Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, рассмотрев жалобу ЗАО "Фрезениус СП" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N 578-17 на право заключения контракта на поставку растворов для перитонеального диализа, извещение N 0319200039717000416 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ЗАО "Фрезениус СП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенных на "14" августа 2017 года в 14 часов 40 минут (время местное) и "15" августа 2017 года в 14 часов 40 минут (время местное), присутствовали:
- представители заказчика - О.В. Савченко (доверенность N б/н от 01.12.2016, удостоверение личности), С.В. Ивлиев (доверенность N б/н от 11.08.2017, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе ввиду следующего:
На мировом товарном рынке существует только два производителя растворов для перитонеального диализа: компания "Baxter" и компания "Fresenius Medical Care". Растворы для перитонеального диализа производителя компании "Baxter" упаковываются в контейнеры из ПВХ (поливинилхлорид), растворы производителя компания "Fresenius Medical Care" упаковываются в контейнеры из полипропилена "BIOFINE". При этом, материал упаковки выполняет исключительно роль контейнера для хранения раствора для перитонеального диализа и не оказывает клинически-значимого эффекта на статус пациента, его лечение и результаты терапии. Ввиду чего включение вышеуказанного параметра в документацию о закупке создает преимущественные условия участия для одного из участников аукциона и ведет к ограничению и устранению конкуренции.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика из которых следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен, считая, что аукционная документация в обжалуемой части соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 4816/17 "Поставка с доставкой дезинфицирующих средств для КГБУЗ "КМБ N 3" субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в г.Красноярск в 2017 г", извещение N 0119200000117003866.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из изложенного следует, что в случае несовместимости товара, используемого заказчиком (имеющегося у заказчика) с товарами на которых размещаются другие товарные знаки, при условии, что такие товары (имеющийся у заказчика товар и товар, являющийся объектом закупки) должны между собой взаимодействовать в рамках их эксплуатации заказчиком, документация о закупке может содержать указание на товарные знаки.
Пунктом 1.7 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации определено, что описание объекта закупки изложено в Приложении N2 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки указано о том, что необходимо осуществить поставку раствора для перитонеального диализа, в том числе, имеющего следующие характеристики: "Упакован в мягкие пластиковые пакеты, изготовленные из ПВХ, объемом 2000 мл, соединенные Y-образно с пустым пакетом того же объема с винтовым коннектором, упаковка N5".
При этом, Комиссия считает необходимым учесть следующие пояснения заказчика:
"Для проведения перитонеального диализа в домашних условиях используются лекарственные препараты (растворы глюкозы, полимер глюкозы (икодекстрин), растворы аминокислот) и расходные материалы (колпачки с дезинфектантом, адаптеры, переходная трубка, касета для автоматического перитонеального диализа, зажимы).
Существует два производителя растворов и расходных материалов для проведения перитонеального диализа - компания "Baxter" и компания "Fresenius Medical Care".
Растворы и расходные материалы разных производителей, не являются взаимозаменяемыми, так как имеют уникальные химические характеристики, а именно - концентрация различных химических элементов в воде, составляющих лекарственный препарат и размеры расходных материалов, которые подходят для использования только с уникальными первичными упаковками лекарственных препаратов.
Основные (применяющиеся у большинства пациентов) растворы для перитонеального диализа у компании "Baxter" и "Fresenius Medical Care" являются разными по своему составу и соответственно по своим клиническим свойствам (на основании регистрационных удостоверений).
К примеру по позиции N 1 описания объекта закупки:
У компании "Baxter" - это Дианил 1,36 % (раствор для перитонеального диализа с глюкозой) основное действующее вещество декстрозы (глюкозы) моногидрат (эквивалент безводной глюкозы) на 1 литр раствора ( 13.6 грамм )
Данный раствор имеет первичную упаковку и вторичную упаковку 2000 мл - контейнеры пластиковые из ПВХ "Виафлекс" - пакеты пластиковые - коробки картонные.
Согласно данным регистрационного удостоверения пакет "Виафлекс" является частью единой системы "Твин Бэг" заводским способом соединенный с У-образной трубкой и пустым дренажным контейнером.
У компании "Fresenius Medical Care", это КАПД/ДПКА 17 (1,5 %) основное действующее вещество глюкозы моногидрата (эквивалент безводной глюкозы) на 1 литр (1.0 грамм ).
Данный раствор имеет первичную упаковку и вторичную упаковку, 2 л - системы пластиковые "Стей Сейф" ("stay safe") (4) - коробки картонные.
В результате применения низкоглюкозной терапии (растворы для перитонеального диализа "Baxter") наблюдаются следующие терапевтические эффекты, подтвержденные результатами крупных международных мультицентровых рандомизированных клинических исследований IMPENDIA и EDEN:
- уменьшение поступление глюкозы на 40-50% (до 38 кг в год)
- стабильное снижение уровня гипергликемии;
- сохранение функции брюшины;
- снижение риска развития кардиоваскулярных заболеваний
Данные лекарственные препараты имеют разный состав и не являются идентичными, взаимозаменяемыми, имеют различия в достигаемом терапевтическом эффекте, поэтому не могут ограничивать конкуренцию друг другу.
Форма материала упаковки "Baxter" является уникальной, позволяет использовать расходные материалы только "Baxter".
Закупка лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и вызвана необходимостью оказания качественной медицинской помощи по заместительной почечной терапии.
Проведение перитонеального диализа в домашних условиях предусмотрено приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 13.06.2017 N 410-орг".
В качестве подтверждения вышеизложенного заказчиком были представлены письмо компании "Baxter", документы, подтверждающие факт наличия у заказчика расходных материалов "Baxter".
Кроме того, Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников осуществления закупки, если следствием данного расширения станет вероятность получения товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части функционально-технических характеристик. При этом требования к таким функционально-техническим характеристикам приобретаемого оборудования формирует получатель данных изделий, а не представитель коммерческой организации, конечной целью которого является реализация имеющегося в наличии товара вне зависимости от степени его соответствия потребностям получателя.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Ввиду изложенного выше Комиссия не может признать доводы жалобы, касающиеся того, заказчик установил необоснованное требование к упаковке раствора, поскольку указанное требование установлено заказчиком в соответствии с нормами пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе, поскольку заказчик представил доказательства того, что товар производителя, выпускающего товар в другой упаковке не будет совместим с имеющимся у заказчика товаром. Доказательств обратного Комиссией не установлено.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
Признать жалобу ЗАО "Фрезениус СП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 августа 2017 г. N 1250
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017