Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Коммунальная Служба" (далее - Заявитель),;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 19582/17 от 11.08.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по обслуживанию наружных сетей, водоотведения в образовательных учреждениях, подведомственных администрации Центрального района Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукицон), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.07.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002717000146. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 977 306,00 рублей.
В жалобе ООО "Коммунальная служба" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении требований к выполняемым работам (оказываемым услугам) таким образом, что они препятствуют формированию надлежащего предложения в составе заявки, что ограничивает количество участников закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию документации о закупке (Сводный сметный расчет, расчет начальной (максимальной) цены контракта) Заказчиком учтен, в том числе, следующий вид работ: "Очистка камер от мокрого ила и грязи без труб и арматуры".
Согласно позиции Заявителя, данный вид работ образует отходы IV класса опасности, в связи с чем, их сбор и транспортировка подлежит лицензированию, однако данное требование не установлено документацией о закупке.
В ходе анализа документации в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в составе требования документов второй части заявки на участие в закупке требование о наличии лицензии по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов отсутствует.
Вместе с тем, при формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности приведенных в составе жалобы доводов, в том числе, в части необходимости соответствующей лицензии в процессе выполнения работ (наличия в процессе выполнения работ отходов, относимых к классу опасности уровня, требующего лицензии).
Так же, Заказчиком в документации о закупке установлено следующее:
"Подрядчик вправе - привлекать к выполнению работ по Контракту субподрядчиков, за действия которых несет ответственность перед Заказчиком" - п. 3.3.2. Проекта государственного контракта;
"В цену настоящего контракта включаются все виды затрат Подрядчика, в том числе стоимость материалов и оборудования с доставкой к месту выполнения работ, включая транспортные, погрузо-разгрузочные расходы, расходы по систематическому вывозу мусора с объекта в период выполнения работ и по их завершению" - п. 4.4. Проекта государственного контракта;
"Подрядчик обязуется - после выполнения работ осуществить уборку рабочих мест от остатков материала и отходов", что в совокупности, в случае выявления необходимости взаимодействия с отходами соответствующего класса опасности в процессе выполнения работ, позволит совершить исполнителю все действия, направленные на исполнения контракта путем привлечения соответствующих лиц.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Коммунальная служба" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2017 г. N 44-3283/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2017