Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Чернякова С.А. на действия аукционной комиссии МКОУ Александровская средняя общеобразовательная школа Боготольского района Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Замена оконных блоков в здании МКОУ Александровская СОШ", на электронной площадке ЭТП "Национальная электронная площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300278617000001, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Чернякова С.А. на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Замена оконных блоков в здании МКОУ Александровская СОШ" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, аукционной комиссии было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, аукционная комиссия, ИП Черняков С.А., уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В адрес Красноярского поступили письменные пояснения аукционной комиссии.
Из содержания жалобы ИП Чернякова С.А. следует, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске заявке подателя жалобы к участию в электронном аукционе.
Кроме того, ИП Черняков С.А. обжалует некоторые положения аукционной документации, считая их несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Замена оконных блоков в здании МКОУ Александровская СОШ", номер извещения 0319300278617000001.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование действий заказчика в части положений документации электронного аукциона осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению N0319300278617000001 срок окончания подачи заявок истек 07.08.2017 15:00, следовательно, срок обжалования положений аукционной документации ИП Черняковым С.А. был пропущен, в связи с чем доводы о наличии в аукционной документации нарушений требований Закона о контрактной системе Комиссией не принимается во внимание.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной система, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В частях 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в соответствии с пунктом 24 "Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе" аукционной документации первая часть заявки должна содержать согласие участника, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 аукционной документации описание объекта закупки отражено в Техническом задании (приложение N 1). Согласно Техническому заданию заказчику необходимы "Оконные блоки из ПВХ профилей, трехстворчатые в том числе при наличии створок глухого остекления (цвет белый, матовый, армирование профиля коробки, створки, импоста сталью толщиной не менее 1 мм, толщина лицевой стенки профиля - не менее 2 мм, должны быть произведены из пластикового профиля"
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.08.2017 N0319300278617000001-1-1 на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок.
В результате рассмотрения первых частей заявок заявке N1 (ИП Черняков С.А.) было отказано в допуске к участию в электронном аукционе, по причине: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Участником закупки для выполнения работ предложено использование типа профиля по толщине стенок класса В со значением толщины лицевой стенки профиля - 2 мм, что не соответствует ГОСТ 30673-99 согласно которого толщина лицевой стенки профиля класса В составляет не менее 2,5 мм".
При анализе заявки N1 Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в заявке указано "Тип профиля по толщине стенок - класс В", "толщина лицевой стенки профиля - 2 мм". Таким образом, участником представлены показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, следовательно, аукционной комиссией было принято неправомерное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявке подателя жалобы, по указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе основаниям.
Вместе с этим, в результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.08.2017 N0319300278617000001-1-1 заявкам NN 2, 3, 4, 8 неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе по аналогичному основанию отказа в допуске заявке N1. Следовательно, в действиях аукционной комиссии присутствуют нарушения требований части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
При этом, при анализе заявки N1 Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заявка не содержала указание на наименование страны происхождения предлагаемого товара, что не соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с чем заявка подлежит отклонению. Таким образом, довод подателя жалобы о неправомерном отказе в допуске заявке к участию в электронном аукционе признается Комиссией Красноярского УФАС необоснованным.
При проведении внеплановой проверки Комиссия Красноярского УФАС России, также установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Техническому заданию необходимо выполнить работы по замене оконных блоков в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Александровкой средней общеобразовательной школе.
В техническом задании определено, что все работы (монтаж ПВХ конструкций, монтаж отливов, подоконных досок из ПВХ, а также откосов ПВХ (сэндвич панели), замазку пенных швов производить в соответствии с ГОСТ, ГЭСН, используемых при выполнении работ с применением крепежных элементов, предназначенных для данного вида конструкций:
- профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. ГОСТ 30673-99 Технические условия.
- установка паро- и гидроизоляционных лент по ГОСТ 30971-2002 "Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия".
Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что ГОСТ 30673-99 утратил силу с 1 мая 2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.10.2014 N 1372-ст. Также ГОСТ 30971-2002 утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.12.2012 N 1983-ст. Таким образом, заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, и при этом отсутствует обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того согласно Техническому заданию заказчиком указано "толщина лицевой стенки профиля - не менее 2 мм".
Согласно пункту 4.1.6. ГОСТ 30673-2013 "Межгосударственный стандарт. Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия" в зависимости от толщины стенок главные профили подразделяют на типы, указанные в таблице 2. Согласно таблице 2 толщина лицевой стенки профиля класса В должна быть >= (больше или равно) 2,5 мм.
Комиссией Красноярского УФАС России принята во внимание позиция, изложенная в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, согласно которой в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, указание заказчиком показателя толщины лицевой стенки профиля, несоответствующего требованиям ГОСТ 30673-2013, нарушает правило объективного описания объекта закупки, в чем усматриваются нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе. Такое нарушение позволило участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе, что привело к неправомерному отклонению заявок участника закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалобы ИП Чернякова С.А. в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Чернякова С.А. необоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования ч. 3 ст. 67 Федерального Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
5. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика и аукционной комиссии.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 августа 2017 г. N 1332
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017