Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
17.08.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобы ООО "Ремстройспец", ООО "Тандем", ИП Черняк Г.Е., ООО "Профит-плюс", на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции наружного водопровода с. Тимофеевка ул. Энергетиков, переулок Дружбы, переулок Специалистов, переулок Спортивный, переулок Победы (извещение N 0142300027117000137, начальная (максимальная) цена контракта восемь миллионов девятьсот тридцать тысяч пятьсот девяносто шесть 93 копейки).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Ремстройспец", ООО "Тандем", ИП Черняк Г.Е., ООО "Профит-плюс", на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции наружного водопровода с. Тимофеевка ул. Энергетиков, переулок Дружбы, переулок Специалистов, переулок Спортивный, переулок Победы (извещение N 0142300027117000137, начальная (максимальная) цена контракта восемь миллионов девятьсот тридцать тысяч пятьсот девяносто шесть 93 копейки).
В своих жалобах заявители указывают, что в требованиях к материалам, а именно: болтам с гайками и шайбами, кольцу стеновому, краскам масляным мумия, гвоздям строительным, щебню, раствору готовому кладочному, олифе комбинированной, брускам обрезным хвойных пород, электродам, олифе комбинированной, трубам, горячекатаной арматурной стали, бетону, Заказчиком установлены избыточные требования, которые противоречат требованиям Инструкции по заполнению первых частей заявок. В требованиях к материалам Заказчиком дано необъективное описание объекта закупки. Также заявители указывают о нарушении Заказчиком п. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком размещена закупка без предварительного размещения информации о планируемой закупке в плане-графике. Также 28.07.2017 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены изменения в аукционную документацию без учета тех изменений в положения, которые указывались Заказчиком ранее при разъяснении положений документации. Заявители просят признать жалобы обоснованными, приостановить определение поставщика, подрядчика, привлечь к административной ответственности лиц, ответственных за нарушение законодательства РФ.
Представители Заказчика против доводов Заявителя возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения по существу жалоб.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 и части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.11.07.2017 Заказчиком размещена в плане-графике закупка (извещение N 0142300048517000675).
Заказчиком данная закупка была опубликована в Единой информационной системе, о чем свидетельствует запись, сделанная в пункте 22 плана-графика Заказчика, в связи с чем, довод заявителя в данной части следует признать необоснованным.
Согласно следующего довода заявителей, в требованиях к материалам, а именно: болтам с гайками и шайбами, кольцу стеновому, краскам масляным мумия, гвоздям строительным, щебню, раствору готовому кладочному, олифе комбинированной, брускам обрезным хвойных пород, электродам, олифе комбинированной, трубам, горячекатаной арматурной стали, бетону Заказчиком установлены избыточные требования, которые противоречат статье 33 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией Самарского УФАС установлено, что в ряде пунктов Требований к материалам Заказчиком установлены требования к значениям показателей компонентов материала, которые противоречат статье 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, к указанным Заявителям материалам:
п. 22 Кольцо стеновое /бетон В15 (М200), объем 0,40 м3, расход ар-ры 7,02 кг / (серия 3.900.1-14) |
Кольца для колодцев стеновые железобетонные КС 15.9 внутренним диаметром не более 2000 мм, высотой равен 0,89 м или эквивалент. Кольца стеновые должны применяться для устройства круглых колодцев, подземных трубопроводов канализационных; водопроводных; газопроводных сетей. Диаметр внешний, мм до 2200. Объем бетона, м3 0,05-0,59. Марка бетона В15 (М200). Вес кольца, кг не более 1480. Расход арматуры, от 1,64 кг. |
Стандартные стеновые железобетонные кольца (серия 3.900.1-14) имеют такие параметры и характеристики:
