Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кура" (далее - заявитель, Общество, ООО "Кура") на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, единая комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли (Реестровый номер "33.0799.17") (извещение N 0152300011917000816),
в присутствии представителей:
заявителя - "_";
уполномоченного органа - "_";
заказчика - "_",
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6494 от 10.08.2017) жалоба заявителя, в которой указано, что единой комиссией были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при признании заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6584э от 11.08.2017) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона, свидетельствующие о том, что 19.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 804836,70 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.08.2017, заявка с порядковым номером 1 - ООО "Кура" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-6584э от 11.08.2017) определение подрядчика приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя дословно указано: "03.08.2017 г. на почтовый адрес Заявителя пришло: Уведомляем Вас о том, что на электронной площадке РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru/) опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона N 0152300011917000816 Выполнение работ по ремонту кровли (Реестровый номер "33.0799.17"). По результатам рассмотрения вторых частей заявок в отношении Вашей заявки на участие N 101919205 (порядковый номер заявки 1) принято решение о несоответствии заявки требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Причина отклонения заявки: "на основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ (предоставление недостоверной информации об участнике электронного аукциона: в составе заявки участником закупки предоставлена декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Однако согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" (https://rmsp.nalog.ru/) на дату подписания протокола (08.08.2017), ООО "Кура" (ИНН 5451202390) не включено в указанный реестр)".
В свою защиту ООО "Кура" сообщает следующее, в документации об электроном аукционе на выполнение работ по ремонту кровли (Реестровый номер: "33.0799.17") не говорится о едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, тем самым нами были прикреплена декларация о СМП, так же было прикреплено письмо от Межрайонной ИФНС России N 5 по Новосибирской области, которое информирует что мы являемся микропредприятием и относимся к субъектам малого и среднего предпринимательства".
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении подрядчика (поставщика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок: 1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении N 0152300011917000816 были установлены ограничения и преимущества:
"Преимущества: субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ)
"Ограничения и запреты: Ограничения установлены - участниками закупки могут быть только: 1) субъекты малого предпринимательства;
2) социально ориентированные некоммерческие организации. Данное ограничение установлено в связи с необходимостью исполнения заказчиком требований части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ".
Аналогичные требования содержались в пункте 3.1 "Сведения о предоставлении преимуществ участникам закупки" и в пункте 3.2 "Сведения об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)" документации об электронном аукционе.
Из указанного следует, что участниками закупки (извещение N 0152300011917000816) могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом из буквального толкования части 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе следует, что участники закупки обязаны только декларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Аналогичное требование ко второй части заявки было установлено в подпункте 8 пункта 4.1 раздела 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, порядок подачи" документации об аукционе.
На основании части 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.08.2017 дословно указано, что заявка участника с порядковым номером 1 ООО "Кура" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по следующему основанию:
"Не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ (предоставление недостоверной информации об участнике электронного аукциона: в составе заявки участником закупки предоставлена декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Однако согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" (https://rmsp.nalog.ru/) на дату подписания протокола (03.08.2017), ООО "Кура" (ИНН 5451202390) не включено в указанный реестр)".
Изучив заявки всех участников закупки и документы, содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке, Комиссия установила, что во второй части заявки Общества был предоставлен документ "Декларация СМП.pdf" следующего содержания:
"Декларация принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства
Участник аукциона ООО "КУРА" декларирует свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства с соблюдением следующих условий:
N п/п |
Наименование условия |
Данные участника аукциона |
1 |
Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должен превышать 25% (за исключением активов акционерных ответственных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. |
0% |
2 |
Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%. Ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимися бюджетными, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, представляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев: юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета). |
0% |
3 |
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства |
микропредприятие |
4 |
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий: б) до 100 человек включительно для малых предприятий; в) среди малых предприятий выделяют микропредприятия - до 15 человек. |
1 |
5 |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.20 16 N 265): - микропредприятия - не выше 120 млн рублей; - малые предприятия - до 800 млн рублей; - средние предприятия - до 2 млрд рублей. |
1616985 рублей |
На заседании Комиссии представителем уполномоченного органа даны пояснения о том, что основанием для признания заявки общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, послужило представление Обществом недостоверных сведений - в составе заявки содержалась декларация о принадлежности общества к субъектам малого и среднего предпринимательства, в то время как в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения об ООО "Кура" отсутствовали.
