Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Мамеднебиева А.М - Вр.и.о. зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Заместителя начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Разидеш" (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ХУНЗАХСКИЙ РАЙОН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0103300013417000020 на капитальный ремонт клуба в с.Гоцатль (далее - Аукцион), в присутствии представителя Заказчика Гусейнова М.Г. (Доверенность от 16.08.2017 г. N 19), в отсутствии представителя Заявителя (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
09.08.2017 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Выслушав представителя Заказчика, исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
13.07.2017 Заказчиком в Единой информационной системе, а также на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 433 370 рублей.
1. Заявитель указывает, что приложение к Техническому заданию аукционной документации, содержащее перечень используемых при выполнении работ товаров (материалов), размещено в формате "PDF", которое, по мнению Заявителя, умышленно "раздуто" и приводит к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в Единой информационной системе без взимания платы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны размещать информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
На заседании Комиссии установлено, что список применяемых материалов, необходимых при выполнении работ, размещенный Заказчиком в Единой информационной системе доступен для ознакомления и обеспечивает поиск и копирование фрагментов текста, что не препятствует составить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Довод о "раздутости" технического задания не свидетельствует о нарушении Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель указывает, что Заказчик необоснованно установил требования к кислороду, мылу, пропан-бутану, проволоку, ветоши, ниткам швейным, шурупам, электродам, ацетилену, керосину, маслу, которые, по мнению Заявителя, не имеют отношения к объекту закупки и являются расходным материалом при выполнении работ.
Довод Заявителя о том, что указанные товары не имеют отношения к объекту закупки не подтвержден соответствующими доказательствами. Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, не привел доводов, свидетельствующих об обоснованности жалобы в данной части.
Представитель Заказчика указал на то, что указанные товары взяты из сметы.
Установление требований к расходным товарам, используемым при выполнении работ, являющимся объектом закупки, не нарушает нормы Закон о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Данные положения Закона о контрактной системе не содержат запрета на описание в документации об Аукционе расходных материалов, используемых при выполнении работ. Доводов, свидетельствующих об обратном, Заявитель не представил.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены противоречивые требования к используемой при выполнении работ краске, что не позволяет формировать заявку по данной позиции.
Комиссией установлено, что в п. 13 и п. 14 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к краске:
"13. Краски. Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25: розово-бежевая, светло-бежевая, светло-серая;
14. Краски. Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25 или эквивалент: розово-бежевая или светло-бежевая или светло-серая".
Из содержания вышеуказанных требований, усматривается, что они не соответствуют друг другу и не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель указывает, что требование Заказчика об указании в заявке конкретных значений показателей товаров, которые можно определить методом испытаний только при наличии товара у участника закупки, ограничивает количество участников закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком установлены требования показателям, определяемым по результатам испытаний таких товаров, например:
- для красок: массовая доля пленкообразующего вещества более: 12 %, массовая доля летучих веществ, не более: 7%, укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более: 65, степень перетира, мкм, менее: 46, время высыхания при температуре (202) °С до степени 3, ч, не более: 24, твердость пленки по маятниковому прибору, условные единицы: типа М-3
0,11; типа ТМЛ (маятник Б)
0,45;
- для шпатлевки: массовая доля нелетучих веществ, %, 55-85;
- болтам: временное сопротивление болтов должно быть не менее 800 и менее 1520 Н/мм2, твердость болтов по Бринеллю должна быть 242 - 415 НВ, ударная вязкость KCU Дж/см2, более 49, относительное удлинение болтов должно быть не менее 2 %; напряжение от испытательной нагрузки гаек должно быть 1000 Н/мм2, Твердость гаек по Бринеллю должна быть 229-353 НВ;
- для досок обрезных хвойных пород: предел прочности при статическом изгибе 70-78 МПа, предел прочности при сжатии вдоль волокон 31,0-40 МПа, предел прочности при растяжении вдоль волокон 74,3-85,0 МПа, Предел прочности при скалывании вдоль волокон: в радиальном направлении 5,3-6,7 МПа, в тангенциальном направлении 6,3-6,7 МПа, Модуль упругости при статическом изгибе 8,1-9,2 Гпа, удельная работа при ударном изгибе не менее 1,5 Дж/см3.
Требование об указании конкретных значений вышеуказанных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведений о результатах испытаний таких товаров, не предусмотрено частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Заказчиком на основании Предписания Дагестанского УФАС России от 03.08.2017 N1434А-2017 Аукцион отменен.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Аукцион отменен, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии А.М. Мамеднебиев
Члены Комиссии: А.В. Агамирзаев
А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 16 августа 2017 г. N 1490А-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017