Однако в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, установленной Заказчиком, если в аукционной документации, значения показателя технического или функционального параметра (показателя) сопровождается словом "до", с применением слова "включительно" или "диапазон", то данные диапазонные значения являются конкретными и не подлежит изменению, если без слова "включительно" или "диапазон", то требуется одно значение, не включающее граничные значения параметра (показателя)*. Таким образом, Заказчиком установлено требование к внешнему диаметру кольца стенового, не соответствующее нормативной документации. Кроме того, в наименовании материала заказчиком уже установлено конкретное требование к расходу арматуры для кольца стенового "7,02 кг". Установление диапазонного требования в столбце характеристика к данному показателю "от 1,64 кг" является заведомо заниженным, вводит участников в заблуждение и позволяет указать противоречивые сведения. Следовательно, заказчиком допущено необъективное, нестандартное описание объекта закупки, чем нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
п. 25 Крышки колодцев /бетон В15 (М200), объем 0,51 м3, расход ар-ры 78,30 кг/ (серия 3.900-3 вып.7) |
Крышки колодцев КЦП 1-20-2 диаметр внутренний не более мм, 800. Бетон В15 (М200), объем равен 0,51 м3,Расход стали не более 43,4 кг. Внешний диаметр, мм не более 2200. Высота, мм 150. Масса, т не более 1,4. |
Тем самым заказчик вносит противоречия между наименованием и характеристиками товара. Так, в столбце наименование Заказчик вносит конкретное значение расхода арматуры - 78,3 кг, одновременно указывая в характеристиках показатель расхода стали не более 43,4 кг. В соответствии с Приказом Минстроя России от 02.03.2017 N 597/пр "О формировании классификатора строительных ресурсов" (вместе с "КСР-2016. Классификатор строительных ресурсов") расход арматуры (стали) крышки колодцев КЦП 1-20-2 /бетон В15 (М200), (серия 3.900-3 вып. 7) составляет 78,30 кг. Таким образом, Заказчиком допущено необъективное, нестандартное описание объекта закупки, чем нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
п.7 |
Краски масляные мумия, сурик железный |
Краска масляная земляная. Для наружных работ. Цвет: мумия и сурик железный. После высыхания краска должна образовывать однородную, гладкую поверхность, без посторонних включений. Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее: 26 Массовая доля нелетучих веществ, %,: от 60 до 93 Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0+/-0,5)°С, с: не менее 60 и не более 180 Степень перетира, мкм, не более: 80 Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С, ч, не более: 24 Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С, ч, не менее: 1 Товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ |
В соответствии с Инструкцией по заполнению первых частей заявок, установленной Заказчиком, в случае, если заказчик, при перечислении значений или их показателей, связанных с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям заказчика (цвет, марка, исполнение, размеры и т.п.), указал два или более показателя (значения), причем второй и последующие показатели (значения) перечислены через слово "и" или ";" (точку с запятой), то необходимо предложить все перечисленные показатели (значения); если заказчик, при перечислении значений или их показателей, связанных с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям заказчика (цвет, марка, исполнение, размеры и т.п.), указал два или более показателя (значения), причём второй и последующие показатели (значения) перечислены через запятую ",", то данные показатели (значения) рассматриваются как предложенные для выбора единственного (конкретного), а в своей заявке участник закупки указывает один такой показатель (значение) без "," запятой (за исключением случаев, когда через запятую перечислены дополняющие не взаимоисключающие характеристики согласно ГОСТ или данным производителя)*.
Тем самым заказчик вносит противоречия между требованием к наименованию материала и его характеристиками. В наименовании цвет краски указан через запятую, а в характеристиках заказчик предъявляет требование в союзом "и", что означает необходимость указать два перечисленных цвета. Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
п. 13 |
Гвозди строительные |
Гвозди строительные с плоской/конической головкой_ Угол заострения по граням не должен быть более 40°. |
В соответствии с Инструкцией по заполнению первых частей заявок, установленной Заказчиком, если в аукционной документации, значение показателя технического или функционального параметра, сопровождается словом "не более", то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры, предлагаемых им для применения товаров без слова "не более".
