Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее также - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) и государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 6581/17 "Поставка аппаратов искусственной вентиляции легких (далее Товар) на строящийся объект: "Перинатальный центр в г. Норильске" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000117005240, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 11.08.2017 поступила жалоба Кулакова А.В. на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба). Также указанная жалоба, поступившая в ФАС России 11.08.2017, была перенаправлена ФАС России в адрес Красноярского УФАС России и поступила в адрес последнего 14.08.2017.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы Кулакова А.В. на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, а также жалобы ЗАО "Медсервис-регион" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представитель заказчика Матросов И.Е. (доверенность N 16 от 16.01.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Дмитриева А.А. (доверенность N 10 от 11.01.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Истомин А.К. (доверенность N 31 от 03.08.2017, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии ЗАО "Медсервис-регион", Кулаков А.В. не обеспечили.
Из содержания жалобы ЗАО "Медсервис-регион" следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе в части установления сроков исполнения контракта (поставки товара), а также не применены положения типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н.
В частности, ЗАО "Медсервис-регион" отметило, что перинатальный центр в г. Норильске является строящимся объектом, при этом заказчиком в проекте контракта не установлена обязанность заказчика обеспечить условия для оказания поставщиком услуг по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования, в том числе обязанность заказчика подготовить помещения или места эксплуатации, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более того в проекте контракта не определены предельные сроки предоставления заказчиком поставщику помещений или мест эксплуатации, в которых будет осуществляться сборка, установка, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования, соответствующих требованиям технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того проект контракта не предусматривает сроков и порядка уведомления заказчиком поставщика о готовности строящегося объекта к монтажу. Также не определено в какой именно момент объект будет готов к монтажу, то есть на какой стадии готовности строящийся объект, по мнению заказчика, будет готов к монтажу.
Помимо указанного ЗАО "Медсервис-регион" обратило внимание на неопределенность условий проекта контракта относительно необходимости подключения к инженерным сетям и ввода оборудования в эксплуатацию (пункты 1.3, 2.2 проекта контракта), а также отсутствие в аукционной документации информации о конкретных местах крепления оборудования (пункт 3.7 проекта контракта).
Из содержания жалобы Кулакова А.В. следует, что, по его мнению, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были использованы необъективные характеристики объекта закупки, а также нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология в противоречие требованиям ГОСТ Р 55954-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55954-2014).
Также Кулаков А.В. обратил внимание на то, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
С вышеуказанными доводами подателей жалоб заказчик, уполномоченный орган не согласились на основании доводов, подробно изложенных в письменных возражениях на жалобы, просили признать жалобы необоснованными.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 6581/17 "Поставка аппаратов искусственной вентиляции легких (далее Товар) на строящийся объект: "Перинатальный центр в г. Норильске" (извещение о проведении электронного аукциона от 27.07.2017 N 0119200000117005240).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью такой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что документация содержит проект контракта на поставку товара на строящийся объект "Перинатальный центр в г. Норильске".
При этом, в проект контракта включены положения следующего содержания:
"1.1. В соответствии с настоящим Контрактом Поставщик обязуется поставить аппараты искусственной вентиляции легких(далее-Товар) на строящийся объект"Перинатальный центр в г. Норильске" (далее - Объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар.
<_>
1.5. Срок поставки: в течение 90 (девяноста) календарных дней со дня, следующего за днём заключения Контракта.
Поставка товара осуществляется с "____"____ 20__г. по "___" ____20___г.
<_>
3.1. Поставщик обязан известить Заказчика путём направления письменного уведомления не менее чем за 5 (пять) календарных дней до момента отгрузки товара о точном времени и дате поставки, сборки, расстановки оборудования по факсимильной связи 8 (391) 211-43-82 или по электронной почте ukskray@mail.ru. Поставщик обязан в письменном уведомлении указать ответственное лицо со стороны Поставщика с указанием контактного телефона и электронной почты.
3.2. Поставщик обязуется передать Заказчику Товар единовременно в срок, установленный пунктом 1.5 настоящего Контракта. Поставка Товара партиями (частями) по настоящему Контракту не допускается".
Проанализировав указанные положения проекта контракта, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчиком, уполномоченным органом не установлен срок поставки товара ввиду следующего.
