Резолютивная часть оглашена
18.08.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту внутриквартальных проездов, расположенных на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара (извещение N 0142300048517000765, начальная (максимальная) цена контракта - 7 183 849,23 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту внутриквартальных проездов, расположенных на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара (извещение N 0142300048517000765, начальная (максимальная) цена контракта - 7 183 849,23 рублей).
Заявитель считает, что заказчиком установлены требования к качеству материала по позициям 4, 17, 42 в соответствии с недействующими нормативными документами; установлены нестандартные, а также избыточные требования к асфальтобетонной смеси, щебню, иным материалам. Просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку деятельности уполномоченного органа, привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц муниципального заказчика.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Заказчиком действительно в указанных заявителем пунктах требований к качеству работ установлены следующие нормативные документы:
N п.п. |
Обозначение акта |
Наименование нормативного документа |
4 |
Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии |
|
17 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения |
|
42 |
Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик |
"ГОСТ 5180-84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N 177), утратил силу с 01.06.2017.
"ГОСТ 9.602-2005. Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии" (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 25.10.2005 N 262-ст), утратил силу с 01.06.2017.
"ГОСТ Р 8.000-2000. Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения" (принят Постановлением Госстандарта РФ от 13.03.2000 N 53-ст), утратил силу с 01.04.2016.
В разделе "Общий порядок проведения электронного аукциона" аукционной документации указано, что в случае, если в закупочной документации содержатся ссылки на нормативные правовые акты, межгосударственные стандарты, утратившие силу, при подготовке заявки должен использоваться нормативный правовой акт, межгосударственный стандарт, действующие на момент подачи заявки.
Указанные выше ГОСТы не определяют требования к товару, в связи с чем к описанию объекта закупки отношения не имеют. Описание материалов в требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, установленное Заказчиком, не противоречит действующим стандартам и нормативно-технической документации. Доказательств обратного заявителем не представлено.
В позиции 1: "щебень" требований к материалам, используемым при выполнении работ, заказчиком указано, что фракция щебня должна быть от 10 до 20 мм, одновременно заказчиком указано требование о соответствии данного материала ГОСТ 8267-93; в позиции 4: "асфальтобетонная смесь дорожная" заказчиком указано требование о соответствии содержания щебня (гравия) от 30 до 40% и также указано на необходимость соответствия данного материала ГОСТ 9128-2013.
В соответствии с "ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) (ред. от 02.04.2009) щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Согласно "ГОСТ 9128-2013. Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2309-ст) полимерасфальтобетон плотного типа В - с содержанием щебня св. 30% до 40%".
Инструкция по заполнению заявок, утвержденная заказчиком, не требует указания участниками закупки конкретных значений показателей указанных заявителем материалов и не предусматривает того, что крайние значения показателей в диапазоне "от_до" входят в требуемый заказчиком диапазон. Согласно доводов заказчика и информации в единой информационной системе, за разъяснениями документации в данной части обращений не поступало.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в обоих случаях указано на необходимость соответствия материалов ГОСТ, которыми установлены интервальные значения указанных заказчиком показателей, в связи с чем довод заявителя о несоответствии данных позиций ГОСТ-8267 и ГОСТ 9128-2013 следует считать необоснованным.
В следующем пункте жалобы заявитель указал, что заказчиком установлены избыточные требования к описанию в заявке товаров, используемых при выполнении работ, а именно:
- щебень: полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня должны соответствовать следующим значениям, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен соответственно, % по массе: при диаметре отверстий контрольного сита d мм - нe менее 90 и нe более 100, при диаметре отверстий контрольного сита 0.5(d+D) мм- нe менее 30 и нe более 60, при диаметре отверстий контрольного сита D мм - нe более 10, при диаметре отверстий контрольного сита 1.25D мм - нe более 0.5.
- асфальтобетонная смесь: предел прочности при сжатии, при температуре 50°С, МПа, от 1,1. Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С, МПа, от 2,0. Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С, МПа, до 12. Водостойкость от 0,75, водостойкость при длительном водонасыщении от 0,65. Водонасыщение образцов, отформованных из смеси, % по объему, от 1,5 до 4.
При этом заявителем не приняты во внимание положения инструкции по заполнению заявки, согласно которым Участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значения показателей материалов, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, при этом: значения показателей, сопровождающихся словами "максимальный", должны являться максимальными; значения показателей, сопровождающихся словами "минимальный", должны являться минимальными; значения показателей, сопровождающихся словами "более", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, крайние значения включительно; значения показателей, сопровождающихся словами "менее", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, крайние значения включительно; значения показателей, сопровождающихся словами "от _до..", в случае, если они по своей сути имеют диапазонное (интервальное) значение, не должны быть конкретизированы. При этом, когда значение показателя сопровождается также словами, "не ниже", "не уже", "не менее", необходимо указать равное либо более установленного значение показателя. Если значение показателя сопровождается словами, "не выше", "не шире", "не более", необходимо указать равное либо менее установленного значение показателя. При этом, когда диапазонное (интервальное) значение показателя сопровождается также словами, "не ниже", "не уже", "не менее", необходимо указать равное либо более установленного диапазонное (интервальное) значение показателя. Если диапазонное (интервальное) значение показателя сопровождается словами, "не выше", "не шире", "не более", необходимо указать равное либо менее установленного диапазонное (интервальное) значение показателя; значения показателей, сопровождающихся знаками "" (больше), "
" (меньше), "
" (больше или равно), "
" (меньше или равно), должны иметь конкретные значения в соответствии с инструкциями, указанными выше; значения показателей, сопровождающихся словами "диапазон", должны иметь диапазонное значение, равное установленному диапазонному значению показателей либо быть более или менее установленного диапазонного значения показателей, в соответствии с инструкциями, указанными выше; значения показателей, сопровождающихся словами "предел" должны являться максимальными; значения показателей, сопровождающихся словами "интервал", должны иметь диапазонное (интервальное) значение, в соответствии с инструкциями, указанными выше; значения показателей, сопровождающихся союзом "или", "либо", знаками "/", ";", являются однородными, определяющими многообразие вариантов, при этом, необходимо указать одну характеристику или один показатель из приведенных подобным образом; значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", не конкретизируются; значения показателей, сопровождающихся знаками ";", "," (в сочетании с союзом "и"), являются неоднородными, определяющими различные свойства, качества и т.п., при этом необходимо предложить такой материал, который сочетает в себе или имеет все перечисленные подобным образом характеристики и/или показатели. Значения показателей, наименование марок и т.п., указанных через "-", необходимо указать конкретно. Знак "*" - обозначает неизменяемый показатель, в первой части заявки не конкретизируется.
Тем самым инструкция по заполнению заявок не требует указания участниками закупки конкретных (единственных) значений показателей указанных заявителем материалов. Кроме того, согласно доводов заказчика и информации в единой информационной системе, за разъяснениями документации в данной части обращений не поступало. Всего на участие в электронном аукционе поступило 9 заявок, по результатам рассмотрения которых все 9 допущены к участию в конкурсе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что доводы заявителя своего подтверждения в ходе проверки не нашли.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" необоснованной.
2. Оператору электронной торговой площадки снять ограничение на подписание контракта Заказчиком.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 августа 2017 г. N 971-8369-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2017