Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.Г. Киселёвой
|
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
заказчика - администрации Гурьевского городского округа |
С.В. Песоцкого А.Ю. Токаева |
представителя по доверенности; представителя по доверенности, |
в отсутствие представителей заявителя ООО "ТАНДЕМ", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (вх. N 4726 от 09.08.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Гурьевского городского округа (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300002617000169) на выполнение работ по объекту "Строительство сооружений водоснабжения пос. Храброво и Индустриального парка "Храброво" (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 09.08.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Как указывает Заявитель, Заказчиком установлены необоснованные требования к товарам, несущие избыточный характер, и для определения которых необходимы установленные ГОСТом исследования, что накладывает на участника закупки обязанность иметь данные товары в наличии уже на этапе подачи заявки.
В частности, данные требования установлены в пунктах 8, 9:
- водоудерживающая способность приготовления раствора;
- марка по подвижности;
- расслаиваемость свежеприготовленных смесей,
В пункте 21 "Краска" Заказчик установил требование к процентному составу содержания окиси калия, двуокиси кремния.
Лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТу, является изготовитель. В предмет контракта по данной закупке изготовление товаров не входит.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Испытания в отношении указанных товаров проводятся на этапе производства товара, после чего результаты контроля заносятся в соответствующие документы, которые находятся в открытом доступе. На этапе подачи заявки участники заполняют характеристики товаров в соответствии с информацией производителей, при этом все характеристики могут быть указаны не имея товар в наличии. Обязанность по проведению самих испытаний на потенциального участника не возлагается.
Содержание характеристик окиси калия и двуокиси кремния, являющихся составляющими краски, напрямую влияет на качество данного материала, что определяет потребность Заказчика в качественном материале. Вместе с тем, указание точных характеристик по данному показателю не требуется, данное значение представлено в диапазоне в рамках соответствующего государственного стандарта.
Заказчик не имеет возможности проверить товар, не входящий в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, на соответствие ГОСТ. С целью получения товара надлежащего качества либо в случае поставки товара ненадлежащего качества участникам Аукциона предоставлена возможность указать такие показатели товаров в соответствии с требуемым ГОСТ.
Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее
25.07.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0135300002617000169) на выполнение работ по объекту "Строительство сооружений водоснабжения пос. Храброво и Индустриального парка "Храброво" и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 130 251 420,00 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ, должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам. Таким образом, в документации об электронном аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров, используемых при выполнении работы), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться. В свою очередь, по смыслу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки участником закупки заказчик определяет, в том числе, в какой именно форме (порядке) сведения о предлагаемом для использования товаре подлежат представлению для их рассмотрения аукционной комиссией.
Согласно пункту 3.2.3 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения в электронной форме)" документации об Аукционе:
- "все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании настоящей документации, обязательны для предоставления в первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями (инструкцией по заполнению заявки)";
- "в случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра";
- "в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами "менее", "ниже", "до", "не должен быть ", знак "<", то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше значения, установленного Заказчиком, исключая его, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков".
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, указаны в приложении N 1 к разделу 3 "Техническое задание на выполнение работ по объекту "Строительство сооружений водоснабжения пос. Храброво и Индустриального парка "Храброво" документации об Аукционе" (далее - ТЗ).
В пункте 21 ТЗ "Краска", в том числе установлены требования к характеристикам содержание окиси калия: 10,2 % - 12,5
%; содержание двуокиси кремния: 20
% - 26
%.
В данном случае, следуя инструкции по заполнению заявки, значение показателей является диапазонным и является конкретным для каждого значения требуемого параметра, что позволяет участнику указать характеристики и в дальнейшем использовать товар в рамках предложенных характеристик.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в данной части.
В пункте 8 ТЗ "Раствор тип 1" Заказчик устанавливает, в том числе следующие требования к характеристикам:
- водоудерживающая способность приготовленного раствора не должна быть менее 90 %;
- марка по подвижности: Пк3 либо Пк2;
- расслаиваемость свежеприготовленных смесей: не должна быть 10 %.
В пункте 9 ТЗ "Раствор тип 2" Заказчик устанавливает, в том числе следующие требования к характеристикам:
- марка по подвижности: Пк3 либо Пк2;
- расслаиваемость свежеприготовленных смесей: не должна быть 10 %.
При этом указанные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 28013-98.
В соответствии с п. 3.2 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.
Основными свойствами растворных смесей являются: подвижность; водоудерживающая способность; расслаиваемость; температура применения; средняя плотность; влажность (для сухих растворных смесей) (п. 4.2.1 ГОСТ 28013-98).