Из использованной в проекте контракта конструкции и формулировок (в том числе, учитывая строку с незаполненным сроком поставки), а также из пояснений представителя уполномоченного органа следует, что конкретный срок поставки будет установлен в момент заключения контракта. Вместе с тем, во-первых, данное обстоятельство позволяет установить заказчику срок, который будет противоречить иным положениям проекта контракта, во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией, заявкой участника такого аукциона, с которым заключается контракт. В силу частей 1, 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Таким образом, заказчик на этапе заключения контракта с победителем электронного аукциона не может менять условия, предусмотренные проектом контракта, прилагаемым к документации. На этапе заключения контракта заказчик только включает в проект контракта цену, предложенную победителем электронного аукциона, и информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанную в заявке на участие в таком аукционе его участника. Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик правовых оснований для установления срока поставки товара на этапе заключения контракта не имеет.
Вследствие изложенного, Комиссия установила, что положения проекта контракта, касающиеся сроков поставки товара, носят противоречивый и неконкретный характер, ввиду чего указанные действия заказчика, уполномоченного органа нельзя считать надлежащим исполнением требований частей 1, 13 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы, касающийся неконкретности срока поставки товара, признан Комиссией обоснованным.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что доводы подателя жалобы о положениях проекта контракта, регулирующих гражданско-правовые положения поставщика и заказчика Комиссией не оценивались, так как оценка таких положений контракта не относится к полномочиям контрольного органа в сфере закупок.
Иные доводы жалобы были проанализированы Комиссией и отклонены, как несостоятельные, в том числе довод, касающийся необходимости применять в рассматриваемом случае положения типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н.
Относительно указанного довода Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" установлены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила разработки типовых контрактов).
Пунктом 8 Правил разработки типовых контрактов установлено, что приложением к нормативному правовому акту, утверждающему типовой контракт, типовые условия контракта, является информационная карта типового контракта, типовых условий контракта, которая оформляется по форме согласно приложению и является неотъемлемой частью такого нормативного правового акта (далее - Информационная карта). В соответствии с подпунктом б пункта 14 Правил разработки типовых контрактов утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 Правил разработки типовых контрактов, за исключением закупок, указанных в пункте 18 Правил разработки типовых контрактов, в случае подготовки проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок.
Пунктом 16 Правил разработки типовых контрактов установлено, что условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям: а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" утверждены: типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - Типовой контракт), а также информационная карта типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - Информационная карта типового контракта).
В соответствии с Информационной картой типового контракта (приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н) типовые условия должны применяться в случае проведения закупок, имеющих определенный код (коды) предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД). При этом, из конструкции и формулировок, использованных в Информационной карте типового контракта и учитывая общепринятые правила оформления списков следует, что среди указанных видов продукции, при закупке которых использование типовых условий контракта является обязательным, вида продукции, являющейся объектом рассматриваемой закупки не имеется.
Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н не подлежит применению, а рассматриваемый довод жалобы является необоснованным.
Вместе с тем, довод заказчика, уполномоченного органа о том, что указанный приказ не обязателен к применению, поскольку ОКПД, указанный в названном приказе утратил силу, признан Комиссией несостоятельным по следующим основаниям:
- утрата юридической силы ОКПД, указанного в информационной карте вышеназванного контракта, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст не отменяет действие статьи 34 Закона о контрактной системе и положения названного Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- для определения соответствия предмета проводимой закупки положениям названного приказа заказчик, уполномоченный орган вправе провести соотношение действующего ОКПД2 с отмененным ОКПД в соответствии с созданными Министерством экономического развития РФ для этого переходными ключами
