Резолютивная часть оглашена
18.08.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту "Объект культурного наследия регионального значения "Дом В.Г. Петровой" по адресу: "г. Самара, ул. Фрунзе, 177, литера А" (извещение N 0142300048517000767, начальная (максимальная) цена контракта - 12 970 788,09 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту "Объект культурного наследия регионального значения "Дом В.Г. Петровой" по адресу: "г. Самара, ул. Фрунзе, 177, литера А" (извещение N 0142300048517000767, начальная (максимальная) цена контракта - 12 970 788,09 рублей).
Заявитель считает, что заказчиком используется нестандартная терминология и установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ при заполнении первых частей заявок. Просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика (исполнителя), привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц муниципального заказчика.
Представитель Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Заявитель указывает, что в позиции 9 Требований к товарам, используемым при выполнении работ, Заказчиком установлены требования к брусьям обрезным хвойных пород, не соответствующие ГОСТ 18288-87. Однако комиссией при изучении соответствующего раздела аукционной документации установлено, что по данной позиции к брусьям хвойных пород Заказчиком установлено требование о соответствии "ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1986 N 2933) (ред. от 01.02.1990)", следовательно заявитель ссылается на ГОСТ, соответствие которому Заказчик не требует.
В соответствии с доводами, указанными заявителем в пункте 2 жалобы, Заказчиком действительно в требованиях к товарам, используемым при выполнении работ по объекту: "Объект культурного наследия регионального значения "Дом В.Г.Петровой" по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, д. 177, литера А" указаны следующие показатели:
Пункт 4. Грунтовка. Степень перетира 40 мкм, условная вязкость 45, время высыхания до третьей степени при температуре 20С 12 часов;
Пункт 5. Олифа натуральная. С содержанием фосфорсодержащих веществ не более 0,026% в пересчете на Р2О5.
Пункт 12. Рубероид кровельный с пылевидной посыпкой. Усилие разрыва, Н - 274.
Пункт 13. Матика битумная кровельная горячая. Растворимость в толуоле или хлороформе не менее 99,5%.
Пункт 15. Пароизоляция прокладочная Водоупорность не менее 1000 мм.вод.ст.
Согласно инструкции по заполнению заявки в случае, если в "Требованиях к товарам, используемым при выполнении работ" при описании характеристики того или иного товара, материала используются такие слова, как: "более" или "менее" или "не менее" или "не более", то их значение при формировании первой части заявки должно применяться ко всем значениям показателя характеристики, установленным в "Требованиях к товарам, используемым при выполнении работ". Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "менее", "не менее", "более", "не более", "уже", "шире", "минимальное значение", "максимальное значение", "необходимо", "нужно", "следует", "желательно", "надлежит", "должен", "должна", "должно", "быть", "от", "до", "и более", "свыше" в том числе с частицей "не" и допускать разночтения или двусмысленное толкование. При перечислении требуемых характеристик сопровождающихся знаком "" участник закупки должен указать одно конкретное значение. В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при производстве работ товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, участник закупки в праве поставить "не нормируется".
Тем самым Заказчиком установлены требования к показателям значений, которые устанавливаются в ходе испытаний, что подтверждается соответствующими ГОСТ, как например:
- "ГОСТ 2678-94. Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний" (введен в действие Постановлением Минстроя РФ от 06.04.1995 N 18-30) (ред. от 02.09.2002). Настоящий стандарт распространяется на рулонные кровельные и гидроизоляционные битумные, битумно-полимерные и полимерные материалы и устанавливает методы испытаний в том числе для показателей водопоглощения; водонепроницаемости, требования к которым установлены Заказчиком.
- "ГОСТ 25129-82. Грунтовка гф-021.Технические условия" настоящий стандарт распространяется на грунтовку ГФ-021, представляющую собой суспензию пигментов и наполнителей в алкидном лаке с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ и устанавливает методы их испытаний с целью определения следующих показателей: условная вязкость при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, степень перетира, время высыхания"
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Объект культурного наследия регионального значения "Дом В.Г. Петровой" по адресу: "г. Самара, ул. Фрунзе, 177, литера А" (извещение N 0142300048517000767, начальная (максимальная) цена контракта - 12 970 788,09 рублей).
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 августа 2017 г. N 969-8369-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017