Таблицей 1 п. 4.3 ГОСТ 28013-98 в зависимости от подвижности установлены марки растворных смесей: Пк1, Пк2, Пк3, Пк4 для которых также установлены нормы подвижности по погружению конуса.
Таким образом, требования Заказчика распространяются на вид марки растворных смесей в зависимости от подвижности в пределах, установленных ГОСТ 28013-98, без установления требований к нормам подвижности, которые определяются путем проведения испытаний, что не противоречит требованиям объективного описания объекта закупки.
Пунктом 4.4 ГОСТ 28013-98 установлено, что водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%.
Пунктом 4.5 ГОСТ 28013-98 установлено, что расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%.
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 ГОСТ 28013-98 растворные смеси должны быть приняты техническим контролем изготовителя. При приемке каждой партии из растворной смеси отбирают не менее пяти точечных проб.
Подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802-86 "Растворы строительные. Методы испытаний", согласно которому пробы для испытания растворной смеси и изготовления образцов отбирают до начала схватывания растворной смеси, а также:
- п. 4.1: расслаиваемость растворной смеси определяют путем сопоставления содержания массы заполнителя в нижней и верхней частях свежеотформованного образца размерам 150х150х150 мм;
- п. 4.3.1: растворную смесь укладывают и уплотняют в форме для контрольных образцов размерами 150х150х150 мм. После этого уплотненную растворную смесь в форме подвергают вибрационному воздействию на лабораторной виброплощадке в течение 1 мин.;
- п. 5.1: водоудерживающую способность определяют путем испытания слоя растворной смеси толщиной 12 мм, уложенного на промокательную бумагу;
- п. 5.4.2: водоудерживающую способность растворной смеси определяют дважды для каждой пробы растворной смеси и вычисляют как среднеарифметическое значение результатов двух определений, отличающихся между собой не более чем на 20% от меньшего значения.
Таким образом, конкретный показатель расслаиваемости и водоудерживающей способности растворной смеси может быть определен на каждую отдельную партию в результате испытаний товаров и не может быть достоверно и заранее известен участнику на стадии формирования предложения.
В соответствии с п. 4.15.3 ГОСТ 28013-98 растворные смеси должны иметь документ о качестве. Сухую растворную смесь предприятие-изготовитель должно сопровождать этикеткой или маркировкой, наносимыми на упаковку, а растворную смесь, готовую к употреблению, отпускаемую в транспортное средство, - документом о качестве, которые должны содержать следующие данные:
- наименование или товарный знак и адрес предприятия-изготовителя;
- условное обозначение строительного раствора по 3.2;
- класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов и цифровое значение;
- марку по прочности на сжатие;
- марку по подвижности (Пк);
- объем воды, необходимой для приготовления растворной смеси, л/кг (для сухих растворных смесей);
- вид и количество введенной добавки (% массы вяжущего);
- срок хранения (для сухих растворных смесей), мес;
- массу (для сухих растворных смесей), кг;
- количество смеси (для растворных смесей, готовых к употреблению), м;
- дату приготовления;
- температуру применения, °С;
- обозначение настоящего стандарта.
При необходимости маркировка и документ о качестве могут содержать дополнительные данные.
Таким образом, довод Заказчика о наличии сведений о заявленных характеристиках в открытом доступе сети Интернет несостоятелен, поскольку требование об указании характеристик водоудерживающей способности и расслаиваемости свежеприготовленных смесей в содержание документа о качестве материала в обязательном порядке не входит.
Исходя из системного анализа положений документации и ГОСТов, указанных Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные Законом о контрактной системе показатели результатов испытаний, которые на стадии подачи заявки не могут безоговорочно быть представлены участником как конкретные показатели товара. Указанные требования к описанию участниками закупок показателей товара ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в Аукционе и приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара.
Кроме того, при условии соответствия товара требованиям ГОСТов допустимые значения результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, в связи с чем, требование к их описанию также является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требование о значении показателей испытаний используемого при работе товара не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Анализ ТЗ показал, что по иным позициям ТЗ Заказчиком также установлены требования к значениям показателей испытаний используемого при работе товара, такие как: предел прочности при изгибе; предел прочности при сжатии; подвижность по погружению конуса; число циклов при испытаниях на замораживание-оттаивание и др., что также не соответствует объективному описанию объекта закупки.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию Гурьевского городского округа нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - администрации Гурьевского городского округа, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 августа 2017 г. N КС-186/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017