Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 21 августа 2017 года жалобу индивидуального предпринимателя Фадеевой Дарьи Сергеевны (далее - Заявитель) на положения аукционной документации N 0109200002417001837 по закупке шовного материала (далее - Аукцион) Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике (далее - Уполномоченный орган), государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Детская республиканская клиническая больница" (далее - Заказчик 1), государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Рузаевская межрайонная больница" (далее - Заказчик 2) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 14 августа 2017 года поступила жалоба Заявителя на положения документации Аукциона.
Уведомлением о назначении дела N 409 о нарушении законодательства в сфере закупок Мордовского УФАС России от 15 августа 2017 года N 562 рассмотрение жалобы назначено на 21 августа 2017 года в 15 часов 30 минут.
Заявитель в своей жалобе ссылается на нарушение Заказчиками 1,2 и Уполномоченным органом Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в разделе 2 "Техническое задание" документации об Аукционе.
Заказчиками 1,2, Уполномоченным органом предоставлены возражения по доводам жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 04.08.2017 г. опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109200002417001837 по закупке шовного материала (начальная (максимальная) цена контракта - 650 172,94 руб.).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 17.08.2017 г. на участие в указанном аукционе было подано 9 заявок. Заявки с номерами 2,4,5,7 допущены к Аукциону. Заявки с номерами 1,3,6,8,9 не допущены к Аукциону.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 21.08.2017 г. ценовые предложения поступали от 3 участников закупки, цена была снижена на 5%.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение признать жалобу ИП Фроловой Д.С. необоснованной. При этом Комиссия Мордовского УФАС России исходила из следующего.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком 1,2, Уполномоченным органом необходимо применить постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнении ст. 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 102), которым утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В указанный перечень включен код ОКПД 2 - 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты".
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что предметом рассматриваемого Аукциона является закупка шовного материала. В извещение о проведении Аукциона указан код ОКПД 2 - 21.20.24.120.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчику требуется к поставке одно медицинское изделие, в котором хирургическая игла является комплектующей в составе хирургического шовного материала, в связи с чем, код ОКПД 2 - 32.50.13.110 к рассматриваемой закупки не применим.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу что установить ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств согласно постановлению Правительства РФ N 102 не представляется возможным.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя описание объекта закупки согласно п. 10 Раздела 2 "Техническое задание" не позволяет сформировать заявку, так как при изучении Заявителем рынка, Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий не было найдено производителей данного хирургического изделия, а также не удалось найти сведений о Регистрационных документах на данные изделия.
Также в своей жалобе заявитель указывает, что ему не понятна характеристика "не менее 7 отрезков нитей совокупной длиной не менее 600 см.".
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Заказчиком в п.10 Раздела 2 "Техническое задание" документации об Аукционе установлено следующее.
10 |
Хирургический шовный материал |
Синтетический плетеный абсорбируемый стерильный хирургический шовный материал из полигликолевой кислоты, с покрытием из поликапролактона и стеарата кальция. Абсорбция происходит путем постепенной гидролизной реакции. Нить сохраняет не менее 75 % оригинальной прочности в течение двух недель после имплантации и не менее 50 % оригинальной прочности в течение третьей недели после имплантации. Полная абсорбция завершается в течение не менее 56 не более 90 дней. Диаметр нити от 0,500 мм до 0,599 мм. Длина нити не менее 600 см. Одна стерильная колющая игла с пружинящим ушком, не соединенная с нитью, изготовлена из нержавеющей антикоррозийной высокопрочной стали, длиной не менее 45 мм не более 46 мм, 1/2 окружности, диаметр не менее 1,07 мм не более 1,09 мм. Нить находится на носителе, состоящем из влагоустойчивого корпуса, закрепленной внутри него вращающейся плоской катушки с регулярной намоткой нити. Носитель снабжен фиксатором конца нити. На носителе нанесены основные параметры нити: наименование, условный и метрический размер. Хирургическая нить должна легко извлекаться на необходимую длину без образования петель и узлов. Игла находится в фиксирующем устройстве для удержания иглы. Нить с иглой находятся в единой стерильной упаковке в соответствии с ГОСТ ИСО11607-2011 или - Не менее 7 отрезков нитей совокупной длиной не менее 600 см. Каждая нить соединена с атравматической иглой, изготовленной из нержавеющей антикоррозийной высокопрочной стали, колющей, длиной не менее 45 мм не более 46 мм, 1/2 окружности, которые находятся в единой стерилизационной упаковке в соответствии с ГОСТ ИСО 11607-2011. Наличие в маркировке упаковки (первичной и групповой) информации о параметрах хирургического шовного материала, включающей в себя: наименование, материал из которого изготовлен шовный материал, структуру шовного материала, метрический размер нити, длину, цвет. Наличие инструкции о хирургическом шовном материале на русском языке. Соответствие ГОСТ 31620-2012. |
шт. |
601 |
Представителями Заказчиков 1,2,3 пояснено, что медицинское изделие с заявленными требованиями в комплектации "Хирургическая нить с хирургической иглой" производится ЗАО НПП "МедИнж", кроме того при исполнении контракта от 07.02.2017 года производилась поставка медицинского изделия в комплектации "Хирургическая нить с хирургической иглой" производства ООО "Политехмед".