Довод уполномоченного органа о том, что приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н рассматриваемом случае не применим, поскольку Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, при этом до момента ввода в эксплуатацию строящийся объект здравоохранения не является объектом здравоохранения, также не может быть признан Комиссией, как состоятельный, ввиду следующего.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по нормативно-правовому регулированию в сфере обращения медицинских изделий, ввиду чего типовые условия контракта, утвержденные вышеуказанным приказом Минздрава России, распространятся на случаи заключения контрактов на поставку медицинских изделий от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образования, а также бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий либо иных юридических лиц в соответствии с Законом о контрактной системе (а не только на поставку медицинских изделий для нужд объектов здравоохранения).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктами 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации определено, что описание объекта закупки, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, являющегося объектом закупки, изложены в Приложение N 2 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки указано о том, что необходимо осуществить поставку аппаратов искусственной вентиляции легких, в том числе, имеющих следующие характеристики:
N п/п |
Функционально-технические характеристики, качественные и количественные требования к товару |
|
1. |
Наименование технических параметров |
Значения параметров |
2. |
Область применения в отделениях реанимации, палатах пробуждения, обеспечение ИВЛ при оперативных вмешательствах и процедурах под внутривенной анестезией, ИВЛ при транспортировке пациентов |
Наличие |
3. |
Электропривод - турбина с системой рециркуляции потока, с возможностью быстрого изменения скорости инспираторного потока в ответ на респираторные потребности пациента |
Наличие |
4. |
Величина потребляемого тока при 240 В переменного тока, А |
Не более 1,3 |
8. |
Температурный датчик на выходе газовой смеси из турбины |
Наличие |
9. |
Температурный датчик в проксимальной части дыхательного контура |
Наличие |
10. |
Датчик для коррекции доставляемого дыхательного объема в соответствии с условиями BTPS |
Наличие |
15. |
Время задержки срабатывания клапана выдоха, секунд |
Не более 0,005 |
16. |
Стерилизация многоразового клапана выдоха в автоклаве, при температуре, градусов |
Не менее 134 |
20. |
Время автономной работы от встроенного аккумулятора, минут |
Не менее 40 |
Подключение кислорода | ||
25. |
Диапазон давления централизованной системы газоснабжения, бар |
С полным покрытием от 2,7 до 6,0 |
Пользовательский интерфейс | ||
28. |
Быстрая настройка и подтверждение параметров вентиляции с помощью поворотного манипулятора |
Наличие |
29. |
TFT, цветной, активный (touch screen) дисплей, диагональ, дюймов |
Не менее 10 |
Параметры вентиляции | ||
56. |
Дыхательный объем, литров |
Диапазон с полным покрытием от 0,05 до 2,0 |
60. |
PEEP - положительное давление в конце выдоха, мбар |
Диапазон с полным покрытием от 0 до 45 |
64. |
Время вдоха, секунд |
Диапазон с полным покрытием от 0,2 до 10 |
Мониторинг дыхательного объема, минутной вентиляции, утечек, попыток самостоятельного дыхания | ||
115. |
Многоразовый термоанемометрический датчик потока, не требующий регулярной замены |
Наличие |
116. |
Дистальное расположение датчика потока в магистрали выдоха |
Наличие |
Довод Кулакова А.В. о том, что в Описание объекта закупки заказчиком были включены требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, было документально опровергнуто уполномоченным органом, заказчиком в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу путем предоставления документов, подтверждающих наличие на момент проведения закупки на товарном рынке предложений к реализации товара, являющегося объектом закупки и соответствующего техническим характеристикам, указанным в Описании объекта закупки, различных моделей независимых производителей: "Savina 300" и "Oxylog 3000 plus" ("Drgerwerk AG & Co. KGaA", Германия); "Bellavista 1000" ("МС Вестфалия ГмбХ", Германия); "R860 Advanced Uni" ("GE Medical Systems", США).
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников осуществления закупки, если следствием данного расширения станет вероятность получения товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части функционально-технических характеристик. При этом требования к таким функционально-техническим характеристикам приобретаемого оборудования формирует получатель данных изделий, а не представитель коммерческой организации, конечной целью которого является реализация имеющегося в наличии товара вне зависимости от степени его соответствия потребностям получателя.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Таким образом, в рассматриваемой части довод Кулакова А.В. признается Комиссией необоснованным.
Комиссия отмечает, что из буквального толкования положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки запрещается, в том числе, использовать нестандартные показатели, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки без обоснования необходимости использования таких показателей, условных обозначений и терминологии.
