Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГКУ "УКРиС": Сорокина М.А., Смирнова А.Н.,
Департамент города Москвы по конкурентной политике:Гильмановой Д.Ф., в отсутствие представителей ООО "Квадрострой", уведомлены письмом Московского УФАС России от 08.08.2017 NМГ/39506/17
рассмотрев жалобу ООО "Квадрострой" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКРиС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников по 43 адресам ВАО, ЮАО, ЗелАО, САО, СВАО, СЗАО, ЮВАО, ЮЗАО (Закупка N 0173200001417000627) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.08.2017 NМГ/39506/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе установлены неправомерные требования к товарам.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Форме 2 установлены следующие требования к товарам:
- п.41 "Профиль": Размер стороны: [80] мм; Толщина стенки: От 3,0* до 6,0* мм; Площадь поперечного сечения: От 9,01* до 16,83* см2; Свойство 4: [Соответствие ГОСТ 30245-2003];
- п.42 "Болт": Диаметр: [12] мм; Шаг резьбы: 1,7-1,8 мм; Высота головки: 7-8 мм; Свойство 2: [соответствие ГОСТ 7798-70].
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с ГОСТ 30245-2003 значение параметра площади поперечного сечения напрямую зависит от толщины стенки и размера стороны квадрата профиля, а также в соответствии с ГОСТ 7798-70 значение параметра высота головки напрямую зависит от диаметра. Таким образом, Заказчику заведомо известны значения требуемых показателей исходя из установленных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам носит необъективный характер и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 08.08.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
- п.82 и п.83 "Кабель силовой": Напряжение; Число жил; Сечение жил; Номинальная толщина изоляции; Свойство 2: Соответствие ГОСТ 31996-2012.
По мнению Заявителя, требование к толщине изоляции является излишним, т.к. исходит из остальных параметров.
Комиссией Управления установлено, что в Заявителем в составе жалобы не представлено сведений, подтверждающих наличие излишних требований для товара "кабель силовой", в частности по параметру "толщина изоляции", поскольку отсутствует указание при наличии каких основных характеристик данного товара, значение параметра "толщина изоляции" становится очевидным согласно ГОСТ 31996-2012.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
п.3 "Брусок": Шероховатость поверхности; Размер сучков; Размер продолговатых и сшивных сучков по малой оси; Глубина залегания продолговатых и сшивных сучков по малой оси;
п.2 "Пена монтажная": Время пленкообразования при температуре +23°С и относительной влажности 50%; Удельное электросопротивление; Предел по потери целостности или теплоизолирующей способности;
п.4, п.5 "Растворная смесь": Прочность на сжатие; Водоудерживающая способность; Расслаиваемость свежеприготовленных смесей;
п.6 "Блок дверной": Глубина, на которую в закрытом положении входит засов замка в дверную коробку; Разность длин диагоналей; Отклонения от прямолинейности кромок полотна и коробки; Предел по потери целостности или теплоизолирующей способности;
п.16 "Вода": Водородный показатель; Стойкость пены; Окисляемость; Окраска воды;
п.18 "Доска": Шероховатость поверхности: Длина пластевых сквозных, в том числе выходящих на торец трещин; Длина односторонней прорости; Площадь глубоких заболонных грибных окрасок и плесени; Стрела прогиба при продольной покоробленности; стрела прогиба при поперечной покоробленности;
п.23 "Брус": Шероховатость поверхности; Длина односторонней прорости; Площадь заболонных грибных окрасок и плесени; Количество червоточин на любом участке бруса длиной 1 м; Стрела прогиба при продольной покоробленности; Стрела прогиба при поперечной покоробленности;
п.25, п.26 "Смесь бетонная": Плотность бетона;
п.27 "Арматурное изделие": Минимальное временное сопротивление сварных соединений;
п.30 "Сталь": Массовая доля кремния;
п.34 "Эмаль": Время высыхания до степени 3 при температуре 20°С;
п.35 "Сталь": Массовая доля углерода;
п.36 "Кислород": Объемная доля кислорода;
п.37 "Газ углеводородный сжиженный": Сумма бутанов и бутиленов; Объемная доля жидкого остатка при 20оС; Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы;
п.40 "Швеллер": Массовая доля углерода;
п.43 "Прокат стальной": Массовая доля углерода; Массовая доля марганца; Массовая доля кремния;
п.45 "Цемент": Предел прочности при сжатии;
п.53 "Ветошь": Содержание хлопка в составе материала;
п.57 "Грунтовка": Время высыхания до степени 3 при +20 °С;
п.61 "Плитка": Кривизна лицевой поверхности; Водопоглощение; Термическая стойкость глазури;
п.64 "Смесь сухая": Морозостойкость;
п.67 "Краска": Время полного высыхания при температуре 20 °С;
п.68 "Олифа": Содержание сиккативов; Время высыхания до степени 3 при +20 °С;
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 08.08.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
п.53 "Ветошь": Длина рулона 50_60* м; Ширина рулона 80_100* См;
п.184 "Арматурные заготовки (стержни, хомуты и т.п.)": Диаметр 12* _ 14* Мм;
п.11.Блок дверной: Масса 133-135* Кг;
п.12 "Бур": Диаметр желобка 8-14 мм; Толщина перемычки 1,2-1,6 Мм;
п.13 "Анкер-шпилька распорный": Длина резьбы 75-80 мм; Отверстие в основании с зазором 12-14* Мм;
п.27 "Арматурное изделие": Диаметр арматурного стержня [6-7] Мм;
п.42 "Болт": Шаг резьбы 1,7-1,8 мм; Высота головки 7-8 Мм;
п.44 "Анкер-болт": Шаг резьбы 1,7-1,8 мм; Длина 110-120* Мм;
п.46 "Сталь": толщина 0,7* - 0,8* Мм;
п.48 "Шуруп": Шаг резьбы 1,1-1,5 Мм.
Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в аукционе символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
По мнению Заявителя, участникам закупки требуется предоставить в виде диапазона значения параметров, которые не могут быть выражены диапазонным значением.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товара, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1 ч.1, ч2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 08.08.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
- п.33 "Сталь": "Свойство 2 [неравнополочная]", "Свойство 1 [угловая]", "Свойство 5 [Соответствие ГОСТ 8509-93, ГОСТ 380-2005]".
При этом, Комиссией Управления установлено соответствие данного товара нормативному документу, не регламентирующему требуемые свойства: ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент", что нарушает п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 08.08.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Квадрострой" на действия ГКУ "УКРиС" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как Заказчиком выявленные нарушения устранены самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: К.А. Сомов
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 августа 2017 г. N 2-57-9431/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017