Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
Л.В. Шевченко
А.Г. Киселёвой
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
заказчика - ФГКОУ КаПИ ФСБ России |
А.А. Гриня Р.Д. Сагия В.С. Скугарева А.В. Ларина |
представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности, |
в отсутствие представителей заявителя ООО "ТАНДЕМ", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (вх. N 4806 от 11.08.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Калининградский пограничный институт ФСБ России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0335100011717000116) на выполнение работ по капитальному ремонту столовой N 2 (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 11.08.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Как указывает Заявитель, Заказчиком установлены необоснованные требования к товарам, несущие избыточный характер, и для определения которых необходимы установленные ГОСТом исследования, что накладывает на участника закупки обязанность иметь данные товары в наличии уже на этапе подачи заявки.
В частности, данные требования установлены в пунктах 1 "Бетон", 2 "Кирпич керамический", 6 "Штукатурка минеральная декоративная".
Лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТу, является изготовитель. В предмет контракта по данной закупке изготовление товаров не входит.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе ст.33 Закона о контрактной системе, установив требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, определяющим качество применяемого материала и не противоречащие требованиям ГОСТ.
На этапе подачи заявки участники заполняют характеристики товаров в соответствии с информацией производителей, при этом все характеристики могут быть указаны не имея товар в наличии. Обязанность по проведению самих испытаний на потенциального участника не возлагается.
С целью получения товара надлежащего качества либо в случае поставки товара ненадлежащего качества участникам Аукциона предоставлена возможность указать такие показатели товаров в соответствии с требуемым ГОСТ.
Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее
27.07.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0335100011717000116) на выполнение работ по капитальному ремонту столовой N 2 и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 500 000,00 рублей.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ, должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам, СНиПам, ТУ и другим нормативно-правовым документам. Таким образом, в документации об электронном аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров, используемых при выполнении работы), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 11.2.1.1 части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об Аукционе первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, указаны в части VI "Техническая часть. Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту столовой N 2 ФГКОУ КаПИ ФСБ России в 2017 году" документации об Аукционе" (далее - ТЗ), согласно которым ряд товаров, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом закупки, должен иметь следующие качественные и технические характеристики:
1. |
Бетон |
Класс бетона по прочности на сжатие (min-max) - В15 - 25. Класс бетона по прочности на осевое растяжение (min-max) - Bt 2 - 4. Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе (min-max) - Btb 2,4 - 3. Марка по водонепроницаемости (min-max) - W4 - 5. Водоцементное отношение (min-max) - 0,5-0,6. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из гравия и в гравии должно быть (min-max) - 0,5 - 1 % по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе должно быть (min-max) - 10 - 35 % по массе. Аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень) (min-max) - 30 -50 ммоль/л. - сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин) и сульфаты (гипс, ангидрит) в пересчете на SO3 (min-max) - 0,5 - 1,5 % по массе для крупного заполнителя, -пирит в пересчете на SO3 (min-max) - 0,5 - 4 % по массе. - слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты) (min-max) - 5 - 15 % по объему для крупного заполнителя. - магнетит, гидрооксиды железа, апатит, нефелин, фосфорит, являющиеся породообразующими минералами (min-max) - каждый в отдельности 0,5 - 10 %, а в сумме - (min-max) - 1 -15 % по объему. - свободное волокно асбеста (min-max) - 0,05 - 0,25 % по массе. - уголь (min-max) - 0,03 - 1 % по массе. |
2. |
Кирпич керамический |
Марка (min - max) - M100 до M150. Марка устанавливается в соответствии со значениями: предела прочности при сжатии (min - max) - 75 - 300 кгс/см Объемный вес (min - max) - 1000 - 1300 кг/м Теплопроводность (min - max) - 0,38 - 0,87 Вт/(м°С) Морозостойкость, циклов (min - max) - 35 - 50 Водопоглощение (min - max) - 6 - 16 % от веса сухого кирпича Паропроницаемость (min - max) - 0,02 - 0,11 мг/(мчПа) Суммарная удельная активность естественных радионуклидов (min - max) - 150 - 370 Бк/кг |
6. |
Штукатурка минеральная декоративная |
Штукатурка минеральная декоративная CERESIT CT 35 "короед", зерно 2,5 мм (цветная) или аналог, плотность около 1,3-1,5 кг/дм |
Таким образом, Заказчик устанавливает требования относительно значения показателей товара после испытаний (например, "капиллярное водопоглощение"), а также устанавливает требования к описанию материалов, входящих в состав данного товара (например, "сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин) и сульфаты (гипс, ангидрит) в пересчете на SO3").
Исходя из системного анализа положений документации и ГОСТов, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные Законом о контрактной системе показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим), которые не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, а лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки и не могут быть признаны показателем товара и которые на стадии подачи заявки не могут безоговорочно быть представлены участником как конкретные показатели товара. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара.
Кроме того, при условии соответствия товара требованиям ГОСТов допустимые значения результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, в связи с чем, требование к их описанию также является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к составу материалов, входящих в состав товаров, используемых при выполнении работ по контракту, а также значений показателей испытаний не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на результаты оценки поданных заявок, что свидетельствует о соблюдении прав и законных интересов участников закупки, а также о наличии конкурентной борьбы (подано и допущено двое участников), в связи с чем, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
С 1 июля вступили в силу изменения к Градостроительному кодексу Российской Федерации, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Согласно части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В силу требований части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, согласно действующему законодательству, с 1 июля 2017 года для выполнения работ по договорам об инженерных изысканиях, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не нужно иметь свидетельство о допуске, а необходимо являться членом СРО, действие ранее выданных свидетельств СРО о допуске к определенному виду или видам работ прекращается. Вместе с тем, для исполнения контрактов на сумму 3 млн. руб. и менее, подрядчик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) может не быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Следовательно, в силу изменений в ст. ст. 52, 55.8 ГрК РФ работы по договорам подряда о выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных законом случаев.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе определено:
Пункт 16 |
Документы предоставляемые в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона |
- Копия свидетельства о допуске Саморегулируемой организации (СРО) к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 33.3. Жилищно-гражданское строительство. |
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, наличие которого действующим законодательством не предусмотрено.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Калининградский пограничный институт ФСБ России" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования "Калининградский пограничный институт ФСБ России", аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Л.В. Шевченко
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 августа 2017 г. N КС-188/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017