Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "Селар" (далее - Заявитель) на действия Администрации Большесосновского сельского поселения (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на работы строительные по прокладке местных трубопроводов газа и пара (распределительный газопровод с. Баклуши) (изв. N 0356300062217000004),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300062217000004Заказчиком проводился электронный аукцион на работы строительные по прокладке местных трубопроводов газа и пара (распределительный газопровод с. Баклуши).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.5 ст.66 Закона о закупках содержится исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о закупках, Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, согласно ч.19 ст.68 Закона о закупках, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Таким образом, документы, предусмотренные ч.2 ст.61 Закона о закупках, в том числе копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.
В п.2 раздела 8 аукционной документации Заказчиком установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе в пп.3.2 п.2 раздела 8 установлена необходимость предоставления указанных ранее документов, в качестве документов подтверждающих правомочность участника закупки. Вместе с тем, Заказчик отмечает, что данные документы будут использованы из числа документов, направленных оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о закупках.
Таким образом, из требований аукционной документации не следует повторная обязанность участника закупки в предоставлении данных документов в составе заявки.
В данной части нарушений требований Закона о закупках Заказчиком не допущено.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.30 Закона о закупках, Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о закупках, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В п.7 ч.5 ст.66 Закона о закупках установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Как следует из извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона, а также установлено в п.1 раздела 6 аукционной документации, Заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупки, согласно которому участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
В пп.3.1 п.2 раздела 8 аукционной документации Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о соответствии участника закупки СМП, регистрация в реестре СМП, что противоречит требованиям ст.30 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что Законом о закупках не определена форма упомянутой декларации или требования к ее содержанию. Более того, требования аукционной документации не содержат требование о необходимости декларирования принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в том случае, если участник относится к данной категории хозяйствующих субъектов.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона о закупках, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В нарушение данной нормы в пункте 2.5.1 проекта контракта (содержащемся в главе 6 аукционной документации)Заказчиком было указано, что оплата за фактически выполненные и принятые работы осуществляется заказчиком в течение 15 (пятнадцати) банковских дней, что не соответствует вышеуказанной норме, в части указания на "банковские" дни.
Следовательно, Заказчиком нарушены требования ч.8 ст.30 Закона о закупках.
Как упоминалось выше, ч.5 ст.66 Закона о закупках содержит исчерпывающий перечень сведений и документов, которые обязан предоставить участник закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе,
В частности, в п.1 ч.5 ст.66 Закона о закупках установлено, что вторая часть заявки в числе прочего должна содержать сведения об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона в случае его наличия.
Вместе с тем, в пп.1.1.1 п.2 раздела 8 аукционной документации Заказчиком установлено требование об обязательном предоставлении упомянутых сведений без учета возможности отсутствия сведений у участника закупки.
В связи с чем, Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.31 Закона о закупках, Заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, в том числе, согласно п.7 ч.1 ст.31 Закона о закупках, требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; а также в соответствии с п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках требование о том, что участник закупки - юридическое лицо, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что данные требования Заказчиком не установлены. Таким образом, Заказчиком нарушена ч.3 ст.64 Закона о закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках, первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работ, при выполнении которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, аукционная документация содержит весь перечень требований к первым частям заявок, установленный ч.3 ст.66 Закона о закупках, без учета предмета контракта, а именно выполнение работ, при выполнении которых используется товар.
Однако, в п.3 раздела 8 аукционной документации содержится указание на то, что описание поставляемого товара должно соответствовать условиям (требованиям) согласно приложению к Главе V "Техническое задание (Спецификация).
Таким образом, исходя из совокупности установленных требований, в первой части заявки участнику помимо согласия на выполнение работ, на условиях, предусмотренных аукционной документацией, необходимо предоставить сведения об используемых товарах, соответствующие требованиям, установленным Заказчиком в аукционной документации.
В главе 5 аукционной документации содержится техническое задание на строительство объекта. При этом, в данной главе содержится указание на то, что используемые товары и требования к их качественным характеристикам указаны в ПСД.