При этом следует учесть письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2017 N ГД-4-14/4218, в котором дословно указано следующее: "Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение общества с ограниченной ответственностью, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 4.1 (Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 8 части 3 указанной статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 указанного Федерального закона), вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 указанной статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Таким образом, при ежегодном формировании 10 августа текущего календарного года Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются имеющиеся у налоговых органов сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, отраженном в налоговой отчетности (по данным налогового органа), представленные хозяйственными обществами, хозяйственными партнерствами, производственными кооперативами, потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями не позднее 1 июля текущего календарного года.
Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ в случае соответствия по состоянию на 1 июля 2017 года условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, сведения об ООО могут быть внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа 2017 года".
Таким образом, из указанного можно сделать вывод, что поскольку Общество было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа 2017 года, то по состоянию на 01 июля 2017 года ООО "Кура" соответствовало всем условиям отнесения такого общества к субъектам малого предпринимательства.
Также во второй части заявки Обществом был предоставлен документ "Сведения о принадлежности к СМП.pdf" следующего содержания:
"Межрайонная ИФНС России N 5 по Новосибирской области на Ваш запрос от 16.05.2017 сообщает, что организация ООО "КУРА" ИНН 5451202390/КПП 542101001 не включена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с тем, что сведения о среднесписочной численности работников за 2016 г. были представлены 17.03.2017 г., т.е. после установленного срока 20.01.2017 г.
ООО "КУРА" ИНН 5451202390/КПП 542101001 является микропредприятием и относится к субъектам малого и среднего предпринимательства".
Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства) предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с частью 9 статьи 4.1 Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России, осуществляется 1 августа 2016 года. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России осуществляется, ежемесячно начиная с 10 сентября 2016 года.
Согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" (https://rmsp.nalog.ru/), ООО "Кура" (ИНН 5451202390) не включено в указанный реестр.
При этом на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-4706 от 16.06.2017) ИФНС России N 5 по Новосибирской области была представлена (вх. N 401/ДСП от 22.06.2017) информация следующего содержания: "Межрайонная ИФНС России N 5 по Новосибирской области на Ваш запрос от 16.06.2017 N03-4706 сообщает, что организация ООО "КУРА" ИНН5451202390/КПП542101001 не включена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с тем, что сведения о среднесписочной численности работников за 2015 г. были представлены 12.05.2017., т.е. после установленного срока представления 20.01.2016 г. Также подтверждаем, что в адрес налогоплательщика направлялось письмо N 07-26/003596 от 19.05.2017 г.".
При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии, единая комиссия уполномоченного органа, действуя разумно и добросовестно, на этапе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе осуществила проверку наличия сведений об Обществе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" (https://rmsp.nalog.ru/) и, не имея иных документальных подтверждений отнесения Общества к субъектам малого предпринимательства, могла принять обжалуемое заявителем решение, указанное в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.08.2017 N ППИ 0152300011917000816.
Однако Комиссия в результате рассмотрения в открытом заседании представленных объяснений и документальных доказательств, а именно письма Межрайонной инспекции ИФНС России N 5 по Новосибирской области от 16.05.2017, а также ответа межрайонной ИФНС России N 5 по Новосибирской области, подтверждающего отнесение ООО "Кура" к субъектам малого предпринимательства, пришла к выводу о соответствии самого Общества требованиям, установленным документацией об аукционе, а также о необходимости признания указанной заявки Общества соответствующей требованиям данной документации.
При этом Комиссия отмечает, что, в свою очередь, действуя разумно и добросовестно в рамках гражданско-правовых отношений, Общество могло предвидеть последствия отсутствия сведений о нем в реестре субъектов малого предпринимательства соответственно:
- могло добровольно и дополнительно предоставить во второй части своей заявки на участие в аукционе документальные доказательства своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства - именно те, которые были представлены на заседании Комиссии Омского УФАС России;
- либо могло в судебном порядке обжаловать бездействие налогового органа о невнесении соответствующей записи об Обществе в реестр.
Таким образом, бездействие и самонадеянность самого Общества повлекло для него неблагоприятные последствия, связанные с признанием второй части заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия считает жалобу обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Кура" на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли (Реестровый номер "33.0799.17") (извещение N 0152300011917000816).
2. Признать в действиях Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии Члены Комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 августа 2017 г. N 03-10.1/220-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017