.
Кроме того, в Конкурсной документации должным образом не раскрыты понятия "близких (аналогичных)", "смежных", "адекватность", позволяющие определить предмет оценки, а также предложения в отношении объекта закупки, подлежащие оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по не стоимостному критерию.
Таким образом, в Конкурсной документации N 1, N 2 не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов случаев, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 17.01.2014 N 002/18-РГАТ-1р МГТУ им. Н.Э. Баумана отказано в допуске к участию в Конкурсе N 1 по следующему основанию: "Конкурсная комиссия установила, что в заявке участника размещения заказа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана" (МГТУ им. Н.Э. Баумана) в формах 4.2 и 4.5 отсутствует порядок и методология выполнения работ. На основании пункта 15 Раздела II. "Информационная карта конкурса" и пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального Закона N 94-ФЗ на голосование поставлен вопрос об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе МГТУ им. Н.Э. Баумана".
Пунктом 15 Информационной карты Конкурсной документации N 1 установлены требования к описанию выполняемых работ (количественных и качественных характеристик), а именно: "Участник размещения заказа представляет в составе заявки на участие в конкурсе предложения о качестве предлагаемых к выполнению работ по формам 4.2, 4.5, представленным в Разделе IV.
Качество предлагаемых к выполнению работ должно соответствовать Требованиям к техническим характеристикам работ (Раздел III настоящей конкурсной документации).
Такие предложения могут быть представлены в текстовой форме, в виде чертежей, технических данных или комментариев, могут содержать эскиз, рисунок, фотографию, а также могут включать:
- технико-экономический расчет;
- подробное описание применяемых технологий, технических и эксплуатационных характеристик;
- постатейные комментарии к Требованиям к техническим характеристикам работ Заказчика;
- используемые материалы, машины и механизмы (оборудование).
В случае если заявленные участником размещения заказа предложения о качественных характеристиках работ (формы 4.2, 4.5 Раздела IV) не соответствуют Требованиям к техническим характеристикам работ (Раздел III настоящей конкурсной документации), такая заявка на участие в конкурсе отклоняется на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе".
При этом положения Конкурсной документации N 1 не устанавливают императивного требования к предоставлению в составе заявки на участие в Конкурсе N 1 порядка и методологии выполнения работы, в соответствии с Конкурсной документацией N 1 порядок и методология выполнения работы является предметом оценки по показателю "Качество работ".
Кроме того, на заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено доказательств несоответствия заявки МГТУ им. Н.Э. Баумана требованиям Конкурсной документации N 1.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение об отказе МГТУ им. Н.Э. Баумана в допуске к участию в Конкурсе N 1, нарушают часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о размещении заказов в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта заказчики направляют указанные в пунктах 1-7 части 2 статьи 18 Закона о размещении заказов сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о размещении заказов были внесены изменения в условия контракта, заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в указанный орган сведения, которые предусмотрены частью 2 статьи 18 Закона о размещении заказов и в отношении которых были внесены изменения в условия контракта. Сведения, указанные в пунктах 9 и 10 части 2 настоящей статьи, направляются заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней со дня соответственно исполнения или расторжения контракта.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, информация об изменении 17.12.2012 условий контрактов от 10.07.2012 N 12411.1003800.18.013, от 10.07.2012 N 12411.1003800.18.014 размещена на Официальном сайте 28.12.2012, информация об изменении 31.07.2014 условий контракта от 06.02.2014 N 14411.17Б9999.18.003 размещена Заказчиком на Официальном сайте 24.08.2015. Информация об исполнении отдельных этапов указанных контрактов размещены на Официальном сайте 30.05.2017 (акты сдачи приемки работ по государственному контракту от 05.12.2012 N 1, от 08.05.2013 N 2, от 10.09.2013 N 3, от 05.12.2013 N 4, от 15.07.2014 N 5, от 05.12.2014 N 6, от 07.08.2015 N 7, от 16.12.2015 N 8, по государственному контракту от 10.07.2012 N 12411.1003800.18.014 от 05.12.2012 N 1, от 12.04.2013 N 2, от 10.09.2013 N 3, от 05.12.2013 N 4, от 14.07.2014 N 5, от 05.12.2014 N 6, от 17.07.2015 N 7, по государственному контракту от 06.02.2014 N 14411.17Б9999.18.003 от 17.06.2014 N 1, N 3 - 03.04.2017, от 17.09.2014 N 4, от 26.11.2014 N 2, от 04.12.2014 N 5, от 11.06.2015 N 6, от 11.06.2015 N 7 - 04.04.2017, от 27.11.2015 N 6.1, N 8 - 05.04.2017).
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте в регламентированный срок информацию об изменении и исполнении отдельных этапов контракта нарушают часть 3 статьи 18 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 12, части 3 статьи 18, пунктов 15, 15.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Конкурса N 1, N 2 заключены контракты предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 августа 2017 г. N П-94/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017