В соответствии с требованиями "ГОСТ 283-75. Межгосударственный стандарт. Гвозди проволочные. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 17.07.1975 N 1829) (ред. от 01.11.2005), угол заострения гвоздей не проверяют; они должны обеспечиваться технологическим инструментом.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Следовательно, в данной части Заказчиком допущено нарушение требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
п. 17 |
Раствор готовый кладочный цементный |
Раствор готовый кладочный, облицовачный цементный М50-150_ |
В соответствии с Инструкцией по заполнению первых частей заявок, установленной Заказчиком, в случае, если заказчик, при перечислении значений или их показателей, связанных с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям заказчика (цвет, марка, исполнение, размеры и т.п.), указал два или более показателя (значения), причём второй и последующие показатели (значения) перечислены через запятую ",", то данные показатели (значения) рассматриваются как предложенные для выбора единственного (конкретного), а в своей заявке участник закупки указывает один такой показатель (значение) без "," запятой (за исключением случаев, когда через запятую перечислены дополняющие не взаимоисключающие характеристики согласно ГОСТ или данным производителя)*. При заполнении заявки следует использовать обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в документации об аукционе; избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование; заполнять все документы, которые представляются в составе заявки. Сведения, указываемые в заявке, не должны противоречить друг другу; должны быть полными без сокращений (за исключением случаев, когда в самой заявке, в документах, входящих в состав такой заявки, или в нормативных правовых актах Российской Федерации указаны расшифровки сокращений).
В наименовании материала Заказчиком уже установлено конкретное требование к типу "Раствор готовый кладочный цементный", установление требования в столбце "Характеристики", предполагающего выбор одного из вариантов, вводит участников в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречивые друг другу.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
п. 6 |
Олифа комбинированная |
Олифа представляет собой раствор оксидированного растительного масла и сиккативов в уайт-спирите, нефрасе, скипидаре_. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 |
Однако установлено, что олифа - это лакокрасочный материал, который не является краской. Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок, утвержденной Заказчиком, участник закупки не может изменять наименование показателей, соответственно установление требования к показателю "условная вязкость краски" для олифы комбинированной вводит участников в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, которые могут быть расценены аукционной комиссией как допускающие неоднозначное толкование и противоречащие друг другу. Таким образом, Заказчиком нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
п. 14 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, III сорта |
Бруски обрезные хвойных пород длиной менее 7 м, толщиной более 40 мм, шириной 75-150 мм, сорт не ниже II. |
В наименовании материала Заказчиком установлено конкретное требование к сорту брусков обрезных хвойных пород Ш сорта и длиной 4-6,5 метра, однако установление диапазонного требования в столбце характеристики к данному показателю "сорт не ниже II, длиной менее 7-м" нарушают требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В части остальных требований к материалам, указанных в жалобах, доказательств обоснованности доводов жалоб заявителями не представлено.
Кроме того, в ходе этапа подачи заявок по электронному аукциону (извещение N 0142300027117000137, начальная (максимальная) цена контракта восемь миллионов девятьсот тридцать тысяч пятьсот девяносто шесть 93 копейки) участники закупки неоднократно обращались к Заказчику за разъяснениями аукционной документации. Так, 28.07.2016 года Заказчиком было размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе N РД6, в котором он указал, что требования к содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, содержанию зерен слабых пород, содержанию пылевидных и глинистых частиц содержанию глины в комках к щебню из природного камня для строительных работ; а также требование к содержанию пород и минералов, относимых к вредным компонентам, к кольцу стеновому /бетон В15 (М200) из аукционной документации убрано. В тот же день заказчиком было выложены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N ИИ5 от 28.07.2017 года. Однако заказчиком не были внесены изменения в аукционную документацию с учетом разъяснений N РД6, чем нарушена часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, согласно которой в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий на территории городского округа Самара, а также частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с нарушением должностным лицом заказчика порядка разъяснения положений аукционной документации.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. обоснованной, жалобы ООО "Ремстройспец", ООО "Тандем", ООО "Профит-плюс" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, а также о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 августа 2017 г. N 951-12485-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017