Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
15.08.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Тандем" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Архитектурно-планировочного и инженерного обеспечения муниципального района Красноармейский" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по благоустройству мест массового отдыха населения (парков, скверов) и общественных пространств, обустройство дорог и тротуаров (извещение N 0142300036217000034, начальная (максимальная) цена контракта - 3 432 892,56 рублей)(далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Тандем" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе заявитель указывает, что Заказчиком аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе, так как в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки участник электронного аукциона в первой части заявки должен представить информацию о конкретных показателях материалов, используемых при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в Требованиях к товарам, используемым при выполнении работ (оказании услуг) в отношении ряда наименований: щебень, битум, поковки, раствор готовый кладочный, бетон, гвозди, асфальтобетонные смеси, бетонные бортовые (бордюрные) камни. Заявитель просит признать жалобы обоснованными, приостановить определение поставщика, подрядчика, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности лиц, ответственных за нарушение законодательства РФ.
Изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Антимонопольным органомустановлено, что в ряде пунктов Требований к материалам Заказчиком установлены требования к значениям показателей компонентов материала, и к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Так, Заказчиком в аукционной документации предусмотрены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, к указанным Заявителям материалам, как например, к щебню: "Требования к щебню. Щебень из плотных горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 и требованиям документации. Марка щебня по дробимости не должна быть менее 400. Класс строительного материала должен быть I или ниже. Марка по морозостойкости не должна быть менее F50. Истираемость должна быть: И1; И2; ИЗ. Средняя плотность зерен щебня из осадочных; изверженных или метаморфических пород должна быть от 2,0 до 3,0 г/см3. Применяемая фракция должна быть 20-40 мм. Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы может быть: 1; 2; 3 или 4. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не должно быть более 35% по массе. Щебень не должен содержать, в % по массе: пылевидных и глинистых частиц более 3, зерен слабых пород более 10, глины в комках более 0,25. Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть не более 740 Бк/кг. Характеристики зернового состава щебня необходимо представить в табличной форме где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен, представленной ниже: Диаметр отверстий контрольных сит Полный остаток на сите, % по массе 1,25 D D 0,5(D+d) d Замораживание - оттаивание должно быть: число циклов не более 200. Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание не должно быть: число циклов более 15. Потеря массы не должны быть: при испытании щебня в сухом состоянии менее или равно 15%; из интрузивных пород более 34%, при испытании на истираемость более 45%, при распаде более 7%, после испытания на замораживание-оттаивание более 5%. Щебень не должен содержать посторонних засоряющих примесей".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки аукционной документации, установленной Заказчиком, "указание конкретных показателей не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Все товары, применяемые при выполнении работ (строительные материалы), должны строго соответствовать нормативным документам Российской Федерации. В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. Все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов указанных в перечне нормативно-технических документов.
Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. Если ссылочный стандарт устанавливает дополнительные технические требования, в части использования нормативных ссылок на стандарт, к нормативным и техническим показателям на конкретные материалы, участником закупки должны быть учтены нормативные ссылки в части нормируемых показателей материалов. В случае, если в соответствии с нормативно-технической документацией значения показателя не нормируется, не определяется, не применяется, не используется, не регламентируется, отсутствует, необходимо, соответственно, указать значение показателя как "не нормируется", "не определяется", "не применяется", "не используется", "не регламентируется", "отсутствует".
Виды, объемы и технические характеристики выполняемых работ, используемых при выполнении работ товаров (материала и оборудования):
Полный перечень работ с указанием их объемов и количества требуемых товаров (материалов) определяется локальными ресурсными сметными расчетами, размещенными на официальном сайте в отношении настоящей процедуры закупки. Требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), которые должны применятся при производстве работ, а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие качество товара, используемого при выполнении работ, его технические, функциональные и иные характеристики установлены в сметной документации, в документе требования нормативные и характеристики используемых товаров, работ, а также действующих государственных стандартах, национальных стандартах (ГОСТ, ГОСТ Р, СП, и др.), регулирующих условия выпуска и применения указанных товаров. Во всех пунктах сметной документации и требований к техническим характеристикам, касающихся применяемых материалов, содержащих указания на товарные знаки, следует читать "или эквивалент". По всем материалам необходимо указывать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страну происхождения, при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменного наименования, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, поставщик обязан указать страну происхождения товара.
Заявка на участие, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.
Участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен представить информацию о конкретных показателях товаров, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации. При описании товара, который участник закупки предлагает использовать при производстве работ, необходимо указывать полный перечень наименования показателей и конкретных показателей каждого товара, соответствующих положениям документации о закупке. Конкретным показателем товара являются значения показателей, которые однозначно идентифицируют товар, являются контрольными при приемке товара, не могут иметь двух и более значений. Наименование показателя товара это точное название показателя при котором определяются конкретные показатели. Если характеристики требуемого к использованию при выполнении работ товара описываются заказчиком с использованием слов "допускается", "может", "необходимо", "должно", "нужно", "следует", и их производных однокоренных слов, то указанные слова не должны присутствовать в заявке участника закупки в предлагаемых показателях (характеристиках) товара.
Если характеристики используемого при выполнении работ товара описываются заказчиком с использованием слов "приблизительно", "примерно", "около", то интервал значений требуемого показателя может варьироваться в диапазоне _10% от указанного заказчиком значения, при этом указанные слова не должны присутствовать в заявке участника закупки в предлагаемых показателях (характеристиках) товара.
Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "менее", "более", "уже", "шире", "минимальное значение", "максимальное значение", "необходимо", "нужно", "следует", "желательно", "надлежит", "другие", "должен", "должна", "должно", "быть", в том числе с частицей "не" и допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Если в аукционной документации, значение показателя сопровождается словами "не менее", "от" (кроме фракции щебня, фракции крупного заполнителя, значения температуры: среды, использования устойчивости, эксплуатации), "до" (кроме фракции щебня, фракции крупного заполнителя, крупность зерен, значения условий применения электродов, значения напряжения электрических установок, значения температуры: среды, использования устойчивости, эксплуатации), "св." (кроме фракции крупного заполнителя), "более", "не более", "менее", "или" (кроме значения показателя "Максимальный линейный размер поры или шлакового включения", "Временное сопротивление разрыву металлу шва или наплавленного металла"), "<", ">", "", "
", "должен быть" (в соответствующих падежах и родах), "должно" (в соответствующих падежах и родах), то участник закупки указывает конкретные показатели, предлагаемых им товаров без указанных слов. Значения показателей, сопровождающиеся словами "менее", "более", "<", ">" не включают граничных значений. Пределы показателей, обозначенные через предлог "до", включают величины, непосредственно указанные в крайнем граничном значении. Пределы показателей, обозначенные предлогом "от", включает нижнюю границу значения, установленного документацией. Значения показателей с использованием соединительного союза "и" или "," участник закупки должен предложить материал, сочетающий в себе все характеристики одновременно. Значения показателей с использованием разделительного союза "или" или ";" участник закупки должен указать конкретный показатель, предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, при этом исключается возможность участника закупки указывать одновременно несколько показателей. Предел показателей, сопровождаемые словами "диапазон" (в соответствующих падежах и родах), "в диапазоне" (в соответствующих падежах и родах), указывается участником закупки интервалом. При указании в отношении одного товара в заявке слов "должен быть" (в соответствующих падежах и родах), "должно" (в соответствующих падежах и родах), вместо конкретного, расценивается комиссией как не соответствие заявки требованиям документации. Если слова "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "должно быть", "не должно быть" (в соответствующих падежах и родах), "должно" (в соответствующих падежах и родах) и им подобными стоят перед знаком ":", то их следует относить ко всем значениям, указанным после знака":". В случае если значения показателя указаны через символ "-", то участник закупки должен указать конкретное значение из указанного диапазона, граничные значения входят в диапазон (кроме значений фракций щебня). При указании диапазонного значения показателей, вместо конкретного и указание конкретного значения показателей, вместо диапазонного, расценивается комиссией как несоответствие заявки требованиям документации. Участник закупки в своей заявке при описании характеристик и предложений должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями настоящей документации. При подаче сведений участник закупки должен применять обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в настоящей документации. Предложенный товар должен соответствовать требованиям ГОСТ (как исходному, на который в документации имеется конкретное указание, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ, перечень которых содержится в документации), таки требованиям документации. Значение истинной плотностью зерен песка строительного является неизменным значением. В случаях, прямо неописанных в настоящей инструкции, считать, что значения показателей являются неизменными. Недопустимо включать в заявку диапазонные значения из технических регламентов, стандартов и т.д. вместо конкретных показателей. В документации следует читать слова: "м2"-м
, "м3"-м
, "м4"-м4, "мм2"-мм
, "мм3"-мм
, "см2"-см
, "см3"-см
, "см4"-см4. Участник закупки должен исходить из того, что он изучает всю документацию об аукционе в электронной форме в полном объеме и готовит своё предложение с учетом
При подаче сведений участниками электронного аукциона должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в документации".
Тем самым Заказчиком установлены требования к показателям значений, которые устанавливаются в ходе испытаний (суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, количество циклов замораживания - оттаивания), что подтверждается следующими ГОСТ:
- ГОСТ 30108-94. "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов методом испытаний". Данный ГОСТ устанавливает экспрессный и лабораторный методы определения удельной эффективной активности естественных радионуклидов для оценки строительных материалов и изделий, и порядок проведения контроля.
- ГОСТ 8267-93. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", в соответствии с которым морозостойкость щебня и гравия характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений. Допускается оценивать морозостойкость щебня и гравия по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания. При несовпадении марок морозостойкость оценивают по результатам испытания замораживанием и оттаиванием.
Также заказчиком в аукционной документации установлены в требованиях характеристики зернового состава щебня, которые необходимо представить в табличной форме, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен, представленной ниже:
Диаметр отверстий контрольных сит |
Полный остаток на сите, % по массе |
1,25 D |
|
D |
|
0,5(D+d) |
|
d |
|
При этом заказчиком, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, не установлены минимальные и максимальные значения показателей полного остатка на сите, % по потере массы.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об электронном аукционе на оказание услуг по благоустройству мест массового отдыха населения (парков, скверов) и общественных пространств, обустройство дорог и тротуаров (извещение N 0142300036217000034, начальная (максимальная) цена контракта - 3 432 892,56 рублей), с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
По другим пунктам жалоб в части требований к материалам доводы заявителя подтверждения не нашли.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 августа 2017 г. N 935-8369-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017