По доводу Заявителя в отношении характеристики "не менее 7 отрезков нитей совокупной длиной не менее 600 см." Заказчик пояснил, что в данном случае можно было предоставить в заявке комплект с количеством отрезков нитей от 7 и больше и в совокупной длине 600 см. или более (например, 7 отрезков нитей совокупной длиной 602 см.) и что таких комплектов должно быть 601 шт.
Также представлены письма ПТО "Медтехника", ЗАО НПП "МедИнж", ООО "Политехмед", ООО "Футберг" с информацией о том, что ими может быть поставлен комплект содержащий "хирургическую нить с атравматической иглой" с количеством атравматического материала (хирургическая нить с атравматической иглой) в одной общей стерильной упаковке не более 15 шт.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России делает вывод, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к шовным хирургическим материалам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, и что данное описание не ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заявителя на заседание Комиссии Мордовского УФАС России не явился, иных доказательств своего довода не представил.
Учитывая изложенное, данный довод жалобы является необоснованным.
3. В пунктах 1,2,3,4,5,9 Раздела 2 "Техническое задание" прописана нить с антимикробным покрытием на основе нитроксолина. По мнению Заявителя, указано конкретное наименование антимикробного средства без указания параметров эквивалентности, что ограничивает количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, словами "или эквивалент" описание объекта закупки сопровождается в случае указания в документации на товарные знаки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Установление в документации об аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе объектом закупки является поставка шовного материала.
Согласно пункту 14 раздела 1 "Информационная карта Аукциона" документации описание объекта закупки содержится в Разделе 2 "Техническое задание" к документации.
В ходе анализа аукционной документации N 0109200002417001837, а также представленных сторонами документов и сведений Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее:
Раздел 2 "Техническое задание" документации об Аукционе содержит описание товара, необходимого к поставке, его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в виде таблицы из 10 позиций, с указанием наименования товара, наименование показателя товара, требований к значению показателей, требования заказчика к указанию значения показателя участником закупки, единиц измерения и количества.
Документация о проведении электронного аукциона N 0109200002417001837 не содержит указания на какие-либо товарные знаки или производителей, вследствие чего сопровождение товаров словами "или эквивалент" не требуется.
При этом, согласно пояснениям представителей Заказчиков 1,2 указанные характеристики установлены исходя из объективных потребностей заказчика.
Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствует нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя о том, что описание нити с антимикробным покрытием на основе нитроксолина ограничивает количество участников, не принимаются Комиссией Мордовского УФАС России, поскольку документально не подтверждены, не представлены также и доказательства, свидетельствующие о достоверности утверждения заявителя, в том числе о том, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Вместе с тем, Заказчиками 1,2 предоставлена информация о том, что шовный материал с антимикробным покрытием из нитроксолина производится как минимум двумя производителями (ООО "Политехмед", ООО "Оптикум").
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 17.08.2017 г. на участие в указанном аукционе было подано 9 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения числа участников.
Соответственно довод Заявителя в данной части необоснован.
Руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Фадеевой Дарьи Сергеевны на положения документации аукциона в электронной форме N 0109200002417001837 по закупке шовного материала Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Детская республиканская клиническая больница", государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Рузаевская межрайонная больница" необоснованной.
2. Производство по делу N 409 прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 21 августа 2017 г. N 501
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017