ГОСТ Р 55954-2014 устанавливает основные технические требования к аппаратам искусственной вентиляции легких (аппараты ИВЛ) и предназначен для применения уполномоченными лицами государственных заказчиков при составлении технических заданий для конкурсной документации при проведении закупок высокотехнологичного оборудования для государственных нужд. ГОСТ Р 55954-2014 распространяется на торги по государственным закупкам высокотехнологичного медицинского оборудования (ВМО) для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Данный стандарт не распространяется на негосударственные закупки медицинского оборудования. Кроме того указанный стандарт устанавливает технические требования к аппаратам ИВЛ, предназначенным для использования профессиональным оператором для тех пациентов, которые зависимы от аппаратной вентиляции, и для использования в интенсивной терапии в профессиональных медицинских учреждениях или для использования при транспортировании в пределах профессиональных медицинских учреждений.
Раздел 4 ГОСТ Р 55954-2014 определяет технические требования, предъявляемые к поставщикам аппаратов искусственной вентиляции легких, допустимые при государственных закупках.
Аппараты ИВЛ должны работать от питающей сети переменного тока с номинальным напряжением (220 +/- 22) В и частотой (50 +/- 0,5) Гц. Должна быть указана потребляемая мощность (пункт 4.1 ГОСТ Р 55954-2014). При этом ГОСТ Р 55954-2014 не содержит максимальных и/или минимальных, неизменных показателей потребляемой мощности аппарата ИВЛ, предполагаемого к закупке. В Описании объекта закупки заказчиком не была использована предусмотренная ГОСТ Р 55954-2014 характеристика аппарата ИВЛ "потребляемая мощность", при наличии использования не предусмотренного ГОСТ Р 55954-2014 диапазона показателей "Не более 1,3 А" характеристики "Величина потребляемого тока при 240 В переменного тока, А" (позиция N 4 Описания объекта закупки).
Аппарат ИВЛ (и его отдельные компоненты, защитные устройства) должны быть работоспособны при подключении к источникам сжатых медицинских газов (источникам пневматического питания - кислород, воздух и т.д.) с дыхательным давлением от 250 до 600 кПа и не должны вызывать неприемлемые риски при условиях единичного нарушения вплоть до максимального давления 1000 кПа (пункт 4.1 ГОСТ Р 55954-2014). В Описании объекта закупки заказчиком были использованы с учетом перевода единиц измерения (кПа в бар) значения показателей "С полным покрытием диапазона от 2,7 до 6,0 бар" характеристики "Диапазон давления централизованной системы газоснабжения, бар" (позиция N 25), соответствующих ГОСТ Р 55954-2014. Однако, при установлении указанного допустимого заказчиком диапазона значений рассматриваемой характеристики заказчиком не были использованы предусмотренные ГОСТ Р 55954-2014 значения такой характеристики: от 250 кПа (2,5 бар) до 270 кПа (2,7 бар).
Пунктом 4.4 ГОСТ Р 55954-2014 предусмотрен допустимый диапазон значений "от 0 до 40 см.вод.ст" характеристики "Диапазон регулирования положительного давления в конце выдоха, PEEP". В Описании объекта закупки в отношении характеристики "PEEP - положительное давление в конце выдоха, мбар" заказчиком был установлен диапазон значений "Диапазон с полным покрытием от 0 до 45" (позиция N 60), который соответствует ГОСТ Р 55954-2014 с учетом перевода единиц измерения (мбар в см.вод.ст). Однако, ГОСТ Р 55954-2014 предусматривает значение рассматриваемой характеристики в диапазоне допустимых значений от 0 мбар (0 см.вод.ст) до 39.22552 мбар (40 см.вод.ст) с учетом перевода единиц измерения (мбар в см.вод.ст).
ГОСТ Р 55954-2014 определено, что состав аппарата ИВЛ должен допускать возможность изменения его конфигурации и позволять потребителю при заказе выбирать максимально удобный для себя вариант аппарата, в том числе, ГОСТ Р 55954-2014 предусмотрено вхождение в состав аппарата электронного блока с цветным TFT-дисплеем и сенсорной панелью управления (пункт 4.2). Пунктом 4.4 ГОСТ Р 55954-2014 предусмотрен в отношении характеристики "размер по диагонали цветного TFT дисплея" допустимый диапазон значений "не менее 12 дюймов". В Описании объекта закупки заказчиком не была использована предусмотренная ГОСТ Р 55954-2014 терминология "сенсорная" при описании технических характеристик панели управления аппарата ИВЛ, не был использован предусмотренный ГОСТ Р 55954-2014 диапазон значений "не менее 12 дюймов" размера цветного TFT дисплея, при наличии использования не предусмотренного ГОСТ Р 55954-2014 диапазона значений "не менее 10 дюймов" указанной характеристики (позиция N 29 Описания объекта закупки).
