Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ПрофСтрой" (далее - Заявитель): ;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 19659-ЭП/17 от 14.08.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству ограждения (забора) на кирпичных столбах с фонарями декоративного освещения вдоль улицы Академика Байкова 8. Работы по устройству ограждения металлического решетчатого (забора) на стальных трубах на территории (вдоль Муринского ручья) ФГБУ "РНИИТО им. Р.Р.Вредена" Минздрава России по адресу: Санкт-Петербург ул. Академика Байкова 8 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.07.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100030617000412.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 116 366,17 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок заявке Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление / установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ; п. 2 ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: п. 7 Заявки (Элемент сварной тип 1 в соответствии с локальной сметой N 2 и локальной ресурсной ведомостью N 2 пункт N 31, локальной сметой N 1 и локальной ресурсной ведомостью N 1 пункт N 44, Российская Федерация). Участник указал следующие значения "Длина стороны материала изготовления заполнения 12 мм", "Общее количество элементов заполнения в элементе сварном 14 шт", "Расстояние между центрами соседних элементов заполнения 20 см", "Особенность заполнения _ Расстояние между соседними элементами и между крайними элементами и боковыми сторонами периметра одинаковое", "Длина стороны 2 материала изготовления периметра 30 мм", "Длина стороны 1 материала изготовления периметра 45 мм". Согласно указанных участником данным расстояние между центрами соседних элементов заполнения 20 см, а длина стороны материала изготовления заполнения 12 мм, таким образом расстояние между соседними элементами заполнения 188 мм (200 мм - 2*6 мм(половина длины стороны элемента заполнения)). Поскольку количество элементов заполнения равно 14, а расстояние между крайними элементами заполнения и боковыми сторонами периметра равно расстоянию между соседними элементами, то ширина всего сварного элемента будет равняться сумме 14 длин стороны элементов заполнения плюс 15 расстояний между соседними элементами плюс двойная длина стороны периметра, то есть (14*12 мм + 15*188 мм + 2*30 мм = 3048 мм), что не соответствует указанному Участником значению. Таким образом Участник указал недостоверные сведения, чем нарушил требования п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ. П. 9 Заявки (Рукав тип 1 в соответствии с локальной сметой N 1 и локальной ресурсной ведомостью N 1 пункт N 33, Российская Федерация) Требование документации было "Наружный диаметр менее 19,4 мм", "Точность (степень округления) значения показателя должна быть указана в заявке в соответствии с точностью, установленной Заказчиком при описании требования к значению показателя", Участник указал значение "Наружный диаметр 19 мм", таким образом участник указал точность не соответствующую требованиям, чем нарушил требования п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ".
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
1. Заказчиком, в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке к товару "Элемент сварной тип 1" установлено требование: "Длина стороны материала изготовления заполнения более 11 не более 13 мм", "Общее количество элементов заполнения в элементе сварном не менее 14 шт", "Расстояние между центрами соседних элементов заполнения более 10 не более 20 см", "Особенность заполнения _ Расстояние между соседними элементами и между крайними элементами и боковыми сторонами периметра должно быть одинаковое", "Длина стороны 2 материала изготовления периметра не менее 20 менее 50 мм", "Длина стороны 1 материала изготовления периметра более 35 менее 50 мм" "Длина (элемента) не более 3300 мм".
В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заявителем к товару "Элемент сварной тип 1" представлены следующие значения: "Длина стороны материала изготовления заполнения 12 мм", "Общее количество элементов заполнения в элементе сварном 14 шт", "Расстояние между центрами соседних элементов заполнения 20 см", "Особенность заполнения _ Расстояние между соседними элементами и между крайними элементами и боковыми сторонами периметра одинаковое", "Длина стороны 2 материала изготовления периметра 30 мм", "Длина стороны 1 материала изготовления периметра 45 мм", "Длина (элемента) 3000 мм", что не противоречит требованиям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке.
Довод аукционной комиссии Заказчика о представлении несоответствующего значения показателя "Длина (элемента) 3000 мм" не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС, поскольку в положениях документации о закупке, в том числе инструкции по заполнению первой части заявки, не представлена информация о порядке расчетов параметра "Длина (элемента)".
Так же, представленный в составе протокола расчет габаритов параметра "Длина (элемента)" аукционной комиссии Заказчика не может быть принят Комиссией УФАС как единственно верный, поскольку не учитывает ряд внешних факторов и/или возможных усовершенствований товара, по результатам чего товар сможет полностью соответствовать требованиям Технического задания документации о закупке.
Следовательно, данный довод жалобы признан обоснованным.
2. Заказчиком, в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке к товару "Рукав тип 1" установлено требование: "Наружный диаметр менее 19,4 мм".
Заказчиком, в пп. 3.1.3. к Части I Части II документации о закупке установлена инструкция по заполнению первой части заявки, согласно которой:
"Точность (степень округления) значения показателя должна быть указана в заявке в соответствии с точностью, установленной Заказчиком при описании требования к значению показателя".
В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заявителем к товару "Рукав тип 1" представлены следующие значения: "Наружный диаметр 19 мм", что не противоречит требованиям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке.
Позиция аукционной комиссии Заказчика в части применения положения инструкции по заполнению первой части заявки "Точность (степень округления) значения показателя должна быть указана в заявке в соответствии с точностью, установленной Заказчиком при описании требования к значению показателя" не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду отсутствия необходимости применять правила округления при представлении сведений о конкретном показателе товара, сопровождаемом словом "менее", предоставляющим, согласно инструкции по заполнению заявки возможность представить любое число из числового отрезка чисел, меньших по значению числу "19,4". Требование о необходимости сопровождения конкретного числового значения показателя порядками после запятой равными нулю, не может быть принято во внимание Комиссией УФАС ввиду противоречия данного требования положениям ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной систем, выраженное в необоснованном отказе в допуске Заявке заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке.
Следовательно, жалоба является обоснованной.
В результате внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция по заполнению первой части заявки, установленная Заказчиком, содержит следующее условие:
"Точность (степень округления) значения показателя должна быть указана в заявке в соответствии с точностью, установленной Заказчиком при описании требования к значению показателя".
При этом участники закупки вынуждены формировать свое предложение о товаре таким образом, чтобы конкретный показатель по количеству разрядов совпадал или был более требования документации о закупке, что может не отвечать реальным потребительским свойствам товара или носить формальный характер, подразумевающий соблюдение исключительно соответствующей формы заявки.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся отсутствии в документации об аукционе надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 и ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 августа 2017 г. N 44-3297/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017