В п.3 раздела 8 аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работы, оказании услуги), должны быть не хуже показателей, установленных в Главе V "Техническое задание (Спецификация)".
Представители Заказчика также подтвердили, что аукционная документация, помимо разделов проектно-сметной документации не содержит требований к товарам, используемым при выполнении работ.
Вместе с тем, проектная документация не может являться источником сведений о требованиях, установленных Заказчиком к товарам, используемым при выполнении работ. Следовательно, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках.
Кроме того, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком опубликована проектная документация на выполнение работ, являющихся объектом закупки (шифр 0533/1-ПЗ). При этом, согласно пояснительной записки, проектная документация содержит в том числе разделы: 0533/9-СОО "Сборник спецификаций комплекта основного оборудования и материалов"; 0533-РР.1 "Гидравлический расчет"; 0533-РР.2 "Расчет балластировки грунтом обратной засыпки", которые не опубликованы на официальном сайте. Представители Заказчика подтверждают факт неразмещения данных разделов в составе аукционной документации.
Поскольку проектная документация в полном объеме является неотъемлемой частью аукционной документации, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, в части совершения действий, в которых выявлены нарушения требований Закона о закупках, содержатся признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.110.2 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - Постановление N 570) утверждены, в том числе, виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В п.п. "а" п.2 Постановления N 570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (п.п. "в" п.2 Постановления N 570).
Заявитель полагает, что Заказчику необходимо было установить в аукционной документации виды и объемы работ, которые необходимо выполнить подрядчику самостоятельно, а также установить ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.
При этом, Заявитель не указал, какие виды работ, являющиеся объектом закупки, должны быть, в силу Постановления N 570, выполнены лично. Доказательств в обоснование своей позиции не представлено.
Довод подателя жалобы относительно того, что Заказчиком неправомерно установлены требования о необходимости участника закупки членства в саморегулируемой организации отклоняются Комиссией, поскольку данное требование аукционная документация не содержит, что, в свою очередь, подтверждается представителями Заказчика.
Отклоняется также довод Заявителя относительно некорректного установления Заказчиком срока действия контракта. Заявителем неверно истолкованы положения проекта контракта, а именно п.10.1: "Срок исполнения Контракта начинается с момента подписания и заканчивается не позднее 01 декабря 2017 года, согласно Календарному плану производства работ (Приложение N 3 к контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта".
В данном случае Заказчиком установлен срок исполнения контракта, а не срок его действия (до исполнения обязательств сторонами), то есть срок выполнения работ, что также подтверждают представители Заказчика.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, срок действия банковской гарантии установлен Заказчиком с нарушением требований Закона о закупках.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, банковская гарантия, которая выдается в обеспечение исполнения обязательств по контракту, должна соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 45 Закона о контрактной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8.2 статьи 45 Закона о закупках). В настоящее время Дополнительные требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не содержат каких-либо дополнительных ограничений срока действия банковской гарантии.
Таким образом, Законом о закупках предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом данный Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено.
В п.1.2 раздела 17 аукционной документации Заказчиком установлено, что Срок действия банковской гарантии, должен превышать ___2__ мес. со дня окончания срока действия контракта, что, как было отмечено выше, не противоречит требованиям Закона о закупках.
Более того, жалоба не содержит указания на то, каким образом установленное требование нарушает права подателя жалобы или ограничивает его в участии в рассматриваемой закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Селар" на действия Администрации Большесосновского сельского поселения при проведении электронного аукциона на работы строительные по прокладке местных трубопроводов газа и пара (распределительный газопровод с. Баклуши) (изв. N 0356300062217000004) обоснованной в части доводов относительно установления требований к участникам закупки, к составу второй части заявки, установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, опубликования аукционной документации не в полном объеме, установление срока оплаты выполненных работ с нарушением требований Закона о закупках.
2. Признать в действиях Администрации Большесосновского сельского поселения нарушение требований п.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.64, ч.8 ст.30, п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017