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 55954-2014 аппараты ИВЛ должны иметь возможность работы в автономном режиме и в режиме интеграции с информационной сетью реанимационного отделения. В Описании объекта закупки заказчиком было предусмотрено наличие возможности работы аппарата ИВЛ в автономном режиме (позиция N 20), при этом в Описании объекта закупки заказчиком не было использовано предусмотренное ГОСТ Р 55954-2014 требование о наличии у аппарата ИВЛ режима интеграции с информационной сетью реанимационного отделения.
Кроме того, Комиссией было установлено установление заказчиком несоответствующих требованиям ГОСТ Р 55954-2014 требований к значениям характеристик "Дыхательный объем" в значении "Диапазон с полным покрытием от 0,05 до 2,0 литров" и "Время вдоха" в значении "Диапазон с полным покрытием от 0,2 до 10 секунд" (пункты 56, 64 Описания объекта закупки), поскольку значения таких показателей в ГОСТ Р 55954-2014 установлены как "диапазон регулирования дыхательного объема: от 10 до 3000 мл" (что с учетом перевода единиц измерения из мл в л соответствует от 0,01 до 3 л) и "время вдоха: от 0,1 до 10 с" (пункт 4.4 ГОСТ Р 55954-2014).
Вместе с этим, Комиссией было установлено, что заказчиком при описании объекта закупки использовались показатели, требования, терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренные положениями ГОСТ Р 55954-2014. К таким показателям можно отнести, например, следующие: наличие электропривода - турбины с системой рециркуляции потока, с возможностью быстрого изменения скорости инспираторного потока в ответ на респираторные потребности пациента (позиция N 3); наличие температурного датчика на выходе газовой смеси из турбины, температурного датчика в проксимальной части дыхательного контура, датчика для коррекции доставляемого дыхательного объема в соответствии с условиями BTPS (позиции NN 8, 9, 10); время задержки срабатывания клапана выдоха не более 0,005 сек (позиция N 15), стерилизация многоразового клапана выдоха в автоклаве при температуре не менее 134 градуса (позиция N 16); наличие в пользовательском интерфейсе возможности быстрой настройки и подтверждения параметров вентиляции с помощью поворотного манипулятора (позиция N 28); наличие возможности мониторинга дыхательного объема, минутной вентиляции, утечек, попыток самостоятельного дыхания с помощью многоразового термоанемометрического датчика потока, не требующего регулярной замены, дистального расположения датчика потока в магистрали выдоха (позиции NN 115, 116) и другие характеристики закупаемых аппаратов ИВЛ.
В содержании Описания объекта закупки Комиссией было установлено отсутствие ссылки заказчика на ГОСТ Р 55954-2014, при наличии следующей формулировки: "Обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ: Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных Техническими Регламентами Таможенного Союза и национальными стандартами обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика".
Комиссия отмечает, что вышеуказанная формулировка, исходя из буквального ее толкования, не носит конкретный характер, следовательно, является ничтожной (не имеющей юридической силы) по причине отсутствия в ней фактического обоснования необходимости (потребности заказчика) использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
При этом анализ совокупности иных положений аукционной документации показал Комиссии отсутствие обоснования необходимости (потребности заказчика) использования в Описании объекта закупки других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Довод уполномоченного органа, заказчику о том, что при составлении Описания объекта закупки не использовался ГОСТ Р 55954-2014, поскольку его положения не распространяются на закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, а также на закупки путем проведения электронного аукциона, не подлежит признанию Комиссией в качестве состоятельного, поскольку ГОСТ Р 55954-2014 является действующим документом и определяет технические требования аппаратов искусственной вентиляции легких для государственных закупок. При этом предметом рассматриваемой закупки является поставка аппаратов искусственной вентиляции легких для нужд государственного заказчика.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что рассмотренные выше действия заказчика, уполномоченного органа, осуществляющего проведение электронного аукциона для нужд заказчика, выразившиеся в использовании в Описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования таких показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не подлежит признанию надлежащим исполнением требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. частично обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе Кулакова А.В. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 августа 2017 г. N 1305
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017